#p78617,Гудвин написал(а):остановилось, солнце или земля?
"Относительно дел рук Моих, Господь говорит: “Указывай Мне”" (Исаия 45:11, перевод из Библии короля Иакова)
4 Царств 20. В ней Исаия, в качестве доказательства пророчества, которое он дал Езекии, попросил Господа повернуть солнце назад на десять ступеней. Десять ступеней ровны 40 минутам. Так что 23 часа 20 минут в книге Иисуса Навина плюс 40 минут в 4-й книге Царств составляют те самые недостающие 24 часа
12 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!
13 И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»?
14 И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля
Вот что пишет З. Дашевский:
Что же здесь произошло и когда это было? Этот вопрос вызывает трудности у всех комментаторов. Мидраш приводит нам три различных точки зрения по поводу того, что там происходило. Все три мнения сходны в понимании того, что солнце в тот день останавливалось дважды. В 13-ом стихе имеется следующая трудность. Сказано там: "остановилось (или стояло) солнце посередине неба (то есть в высшей точке) и не торопилось заходить. Что это значит? Если оно было близко к закату - то, следовательно, оно должно быть у горизонта. Так где же оно - посередине неба или у горизонта?
Ответ дается такой, что один раз оно остановилось в полдень, а второй раз - перед заходом. Почему так? - Потому что Йеhошуа (очень умный) попросил об этом. Когда они шли наверху, в горах, то несмотря на разгар лета (Тамуз) жара не так сильно чувствуется, а в долине, где убегает неприятель, - там жарко нестерпимо. На сколько времени остановилось солнце? Одни говорят, что на 6 часов, другие - что на 12. Есть три мнения, что все это продолжалось: 24 часа, по второму мнению - 36 часов и по третьему мнению - 48 часов.
И все происходило таким образом: 6 часов солнце шло, 6 часов (или больше, соответственно другим мнениям) - оно стояло, потом еще 6 часов шло и потом еще сколько-то стояло. Когда Йеhошуа спустился в долину, солнце уже подходило к горизонту, и уже не было так жарко, и оно еще светило сколько-то часов, пока евреям нужно было добивать противника. Весь спектр ответов сходится в том, что остановка происходила в двух положениях.
По-видимому, луна останавливалась синхронно с солнцем. Трудность здесь состоит в том, что Йеhошуа приказывает такую вещь, которую вроде бы не понятно, как исполнить. Он говорит: "Солнце над Гивоном - стой, а луна - в долине Айалона". Ясно, что движения светил сохраняются, и они по ним продолжали двигаться. Что же тогда происходит? - Если принять то, что это время - 3-ье Тамуза, то тогда понятно, что это время очень близкое к новолунию, когда луна появляется на небе только перед самым заходом солнца и на небольшой промежуток времени, а до этого она совершенно не видна, потому что новолуние - это положение, когда луна почти в створе с солнцем. Поэтому-то в полдень там никакой луны вообще нет на небе и есть только солнце, которое стоит над Гивоном. Когда же солнце "не торопится зайти", то тогда над долиной Айалона - и луна есть (она там появляется). Тогда получается все очень складно.
Есть такое мнение, что это был канун шаббата, и Йеhошуа просил, чтобы солнце постояло, для того, чтобы не начинался шаббат, и чтобы евреи успели перебить врагов. С другой стороны, есть мицва, что во время войны, если уже началась, например, осада города, то ее следует продолжать. Правда, опять-таки, поскольку это была война не за Израиль, а за Гивон, то Йеhошуа не совсем был уверен, что он имеет право вести эту войну в шаббат. Даже в том случае, если бы он и был уверен, он, безусловно, не хотел бы деморализации евреев, которые воюют за кого-то, да еще и должны нарушать шаббат. Поэтому-то он и попросил, чтобы в эти 24 часа шаббат не начинался.