О чудном голосе девочки так же, писала и артистка Гринева-Кузнецова:
«Я заглядываю в первую (три шага от входа) комнату: там кроватка, в которой в полном одиночестве раскачивается младшая дочь Марины — двухлетняя Ирочка. Раскачивается — и напевает: без каких-нибудь слов — только голосом, но удивительно осмысленно и мелодично».
Однако Цветаева явно не разделяла их мнения считая, что ребёнок отстаёт в развитии. Это привело к тому, что поэтесса испытывала к ней меньшую приязнь, чем к старшей. Это становится понятно благодаря записи из дневника Цветаевы за 17 декабря 1919 года:
Между кроватями мотается Ирина. Даю Але сахар. Взрыв кашля, Аля с расширенными от страха глазами молча протягивает мне вынутый изо рта сахар: в крови.
Сахар и кровь! Содрогаюсь.
— «Это ничего, Алечка, это от кашля такие жилки лопаются».
Несмотря на жар, жадно ест.
— «А что ж Вы маленькую-то не угостите?» Делаю вид, что не слышу.— Господи! — Отнимать у Али! — Почему Аля заболела, а не Ирина?!!—
В итоге меньшая любовь к младшей сказалась и на методе её воспитания. Частичное представление о том, что происходило в доме поэтессы, нам даёт её биограф Виктория Швейцер в своей книге Марина Цветаева:
Среди знакомых не было секретом отношение Цветаевой к младшей дочери. Н. Я. Мандельштам говорила мне, как были потрясены они с Мандельштамом, когда Цветаева показала им, каким образом она привязывала Ирину «к ножке кровати в темной комнате».
Великий русский поэт, написавший знаменитые «Воронежские тетради». Его семья дружила с Цветаевой, и они не редко ходили друг к другу в гости. Что же касается «привязыванию» к ножке стула, то в своём дневнике Цветаева объясняет зачем подобные меры были необходимы. Запись от 10 ноября 1919 г:
Если Аля была со мной, первым делом отвязываю Ирину от стула. Стала привязывать ее с тех пор, как она, однажды, в наше с Алей отсутствие съела из шкафа полкочана сырой капусты.
Помимо этих двух записей о подобном отношение к Ирине в своих записях упоминает ранее упомянутая великая русская поэтесса Вера Звягинцева. Из них мы узнаём к чему привела такая методика воспитания:
«Всю ночь болтали, Марина читала стихи… Когда немного рассвело, я увидела кресло, все замотанное тряпками, и из тряпок болталась голова — туда-сюда. Это была младшая дочь Ирина, о существовании которой я до сих пор не знала. Марина куда-то ее отдала в приют, и она там умерла»
В этой записи особенно интересует запись «болталась голова». Некоторые биографы Цветаевой объясняют подобное поведение умственной отсталостью или даже аутизмом Ирины. На основе этого они выдвигают теорию, что у Цветаевой просто не выдержали нервы из-за чего она и стала использовать столь спорную методику воспитания. Что ж, не буду судить о моральной стороне данного утверждение, дабы оставаться непредвзятым. Меня скорее интересует верность сказанного. Действительно, болтание головой отнюдь не единственная странность в поведении Ирины. Вот, к примеру запись в Дневнике Цветаевой от 4 января 1920 года:
Выхожу на лестницу курить. Разговариваю с детьми. Какая-то де-вочка: — «Это Ваша дочка?» — «Родная».
В узком простенке между лестницей и стеной — Ирина в злобе колотится головой об пол.
— «Дети, не дразните ее, оставьте, я уже решила не обращать на нее внимания, скорей перестанет», говорит заведующая — Настасья Сергеевна.
— «Ирина!!!» — окликаю я. Ирина послушно встает. Через секунду вижу ее над лестницей.— «Ирина, уходи отсюда, упадешь!» кричу я.— «Не падала, не падала, и упадет?» говорит какая-то девочка.
— «Да, вот именно», говорю я протяжно — спокойно и злобно — «не падала, не падала — и упадет. Это всегда так».
В своих записях Цветаева описывает отнюдь не свойственное обычному ребёнку поведение. Однако, здесь сразу же возникает возражение ввиду того, что подобные высказывания могут быть следствием предвзятого отношения поэтессы к дочери. Впрочем, основная причина сомневаться в правдивости информации об аутизме Ирины заключается в другом. Как было сказано ранее, она обладала весьма мелодичным голос и очень любила напевать, лёжа в колыбельке. Это поведение явно не соответствует образу умственно отсталого ребёнка.
