#p131712,~Татьяна~ написал(а):да. А что они обозначают? почему окно именно в виде цветка ?
РОЗА — самый популярный, но очень сложный цветочный символ. Согласно легенде, эта «королева цветов» росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека.
Роза имеет одновременно два противоположных значения. Она символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность.
На Западе роза по символическому значению занимает место восточного лотоса. Это безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, центра мироздания, космического колеса, а также божественной, романтической и чувственной любви. «Усыпать путь розами» означало устранить все препятствия, сделать дорогу легкой и безбедной. Лепестки роз были олицетворением изнеженности.
Роза — совершенство, завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность, а в сочетании с вином — чувственность и совращение.
Символизируя сердце, роза занимает положение в центре креста — точку единения. Как атрибут женских божеств роза означает любовь, творчество, плодородие. Бутон розы — символ девственности. Увядшая роза символизирует скоротечность жизни, смерть, скорбь; ее колючки — боль, кровь и мученичество. В похоронных обрядах она символизирует вечную жизнь, вечную весну, воскресение.
Важной, хоть и не первостепенной составляющей символизма розы являются благоразумие и осторожность. В древнеримском мифе Купидон прекратил слухи о неверности Венеры, подкупив бога тишины розой. Существовало поверье, что розы уменьшают вероятность опьянения и предотвращают пьяную болтовню, поэтому гирлянды из роз украшали праздники в честь Диониса (Бахуса). Роза символизирует также молчание и тайну: все, что говорится sub rosa (буквально: «под розой»), не подлежит разглашению. Поэтому розы вешали или рисовали в залах для совещаний как символ-напоминание о секретности и осторожности.
Золотая роза означает совершенство. Красная символизирует желание, страсть, радость, чувственную красоту, завершенность (это цветок Венеры, кровь Адониса и Христа). Белая роза — это «цветок света», символ невинности, девственности, целомудрия и чистоты, духовного раскрытия, очарования. Красная и белая розы, соединенные вместе, символизируют союз огня и воды, союз противоположностей. Голубая роза — символ недостижимого и невозможного. Четырехлепестковая роза олицетворяет четверичное деление космоса, пятилепестковая — микрокосм, а шестилепестковая — макрокосм.
Изображение розы (или лотоса) при взгляде сверху называется розеткой.
«Роза ветров» рисуется в виде круга, охватывающего двойной крест, что символизирует четыре стороны света вместе с промежуточными направлениями, тем самым она разделяет символическое значение круга, центра, креста и лучей солнечного колеса.
В алхимии роза — это мудрость, а rosarium — это «работа»; кроме того, это символ возрождения духовного после смерти тленного. «Розовый сад» — символ рая и место мистического брака, единения противоположностей. Роза в алхимии также символ тайны.
В греко-римской традиции роза — торжествующая любовь, радость, красота, желание. В Древнем Риме гирлянды из роз были также символом девственности. В Древней Греции роза — эмблема богини любви Афродиты (римской Венеры), а также эмблема Солнца (Гелиоса) и утренней зари (Авроры). Ее считали одним из атрибутов древнегреческого бога Диониса, богини Гекаты и Муз. Роза является и символом совершенства, а форма ее полураспустившегося бутона стала образом кубка с эликсиром вечной жизни. Распустившаяся роза символизирует смерть. Розы выращивались в садах при склепах как символ воскресения и вечной весны. Их приносили на празднества — Розалии и разбрасывали на могилах. Древнеримские мифы связывают красную розу с богом войны Марсом, его супругой Венерой (в греческой мифологии Афродитой) и ее убитым любовником Адонисом. Согласно греческой версии мифа, Адонис был смертельно ранен вепрем. Когда Афродита бежала к своему раненому возлюбленному, она уколола ногу о шипы белой розы, и капли крови сделали цветок красным. Римские императоры носили венки из роз в качестве короны.
Золотая роза — эмблема Папы Римского. В христианстве роза символизирует мученичество, а также благотворительность, это цветок рая — благодаря
Роза (символ)
Мозаичная розетка «Роза»
красоте, совершенству и благоуханию. Роза является также эмблемой святых Анжелы, Кекилии, Дорофеи Каппадокийской, Елизаветы Венгерской, Розалии, Розы из Лимы и Розы из Битербо. Красная роза — милосердие и мученичество, она выросла из капель крови Христа на Голгофе. Для христиан кроваво-красная роза и ее шипы — символ Страстей Господних. Шипы розы — это грехи, начавшиеся с грехопадения. А «роза без шипов», или белая Мистическая Роза, — это Богородица, освобожденная от последствий первородного греха. Гирлянда роз — символ небесного блаженства и Богородицы как Розы Небес, а Роза Шарона — это церковь.
В готическом искусстве так называемые розетки в виде мозаики украшают фасады трансептов и главный вход соборов. Одна из
Роза 2 (символ)
Роза-Rota (колесо)
роз, северная, черная, никогда не освещалась солнцем; другая, южная, белая, сверкала в лучах полуденного солнца; последняя, красная, освещалась зарей заката, находилась над главным входом в собор и называлась Rota, колесо.
