Я тут решил писать короткие статейки/уроки. Писатель из меня никакой. Так что буду благодарен за любой кинутый в меня конструктивный помидор.
Не убивай.
(Матф.5:21-26)
… язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
(Иак.3:8-10)
Говорю же вам, что за всякое праздное слово,
какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
(Матф.12:36,37)
Текст.
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Матф.5:21-26)
Возьмем еще вот этот параллельный по смыслу текст.
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Матф.18:15-20)
Осознаем ли мы, насколько сильно, влияют на нас мысли и слова?
Возьмем классический пример со словом «лимон». Спелый, свежий, сочный, лимон. Одно лишь слово вызывает у нас вегетативную реакцию. И это не то, что было с собачками Павлова. Это не реакция на ожидаемое поедание сочного лимона. Это просто набор знакомого сочетания звуков, ассоциативно связанных в нашей психике с образом этого фрукта, с его вкусом, химическим составом, запахом. Мы не собираемся есть лимон, у нас его даже нет, мы его не видим, не чувствуем его запах, и тем более не едим.
СЛОВО ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА НАС ВОПРЕКИ ФАКТАМ. СЛОВО ОКАЗЫВАЕТСЯ СИЛЬНЕЕ ЧУВСТВ. СЛОВО ПОДМЕНЯЕТ ЧУВСТВА, ИСКАЖАЕТ ИХ.
И не имеет значения, я сам вспомнил про лимон, или кто-то мне про него напомнил, реакция будет одинаковой. (Заповеди на скрижалях параллельны.)
Пример с лимоном, нам вроде как понятен. А что на счет любых других слов? Они действую так же, просто мы этого обычно не замечаем.
Читая интересную книгу, мы сопереживаем героям, испытываем с ними различные эмоции, радуемся, злимся, гневаемся, иногда может даже плачем, мы живем с ними в их мире. Слова, прочитанные нами в книге, могут надолго оставить в нашей психике след, изменить наш характер, образ мысли и модели поведения.
Друзья, становятся похожи друг на друга, одинаково мыслят, одинаково говорят, становятся похожи жесты, мимика, походка. Они копируют друг друга.
Когда мы говорим о человеке, мы подразумеваем наличие разума. Мы не рассматриваем человека как животного, с определенным набором инстинктов, как собаку например. Нам интересен его внутренний мир, образ его мысли, идеи и убеждения которыми он живет. Если человек живет исключительно инстинктами, он очень быстро перестает быть интересен. Мы конечно с удовольствием смотрим передачи про животных, мы хотим узнать их инстинктивное поведение, но как только мы получаем достаточно информации, мы перестаем интересоваться. Мы не станем заводить дружбу с обезьяной. В этом нет смысла.
Человек – это животное обладающее разумом. Человек, живет тем во что верит. Согласно тому багажу знаний, умений и навыков, которым научен. Убеждения же, могут быть истинными или ложными.
Итак, что происходит, когда человек гневается? Эмоция гнева – это защитная реакция нашей психики на внешнюю угрозу (стимул). Она подготавливает тело к отражению атаки.
Идет человек по улице, и вдруг что-то резко ударяет его в спину. Психика воспринимает это как угрозу, и впрыскивает в кровь гормональный бульон. Человек испытывает гнев. Руки сжимаются в кулак, но через мгновение, человек видит откатывающийся мяч, и детей на площадке, испуганно смотрящих на него. Негативная эмоция резко сменяется на желание погонять мяч вместе с малышами. Нормальный набор реакций нормального человека.
Если бы человек в подобной ситуации не испытал никакой негативной эмоции, мы бы подумали что с ним что-то не так. Так же, если после осознания что никакой угрозы нет, человек продолжал бы гневаться на ни в чем не повинных детей, мы бы заподозрили его в неадекватности.
Что происходит в психике человека, который гневается в ситуации, где гневу не причин? Мысль! Убеждение. «Мне всегда не везет», - может думать такой человек, гневаясь на себя, или: мне всегда попадаются такие бестолковые, которые делают мне плохо. Обвиняя при этом весь мир.
Не важно, гневается ли человек на себя, или на ближнего – результат один, он разрушает самого себя.
Иисус говорит, что такого человека необходимо судить.
… всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; (Матф.5:22)
Надо помочь человеку избавиться от негативной мысли. Помочь ему понять себя. Ошибочность убеждения, или идеи. Научить, если человек не понимает ситуацию, объяснить.
Дети – прекрасный пример для осмысления темы.
Дети учатся. Дети – это познавательный интерес в чистом виде. И у них часто что-то не получается. Они гневаются, злятся, плачут. То унывают, то обвиняют. Задача взрослого, помочь ребенку. Если не знает – рассказать, если не понимает – объяснить, если не может – помочь. Ребенок может говорить обидное, но взрослые не обижаются, они понимают, что ребенок просто еще не понимает, и делает это не со злым умыслом, и с удовольствием объясняют ему, почему нельзя так делать. Взрослые прощают детей.
