1. Эмоциональные качели. Агрессор регулярно подает жертве противоречивые сигналы. Создает видимость благополучной жизни ("Мы столько лет уже вместе, у нас столько планов"), затем неожиданно включает игнор и холод ("Мне нет до тебя дела") или даже начинает оскорблять и обвинять ("Ненавижу тебя! Чтоб ты сдохла! Испортила мне жизнь!"). Цель такой техники насилия - ее также называют "приближение и отдаление" - истощить моральный ресурс жертвы, сформировать у нее хроническую тревожность, "подсадить" на потребность в одобрении и выработать эмоциональную зависимость от агрессора. Но даже если ты все делаешь по указке абьюзера, нет никакой гарантии, что ты не окажешься не прав, ведь ты всегда и все понимаешь немного не так, и тебе всегда есть чему поучиться у главного. Абьюзер оправдывает свою агрессию тем, что говорит пусть горькую, но правду, которую "никто кроме меня тебе никогда не скажет", ведь абьюзер никогда не льстит и не притворяется, и даже если он применяет физическое насилие, так это только для спасения нерадивой души.
2. Придирки и обесценивание. Агрессор быстро "прощупывает" чувствительные места своей жертвы и наносит колкие удары по ее самооценке. Вначале это точечные атаки - "Кажется, тебе не идет этот цвет", "Ты сегодня плохо выглядишь". Если жертва вовремя не дает отпор, в ход идут более тяжелые придирки:
"Мне не нравится, как ты себя ведешь!"
"Мне не нравится твой образ жизни!"
"Ты ничего собой не представляешь!"
"Кому ты такая нужна!"
"Твоя работа/творчество бессмысленны, ты ни на что не годишься!"
Для усиления эффекта агрессор нередко применяет публичные унижения - кричит, отчитывает и оскорбляет вторую половинку в присутствии других людей.
3. Манипуляция чувством вины. В абьюзивных отношениях жертва всегда "виновата". Агрессор переносит на нее ответственность за все ссоры, происшествия - и за свое собственное нездоровое поведение: "Да, я поднял на тебя голос/игнорировал тебя неделю - это все, потому что ты не так посмотрела/не то сказала/неправильно себя вела"
Постепенно жертва привыкает к такому отношению и начинает обвинять себя сама: "Это все из-за меня! Я снова что-то сделала не так!"
Агрессор также может стимулировать самобичевание жертвы: "Догадайся сама! А как ты думаешь?..."
Шантаж и угрозы. Формируя в жертве чувство вины, агрессор может применять к ней психологический шантаж: "Если не сделаешь так, как я прошу - мы расстанемся, сама будешь виновата!"
4. Гиперопека и социальная изоляция. Чтобы заполучить полный контроль над жертвой, агрессор старательно ограждает ее от любого внешнего влияния и тех сфер жизни, в которых жертва остается одна и может почувствовать свою независимость. Это подается как забота:
"Не иди без меня одна!"
"Ты не сможешь с этим справиться без меня!"
"Тебе это увлечение не подходит/вредит!"
"Тебе лучше не общаться с этими людьми, они плохо на тебя влияют!"
"Твои друзья используют тебя/не уважают тебя!"
Зачастую агрессорами становятся люди с тяжелыми нарушениями психики (психопатия, химическая зависимость, нарциссизм), или выросшие в дисфункциональных семьях, где царило обесценивание, нарушение личных границ и применение насилия к близким. Происходящее в абьюзивных отношениях полностью вписывается в их систему ценностей.
Жертвами абьюза становятся люди, у которых есть проблемы с личными границами. Обычно это дети, выросшие в неполной семье, где были проблемы с отцом, потому как именно отец отвечает за формирование у ребенка умения постоять за себя и адекватно себя оценивать. Они неосознанно ищут пусть строгого, но справедливого учителя, который всегда знает как сделать правильно.
Одно правило в абьюзивных отношениях незыблемо - ты всегда будешь не прав и всегда того, что ты делаешь, будет недостаточно, потому что ты, в отличие от абьюзера, неисправимо дефективный человек.