Почитал Иустина, Плотина выяснил много интересного для себя.
Обращает на себя внимание, что Иустин и Плотин не сильно отличаются во взглядах, но Плотин и платоники вплоть до 300х годов, обласканы римом, а христиане подвергаются гонениям. Загадка.
Если почитать Энеады и апологию, то мы найдём только одно глубокое противоречие между ними. У Плотина все потусторонние души выше душ человеческих, вступивших в союз со злом, каковым является материя. У Иустина зло представлено падшими душами, демонами, в которых превратились бывшие ангелы. Более того, Плотин пишет целый отдельный труд против гностиков, где поясняет, что гностиками зовет всех, кто считает, что мир во зле и творец мира не добр.
Соответственно, Плотин одобряет почитание всех надмирных существ, которые выше человека, но ниже Бога. Иустин же считает их демонами и идолами.
Рассказы о падении нравов в Риме, похоже чушь. Оба автора горой стоят за высокую мораль и пишут о сексуальных извращениях, как о чем то чудовищном. При этом Плотин большой друг империи, ему создают город философов в Риме, и он там великий учитель.
Похоже, с точки зрения Плотина, христиане являются гностиками. Они порицают не материю, основу всякого зла, а те высшие души, которые пожертвовав собой, пришли в наш мир, чтобы помогать нам, сами запятнавшись материей.
Для Иустина, такие духи, связавшиеся с материей, это злые демоны. Он прямо не пишет, но начальником таких духов, хозяином материи, должен быть дьявол. Соответственно, император оказывается представителем дьявола в нашем материальном мире.
В какой то момент взгляды христиан потом поменялись. Сейчас богословы считают, что материя реальна, а Бог находится за её пределами. Но и дьявол изгнан из мира материи, и тоже им не руководит. Это и делает материю настоящей.
Можно было бы сказать, что материей руководит Христос, но откуда тогда незаслуженные страдания? У Плотина реинкарнация не подвергается сомнению, ею и объяснены страдания. У Иустина её нет, источник этого мнения он не указывает. Плотин ссылается на Платона и созерцание Бога, которое сейчас называется самадхи. Так или иначе, если христиане и придерживались теории реинкарнации вместе с поддержавшим её Оригеном, то на 5 соборе она была запрещена.
Получается, причина гонений на христиан была вполне реальной.