Воскрес ли Иисус ?
Первый вопрос, однако, где он был похоронен.
Согласно трактату Санхедрин, если человека приговорили к смерти за религиозные преступления, то его должны похоронить в общей могиле.
А если римляне приговаривали к распятию , то распятый должен весеть на кресте долго, устрашая, подвергаясь поедания падальшиков, а хоронить остатки в итоге, в общей могиле.
Снять с креста можно было лишь как исключение, в особые римские праздники, по просьбе богатых и влиятельных родственников.
Но, тогда праздник был иудейский, а родственников в Иерусалиме у Иисуса не было.
Ап Павел пишет религиозную формулу , "Иисус был погребён", то есть в 50+ годах у христиан была вера , что Иисус был достойно погребён.
У Исайи, в главе 53, говориться что праведник что будет страдать за грехи будет однако похоронен в "могиле богатого".
Однако первое евангелие Марка, заканчивается на приходе женщин мироносиц к могиле , они увидели ангела, он им сказал скажите ученикам что нужно идти в Галилею.
Но, они никому ничего не сказали.
При этом ранее Иисус сам говорил, после воскрешения идите в Галилею.
Поэтому, ученики и сами пошли в Галилею где и увидели воскресшего Иисуса.
это не записано в ев Марке, а 16 9:20, записано позднее и есть краткое резюме окончания ев Луки.
Но, важно что, ев Марка вводит "пустую гробницу ", а значит и сам факт достойного погребения Иисуса как факт, который до этого не был известен христианам.
В деяниях Луки Иисуса хоронят весь совет священников , в евангелиям -Иосиф аримафейский.
А ев марка говорит, было достойное погребение, но о нем не было известно так как свидетели не распространялись.
Первые христиане могли только надеется на это, на достойное погребение.
Ап Павел пишет что "разумным всяк висящий на древе", а Иисус не может быть разумным ибо праведник.
Но, если его сняли с креста в пятницу , он и не стал разумным.
Критики христиан поверили в сам факт пустой гробницы, но выдвинули контр объяснения.
Как ответ этом критикам , в ев Матфея могилу охраняют римские воины, а в апокр ев Петра, могилу опечатывают семью печатями.
При этом, воскресший Иисус у Матфея говорит женщинам ( но они пришли без мира ), что нужно идти в Галилею.
А на горе в Галилее, приходит Иисус, при этом были те, кто усомнился что он это он.
Иисус сказал им, я останусь а вами, а вы идите крестить народы.
В ев Луки, Иисус является в Иерусалиме, а не Галилеи.
При этом, он является двоим путникам и они его не узнают до ужина.
По деяниям Луки, Иисус остаеться 40 дней, а потом возносится.
В ев Марка и Матфея, Иисус не возносится , но пророчествует что будет сидеть рядом с Богом.
В 1 Петра, эфес , евреям , так же говориться что Иисус сидит на небе рядом с Богом, но это поздние книги.
В ев Иоанна, есть мотивы Матфея- "унос тела", Луки- " ученики сомневаются в воскресении ".
При этом ап Павел, описывает видение Иисуса так, что он видел свет, от чего он временно ослеп и слышал голос Иисуса.
Он ставит свой опыт с опытом иных" Иисус явился Петру, двенадцати ... потом мне ".
Вывод: анализ христианского предания показывает, мы не знаем как был похоронен Иисус , но его достойного погребение это было бы исключение из правил.
У кого-то их первых христиан, возникло мистическое ощущение присутствие Иисуса после его смерти.