Роза изображает действие огня и его продолжительность. Эмблема синтеза. Роза стала главным символом оккультного ордена розенкрейцеров, чьей эмблемой является крест из роз или деревянный крест с розой в центре. Роза и Крест — это Мистическая Роза как колесо и крест: роза — это божественный свет вселенной, а крест — преходящий мир страдания и жертвы. Роза растет на Древе Жизни, что символизирует возрождение и воскресение. Роза в центре креста — это четыре элемента и точка их единства, сердце Иисуса Христа, Солнце в центре колеса жизни. Большое количество лепестков розы символизирует ступени посвящения в ордене.
В родственной символической системе франкомасонов три розы Святого Иоанна представляют свет, любовь и жизнь.
В Египте розы были посвящены Изиде, символизируя чистую любовь, освобожденную от всего плотского, и использовались в мистериях Изиды и Озириса.
В иудаизме (Каббала): центр цветка — это Солнце, лепестки — бесконечное, но гармоничное разнообразие природы. Роза происходит от Древа Жизни.
В индуизме параллелью к символике Мистической Розы является лотос как символ духовного центра, особенно чакр.
В исламе роза символизирует кровь пророка, а также двух его сыновей, Хасана и Хусейна, его два «глаза», или две «розы». В Багдадской Розе первый круг символизирует Закон, второй — Путь, третий — Знание, а все три — Истину и имена Аллаха. У арабов роза — символ мужской Красоты. В Китае роза
Роза 4 (символ)
Геральдические розы
означает благоухание, сладость в запустении, процветание. Ее метафизическая символика связана с лотосом.
Очень часто изображение розы используется в геральдике. Геральдическая средневековая роза имеет пять или десять лепестков, что связывает ее с пифагорейскими пентадой и декадой. Роза с красными лепестками и белыми тычинками — традиционная эмблема Англии, она представляет собой самый известный нагрудный знак английских королей. После «Войны Алой и Белой Розы», названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза дома Ланкастеров и белая дома Йорков были объединены в форме, которая носит название «Розы Тюдоров». Ярко-пунцовая роза — неофициальная эмблема Болгарии. Желтая (знаменитая чайная) роза — официальная эмблема Пекина. Девять белых роз — в гербе Финляндии. В недавние времена красная роза была одобрена европейскими политическими партиями в качестве эмблемы социализма. В 1986 году ее в качестве эмблемы утвердила британская лейбористская партия.
https://megabook.ru/article/Роза (%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB)
Витражные розы
Витражные розы
Их называли «глазами небес»… Огромные, более 10 метров в диаметре, витражные окна-розы словно стягивают к центру, к единой точке под сводом, все элементы фасада готического собора. Казалось бы, их идеальная круглая форма должна разрушать вертикальную заостренность и устремленность к небу готических элементов. Но нет, благодаря особому мастерству строителей витражная роза наряду со стрельчатой аркой и нервюрным сводом стала знаковым элементом готики, выразив ее главные идеи и принципы, и ушла вместе с ней, оставшись чужой для других архитектурных систем.
Роза – один из древнейших образов божественной красоты и гармонии мироздания. Ее лепестки – это бесконечное множество миров, разворачивающихся из одного центра и создающих круг, идеальную, совершенную форму. Разрозненные элементы мира собраны в одно целое, где нет ничего недостойного или второстепенного: «В делах Божиих ни множество не умаляет величия, ни величие не ограничивает множество… дабы когда ты взглянешь на целое, ты вместе с тем дивился и каждой ее части» (Гуго Сен-Викторский). В этом смысле витражная роза подобна восточной мандале, священному символу Вселенной.
В алхимии красная и белая розы символизируют два первоначала – серу и ртуть, a rosarium – это алхимическая работа, во время которой рождается вечное и умирает тленное. Одно из значений готической розы в алхимическом ключе – это движение материи, ее трансформация от действия огня, но не физического, а тайного, философского – источника всех истинных превращений.
И конечно же, роза – вечный символ любви. Любви, не имеющей преград, любви, побеждающей смерть, любви жертвенной, отдающей. Поэтому роза на фасаде собора – символ Богоматери, «розы без шипов», светлой розы, что росла когда-то в эдеме. Она, вместившая в себя и родившая Бога, стала олицетворением преображенной материи, пропитанной духовным светом.
Готические розы хотя и создавались по единому канону (ярко выраженный центр и расположенные вокруг по концентрическим орбитам клейма), всегда отличались тематически и неповторимым цветовым решением.
Большая фасадная роза западной стены Шартрского собора (1145) основана на теме Страшного суда, в ее центре – Судия-Христос; южная роза (1230) напоминает об Апокалипсисе, а северная посвящена Богоматери.
Окно-роза собора в Лозанне изображает структуру мироздания, как ее представляли в то время: Солнце, Луна, знаки Зодиака, четыре стихии, пронизывающие Вселенную; образы времен года и видов работ, связанных с месяцами, отражают бег времени.
И еще одна удивительно красивая грань символики готической розы – потенциальная красота всего витража и каждого его кусочка становится явной только в тот миг, когда витраж озаряется, наполняется светом. При взгляде на фасад снаружи роза предстает как геометрическая фигура, четко очерченная, имеющая фиксированный центр, хорошо различаемая посреди пышного многообразия динамичных линий собора. Но внутри храма, видимая против света, роза лишается всякой материальности – каркас превращается в бесплотный узор; здесь уже царствует не форма, а свет.
https://history.wikireading.ru/201022
Роза в храмах - символ Центра и Зодиака.
Отредактировано Лука (02.08.20 08:17)