А если взрослый не понимает?
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; (Матф.18:15)
… неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? (1Кор.6:5)
Пока человек испытывает гнев – он борется. Он еще не сдался. Он пытается разрешить ситуацию. Но когда человек смиряется с ситуацией, отказывается от стремления разрешить ее, и вешает на себя или на ближнего ярлык – его заблуждение становиться твердыней. Проблема проваливается в область бессознательного. Теперь он не переживает, не испытывает негативной эмоции, он смирился с тем что он или ближний - «рака». «Вот я такой и меня не исправить. Извиняйте уж, вам придется с этим жить».
…кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; (Матф.5:22)
Вот решил человек для себя, что некто вот такой, повесил на него ярлык, засунул в рамку, и все. И все отношения с ним выстраивает исходя из навешанных ярлыков. Никакие попытки изменить его мнение не воспринимаются всерьез, не вызывают интереса и желания понять и изменить свое мнение. Не реагирует он. Христос говорит, что в такой ситуации нужно звать на помощь еще кого-то, кто мог бы помочь вразумить.
…если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; (Матф.18:16)
Рассмотрим это на детях.
Ребенок познает мир. Ему важно все знать, он растет, и скоро он станет взрослым. Поэтому детей называют почемучками. Хорошо если родители стараются отвечать на вопросы ребенка, а если нет? Чаще так и бывает. Ребенок задает вопросы, а родители раздражаются на него. Игнорируют. А ведь в раннем возрасте, родители для ребенка единственные учителя. У ребенка масса вопросов, но ответы на них он не получает, начинает чувствовать себя ущербным, начинает унывать, тревожится. И в конечном итоге смиряется. Психика ребенка перестает задавать вопросы, познавательный интерес затухает, и в дальнейшем, ребенок не пытается понять суть, а просто начинает подчиняться правилам. Просто делает то, что от него требуют. Когда такому ребенку пытаешься что-то объяснить, он поначалу не понимает этого. Его приходится увлекать, заново возбуждать в нем познавательный интерес. Вовлекать в учебный процесс. И даже тогда он с опаской смотрит на тебя, как бы с недоверием.
А если родители к тому же называют ребенка бездарем, грязнулей, неряхой, глупышкой? Весь в папу, вся в маму? Детская психика впитывает информацию как губка. Без критики.
Чем старше человек становится, тем меньше он проявляется познавательный интерес. Всем нам нужно вернуться в детство, заново запустить процесс познания.
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
(Матф.18:1-6)
Ситуация еще более усугубляется когда человек теряет надежду.
Когда человек чего-то не может понять, он откладывает это на потом, не думает об этом, но и не отказывается от решения. Возможно, когда-то в будущем он это поймет. Или возможно когда-то в будущем он сможет донести ближнему истину.
Но если человек теряет надежду на то, что он когда либо сможет решить проблему, он перестает быть восприимчив вообще. Он просто засыпает, становится безразличным к жизни, к самому себе и к окружающим. Признает себя или ближнего безумным, то есть безмозглым, не способным к мышлению как таковому. Вообще престает воспринимать хот какую-то информацию. Никого не слушает, ни о чем не думает.
…кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. (Матф.5:22)
Человек как бы отказывается быть человеком. Полностью отказывается от благодати. Приравнивает себя к бессловесным животным. Или так воспринимает ближнего.
И в том и в другом случае, человек хулит Духа Святого.
…если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Матф.18:17)
Нам, ученикам Христовым, дана власть прощать грехи кровью Христа.
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
(Иоан.20:21-23)
А мы просто отворачиваемся от ближнего, считая его безумным. Не способным к пониманию и исправлению.
Вот ходит человек в церковь, читает библию, принимает участие в жизни церкви, служение какое-то ведет, считает себя верующим. Приносит себя в жертву Богу. Он так думает.
А дома у него недовольная жена и дети сами по себе. Сосед злится, потому что он ему долг не отдает, на работе начальник не доволен. Зато он ходит в церковь.
Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
(1Иоан.4:20,21)
Любовь к Богу выражается в любви к ближнему. Как человек может быть в эмоциональной гармонии, если все вокруг им не довольны? Какая может быть молитва, при душевном беспокойстве?
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
(Матф.5:23,24)
В результате человек остается ни с чем. Жена подаст на развод, сосед подаст в суд, и с работы уволят, а дети потом спросят: а что ты для нас сделал па?
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Матф.5:25,26)
- Подпись автора
Исследуйте себя внимательно... (Соф.2:1)
Проект христианской соцсети. Буду его приводить в Божеский вид если найдется 100 участников. https://frend-zona.ru/