Нельзя понять Новый Завет без понимаете ВЗ ибо НЗ ссылаеться на ВЗ.
Иисус цитирует пророков , упоминает Авраама, Моисея, Давида.
В НЗ цитируют пророков, Осию, Малахию, Исайю, Иеремию, Иезекииля, Иоиля и др
Поэтому нужно понимать кто это.
Все строится на легенде о Аврааме.
Был Авраам от кого произошли народы : аммонитяне, моавитяне, идумляне, амаликитяне, мадиатяне, арабы и др
И конечно евреи.
Евреи по легенде ещё кочевали в Египет из-за засухи , пробыв там из-за засухи и размножившись в 10 раз от 70 человек до 600-700( при этом были ещё и слуги ), вернулись в Ханан, где стали жить воюя с соседними народами.
Ничего особенного, однако во время царя Давида , когда евреем удалось завоевать или подчинить соседние небольшие государства, то эта легенда была развита на основе опыта войн во времена Давида.
Далее, после сына Соломона, государство распалось, то в северной части , Ефреме или Израиле в узком смысле , его изменили в пользу Моисея, против Аарона и др героев севера, а в южном царстве, Иудеи-в пользу южных героев.
Это версии E элохист( от имени бога Элохим) и J от бога Яхве.
Позднее , когда северное царство Израиль будет уничтожено Ассирией , а жрецы перебегут в южное царство , где две версии ко времени царя Езекии объединят в документ JE.
Далее , во времена Езекии создадут жреческий кодекс , P ( от слова Priest жрец ) и документ D, втрозаконие, книга Второзаконие , пятикнижия Моисея, во время царя Иосии
В вавилонском плену доработают P, немного D, а главное соединят JE и P, творчески , добавив D, и получат пятикнижие, конечно есть и тест редактора R.
Текст JE, это ещё моналатрия, но P в редакции после плена уже монотеизм , и D монотеизм.
Во время царя Иосии на основе летописей, будет написан теологический комментарий на это, с целью доказать что когда евреи верили в Яхве,
жизнь была хорошая и наоборот .
Но даже по этому предвзятому комментарию этого невидно, даже царю Езекии, помог Вавилон, водопровод , а бог Яхве не спас от ушерба от Ассирии , хотя пророк Исайя и говорил мало верили , мало советовались со жрецами.
Дальше одни пророки Яхве учили что Яхве поможет в борьбе с Вавилоном, Грецией, ошиблись , были правы те, пророки и нет, кто учил подчинения оккупантам, Иеремия, Иезекииль, сторонники царя Ирода, Иосиф Флавий.
Промежуточный вариант времена греков ибо было время победы и независимости и были мученики герои, что погибли за грехи.
Так же, в книге Данила времён греков говорится , что царь-помазанник будет убит, но выполнит свою роль.
Завет с Давидом
Так как династия Давида была долго ( или всех царей объявли давидидами) то возникла идея что Бог не дал ей вечное царство.
А когда она исчезла , то это стало пониматься что завет Давида строится на завете Моисея с народом , а если народ за грехи временно утратит царство , то и династия Давида тоже временно прекратиться.
Но, когда народ очиститься от грехов , то к народу Бог пошлёт царя , его помажет на царство пророк ( нео)Илия, что был нео Моисей.
Вот евреи во времена Рим и пытались стать праведными , по разному, фарисеи , ессеи , иоанниты и тп, а салукеии поддерживали базис жизни.
Зелоты опирались на силу считая что в какой-то момент им поможет Бог пошлёт ангелов.
Все они опирались , кроме легенды о Моисее и Давиде , на еврейскую поэтическую философию, что они выдавали за мнение древних пророков.
Что-то вроде НЛП, самогипноза , что мол есть Бог он их не смотря ни на что любит или как минимум много в них вложил , он то ли ревнивый муж , то ли отец для сына , то ли отец девочки что выростил женился, а она ему изменила.
Но, в итоге гнев его пройдёт, он всех евреев вернёт в Израиль , отдаст им земли близлежащих народов и будет жить среди них.
То есть, Христос, это и есть царь, помазанный на царство , пророком Бога нео Илией.
Кстати, в ев Иоанна , Иисус и похож на обиженого отвернутого царя.
Отредактировано Мартовский Заяц (19.10.20 16:00)