Изгнание евреев из Земли Израиля христианская церковь долгое время считала доказательством своей правоты. Она учила, что Б-г отказался от еврейского народа, поскольку тот не оправдал Его надежд, и избрал для себя их, христиан, в качестве «нового Израиля». А евреев оставил в униженном положении, рассеянными среди других народов в порядке наказания за то, что они отвергли Йешу и как вечное подтверждение истинности христианской доктрины.
Теперь же, когда евреи начинают снова собираться на своей Земле и даже основали здесь государство, так, что христиане получают у них разрешение на посещение своих «святых мест», этой доктрине нанесен серьезный удар, и, возможно, христианской церкви придется ее пересмотреть.
На самом же деле ясные предсказания и об изгнании еврейского народа, и о его возвращении есть в Торе (см., например,но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.
Второзаконие 30:14 ). И книги пророков полны словами утешения о возвращении евреев на свою Землю. Нам с Вами уже повезло стать свидетелями исполнения многих из таких пророчеств.
Несмотря на длительность изгнания, Б-г пообещал, что никогда не откажется от своего народа, как сказано (и тогда как они будут в земле врагов их, — Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их;
Левит 26:44 ): «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо Я Господь, Б-г их».
Ясно, что изгнание является не столько наказанием, сколько исправлением и подготовкой к будущему Избавлению.
В наших книгах говорится о неких «искрах святости», которые в результате греха евреев были рассыпаны по всему миру. И с тех пор евреи должны бродить по свету, чтобы исполнением заповедей, изучением Торы, молитвой в разных уголках нашей планеты собирать эти искры и возвращать их святости.
Об этом говорили наши мудрецы в трактате Псахим Вавилонского Талмуда (87 б): «Изгнан был Израиль в среду других народов лишь для того, чтобы к ним присоединились геры (прозелиты — люди, перешедшие в иудаизм)». Конечно, речь идет о настоящих герах. Но в этих словах содержится и намек на те искры святости, которые мы должны забрать с собой из стран нашего изгнания.
Известно, что в каждой стране сформировалась своя школа изучения Торы. Метод мудрецов Испании кардинально отличается от методов школы тосафистов Франции, хотя мудрецы Испании были их учениками. Нельзя даже сравнить метод скрупулезного анализа текста (ийун), отличающий мудрецов Туниса, с пильпулем мудрецов Польши и Галиции.
Все это многообразие стало возможным лишь потому, что евреи побывали в разных странах, впитывая в каждой стране всё то хорошее, что она может дать. И пока эта задача не будет выполнена, пока не будут собраны все потерянные искры святости, освобождение не придет.
Но, поскольку изгнание является также подготовкой к грядущему Избавлению, ясно, что чем грандиознее будет Избавление, тем дольше должна быть подготовка. Именно поэтому наше изгнание тянется так долго. Это показывает, каких необыкновенных чудес нам нужно ждать в будущем. Остается лишь пожелать нам с Вами удостоиться увидеть эти чудеса своими глазами.