Начало саентологии
Сразу же по выходе в свет ДСНДЗ ожидал оглушительный успех. Не будем забывать, что в пятидесятых годах в области душевного здоровья официально признанными были только психиатрия и психоанализ. Тогда еще не было всех тех видов индивидуальной и групповой психологической терапии, которые возникли за последние четыре десятилетия. Не было ни йоги, ни медитации, ни эзотерических направлений, ни движения Нового Века (New Age). Вот почему книга Хаббарда произвела эффект разорвавшейся бомбы. Она стала реальной альтернативой психотеррору психиатрии, мучившей своих жертв наркотиками, электрошоком и удалением кусочков мозга. Если в то время с вами случалось несчастье, и ваш доктор исчерпывал все возможности своего мастерства, то следующим на очереди был психиатр. Психоанализ для большинства был слишком дорогостоящим, в то время как плата за электрошок обеспечивалась из вашей медицинской страховки. Теперь же с выходом “Дианетики” появился шанс помочь самому себе и своему ближнему! Не удивительно, что многие прочитали и стали применять книгу Хаббарда. Люди покупали ее, читали и одитировали друг друга. Вскоре обозначилась необходимость координации усилий и систематического обучения. В городе Элизабет, штат Нью Джерси, был образован Хаббардовский Фонд дианетических исследований. Его отделения открылись в Лос Анджелесе, Нью Йорке, Чикаго и Гонолулу, с главными центрами в Элизабет и Лос Анджелесе.
Начав на высокой ноте, Фонд вскоре (в 1951 году) попал в финансовые затруднения из-за плохой предсказуемости результатов. Сам Хаббард мог одитировать, но никто другой не был способен на это. Один из первых его последователей якобы выручил его, но на деле лишь привел Фонд к окончательному краху и скупил права Хаббарда на его же детище, т.е. права на публикацию и авторские права на все публикации Фонда, включая “Дианетику - современную науку душевного здоровья”. Хаббарда оставили с пустыми руками. Для того чтобы продолжать свою работу, он организовал “Хаббард-колледж”, а вместо слова “дианетика” стал использовать слово “саентология”. В конце 1954 года после судебных тяжб Хаббарду были возвращены права на публикацию и авторские права на дианетику. Однако к этому времени слово “саентология” получило уже такое широкое хождение, что с тех пор Хаббард уже был с ним неразрывен. С того времени значение слова “дианетика” свелось к наименованию одной из техник одитинга [4].
Термин “саентология” (с помощью еще одного этимологического фокуса) образован из латинского “scire” (“знать”) и широко употребляемого греческого суффикса “-ology” (“наука о”). Таким образом, это наука о том, как знать. Знать что? Ответы на проблемы и вопросы жизни, своего личного существования, на вопрос о том, откуда человек приходит перед тем как родиться и куда уходит после смерти. Можно видеть, что Хаббард пошел дальше идеи, представленной в ДСНДЗ и заключавшейся всего лишь в описании терапии. Теперь с рождением саентологии его цель состояла в том, чтобы сделать человека способным на основе собственного самоопределения установить, кто он такой, откуда он пришел, почему он находится здесь, и т.д. Он хотел, чтобы люди нашли истину в самих себе, вместо того чтобы следовать чужой истине. По словам Хаббарда, саентология является “ религиозной философией в высшем смысле этого слова, поскольку она ведет человека к полной свободе и истине.” [2]
С практической точки зрения, саентология представляет собой набор методов, которые помогают человеку рассмотреть и осознать свое существование. Она не дает преклиру или тому, кто ее изучает, каких-то готовых ответов. Она дает представление об умственных механизмах, о том, как в жизни они могут оказаться ловушкой, и как их можно использовать в одитинге, для того чтобы выбраться из ловушки. Одитинг - это исследовательский метод, позволяющий заглянуть в личную вселенную человека, в его внутренний мир.
Целью дианетики был “здоровый счастливый человек с высоким коэффициентом интеллекта”, цель саентологии состоит в том, чтобы “увеличить духовную свободу, интеллект, способности и привести к бессмертию”. (Обе цитаты из [2].) Разумеется, нельзя “привести” человека к бессмертию, поскольку он и так обладает им. Однако его можно привести к осознанию своего бессмертия.
- Подпись автора
Ничто не вечно, кроме позора (c)