Соответственно прихожу к выводу, что Ирина не была такой изначально. Этот факт подтверждает анализ поведения некоторых детей в детских домах, а также в неблагополучных семьях. Болтание головой, как оказалось, это довольно распространённое, среди них, явление. Таким образом малолетние инстинктивно пытаются привлечь к себе внимание. В особо запущенных случаях, они могут начать биться головой о стену или об пол, зачастую разбивая её в кровь. Более того на проверку оказалось, что такие дети в среднем заметно отстают в развитии от своих сверстников, что происходит ввиду отсутствия обучения со стороны родителей.
Из всего этого следует, что Ирина вела себя так из-за отсутствия надлежащего ухода, а не из-за психологических проблем. В этом сама себе признаётся и сама Цветаева. Запись от 18 марта 1920 года:
История Ирининой жизни и смерти: на одного маленького ребенка в мире не хватило любви.
А из записи от 1-го июня 1918 г можно понять, что Цветаева в принципе не очень ладила с детьми:
Почему я люблю веселящихся собак и не люблю (не выношу) веселящихся детей?!
Детское веселье — не звериное. Душа у животного — подарок, от ребенка (человека) я ее требую и, когда не получаю, ненавижу ребенка.
Люблю (выношу) зверя в ребенке, в прыжках, движениях, криках, но когда этот зверь переходит в область слова (что уже нелепо, ибо зверь бессловесен) — получается глупость, идиотизм, отвращение.
Зверь тем лучше человека, что никогда не вульгарен
Когда Аля с детьми, она глупа, бездарна, бездушна, и я страдаю, чувствую отвращение, чуждость, никак не могу любить.
Впрочем, стоит отметить, что Цветаева могла не заботится об Ирине не только из-за негативного отношения, но и ввиду лености самой Марины. Вот что, к примеру можно узнать из книги вышеупомянутой Швейцер, которой довелось побеседовать с сестрой Цветаевой, Анастасией:
Анастасия Цветаева вспоминала, как, вернувшись весной 1921 года в Москву после четырехлетнего отсутствия, она ужаснулась тому запустению, беспорядку и грязи, которыми зарос дом сестры. Воспользовавшись ее отсутствием, она начала приводить все в порядок; мыть, чистить, гладить… И вместо благодарности услышала от вернувшейся домой Марины: «Мне это совершенно не нужно!.. Не трать своих сил!»
Так или иначе, в конце концов Цветаева решила отдать дочерей в приют Кунцево, куда они и отправились 14/27 ноября 1919 года. Некоторые деятели культуры предполагают, что это было сделано из-за отсутствия денег у поэтессы. Однако со слов знакомой Цветаевой Сааякянц, у неё была возможность отправить их в детский московский садик благодаря связям с советским скульптором Н. В. Крандиевской, которая в те времена имела влияние и значительные средства. Что же касается безденежья, то Цветаева пишет об этом в своём дневнике за 28 ноября 1919 года, в первые дни пребывания дочерей в приюте:
Меня презирают — (и в праве презирать) — все. Служащие за то, что не служу, писатели, зато, что не печатаю, прислуги за то, что не барыня, барыни за то, что в мужицких сапогах (прислуги и барыни!) Кроме того — все — за безденежье. А то, что уже вне единицы — Поэты! — восторгаются.
Из этой записи отчётливо видно, что Цветаева нигде не работала. Более того и она и её окружение придерживались мнения, что при желании, она могла устроится в издательство или на любую другую работу. Так же, Цветаева имела возможность зарабатывать деньги за счёт продажи своих вещей, которые достались ей вместе с домом от отца — известного философа, обладающего значительными средствами. О том, что в доме даже после коммунистической революции оставалось много добра, говорится в книге «Претерпевшие до конца» Елены Семёновой. Многие её вещи до сих пор можно увидеть, посетив дом-музей Марины Цветаевой, который был построен в её бывших апартаментах.
Продать же накопленные богатства можно было на многих чёрных рынках, крупнейший из которых находился на Сухаревке. Поскольку власть большевиков тогда была ещё слишком слаба, она не прекращала их работу до начала 1930 года. В связи с этим бывшая аристократия имела возможность беспрепятственно продавать своё имущество на этих рынках обычным людям и контрабандистам, получая за это солидные суммы. О возможности заработать деньги за счёт продаж пишет и сама Цветаева в своём дневнике за 26 декабря 1919 года:
«Я так мало женщина, что ни разу, ни разу мне в голову не пришло, что от голода и холода зимы 19 года есть иное средство, чем продажа на рынке».
Отредактировано Бастет (18.08.24 13:55)
- Подпись автора
Dura Bastet, sed Bastet
Фелинофилы всех стран, соединяйтесь!