#p381074,Lisa написал(а):Так какого пола Бог?
Мужского, женского или кошачьего?
अर्धनारीश्वर, IAST: Ardhanārīśvara) — андрогинное индуистское божество, объединённая форма божества Шивы и его супруги богини Парвати (также известной под именами Деви, Шакти и Ума).
На более высоком уровне практики тантрической садханы он почитается в практиках верхних амнай, так как Ардханаришвара – символ слияния Кундалини с Парамашивой в сахасрара-чакре. Ардханаришвара, хотя в основном связан с левой и правой сторонами, но также он еще и символ союза неба и земли, низа и верха, всеприсутствия. Ардханаришвара – это реальность, которая присутствует в сахасрара-чакре, где Шива и Шакти в предельной связи, они оба пронизывают собой все свое мироздание. Их союз – это союз света и звуковой вибрации, которые лежат в основе сотворения всей Вселенной.
Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж
Ардханаришвара представляет собой синтез мужской и женской энергий вселенной (Пуруша и Пракрити) и иллюстрирует, как Шакти, женский принцип Бога, неотделим от Шивы, мужского принципа Бога. Союз этих принципов возвышается как причина и суть всего творения. Другая точка зрения заключается в том, что Ардханаришвара является символом всепроникающей природы Шивы.
Из пяти ликов Шивы, Вамадева находится с северной стороны, а Агхора с южной. «Вама» – означает красота, также – женщина. В каулических ритуалах, таких как лата-садхана, женщина садится с левой стороны от мужчины. Богиня Вама – это та, кто сотворяет Вселенную. Северная сторона – это левая сторона, а Агхора – правая.
Северная сторона для индийцев связана с умиротворением, тонкостью восприятия. Там задействованы все силы на то, чтобы восприятие перешло сначала в пространство творческого сознания, максимально развивая тонкое тело, в конечном счете поднимая сознание к его полной свободе, к мукти.
Правая же сторона, или направление, где пребывает Агхора, позволяет преодолевать внешние препятствия мира, южная сторона – это именно война, «раджас», где надо подавлять бушующие страсти.
Йогические тексты поэтому и говорят, что йогин, который попадает под влияние «солнца», «раджаса», идет к погибели, идет к Яме, который и связан с южной стороной. Если это перевести на понятный язык, то йогин должен гибко использовать все изменчивые формы для достижения чего-либо, но они не должны его «поглощать», увлекать.
Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж