Как психология может объяснить веру человека в Бога (не имеет значения, существует он или нет)? Что Вера в Бога может дать человеку, и почему многие люди приходят к вере в трудные периоды жизни?
Как получается так, что люди попадают в секты, где ими манипулируют и контролируют их жизнь? Почему после выхода из секты люди долгое время не могут начать жить и не искать новую церковную организацию или другое новое учение?
Прежде всего хотелось бы разделить веру в Бога и участие в секте, либо в официально признанной религиозной организации.
Верующий в Бога человек не обязательно будет вступать в религиозную организацию. Он может занимать по поводу веры свою независимую позицию.
Вера в Бога зачастую обусловлена поиском закономерностей в жизни, наполненностью её смыслом. Ведь если всё когда-нибудь закончится, зачем всё это было? Человеку хочется верить, что у кого-то более разумного, чем он сам, есть определенный позитивный план в отношении его. Что кто-то в итоге контролирует ситуацию и не допустит фатальной ошибки. Это позволяет человеку чувствовать себя в относительной безопасности.
По сути человек проецирует Бога с самого себя. Если в человека вложен образ доброго, умного, заботливого родителя на которого всегда можно положиться, то и Бог в его представлении будет таким же. Если человек привык разговаривать на языке силы, имеет множество детских травм, то и Бога может видеть опасным автократом, которого необходимо постоянно задабривать, служа ему и прося у него прощение.
Вера не появляется на пустом месте и всегда отражает желания, ожидания и страхи человека.
Вступление же в религиозную организацию — это разделение личной ответственности. Причастность к чему-то. Ощущение избранности, наполненность жизни смыслом и значимостью — «я занял самую правильную, а значит и самую надежную нишу, у меня есть тыл, я не одинок, т.к. имею поддержку со стороны».
Также нахождение в секте это определенные чувственные переживания, контакты с близкими по интересам людьми, выполнение ритуалов, как способа структурирования времени, при котором люди обмениваются хорошо известными и заранее запрограммированными поглаживаниями, избавляясь тем самым от чувств вины и тревоги, находя для себя защиту. Ритуалы могут выполнять функции и не связанные с интрапсихической защитой. Например, некоторые люди стараются контролировать поступки и действия других, «перекладывая» на них собственные ритуалы. Подобное поведение отражает агрессивность, защищает от тревоги, чувства вины и беспомощности.
Поэтому члены сект это в основном люди с повышенной тревожностью, легко поддающиеся влиянию со стороны.
Посещение церкви по праздникам может быть также частью культуры, традиций. Чтобы не выделяться из среды, в которой находишься, быть принятым обществом и не давать повода для претензий.