Межрелигиозный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Межрелигиозный форум » Мировые религии » Иудаизм » Размышления на тему каббалы (2)


Размышления на тему каббалы (2)

Сообщений 421 страница 450 из 2001

421

#p79422,VladK написал(а):

мы говорим о мире сем, состоящим из неба и земли.

Не понял, что ты называешь "миром сим". Поясни.

#p79422,VladK написал(а):

Ты считаешь, что Творец - понятие относительное, или абсолютное? Т.е. Бога можно назвать "творением" в каких-то случаях?

Как ни непривычно, но если мы хотим хоть немного понять скудным нашим разумом устроение духовного, придётся принять, что всё существует относительно чего-то. Насколько помнится, в  "Древе Жизни" Ари вскоре об этом скажет.

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

0

422

#p79433,В. С. написал(а):

Не понял, что ты называешь "миром сим". Поясни.

Этот вопрос непосредственно связан со следующим, на который ты ответил так

Как ни непривычно, но если мы хотим хоть немного понять скудным нашим разумом устроение духовного, придётся принять, что всё существует относительно чего-то. Насколько помнится, в  "Древе Жизни" Ари вскоре об этом скажет.

Относительное не существует без абсолютного. Одно против другого. Мир сей и есть мир относительности и вероятности. Понятие относительности этого мира и дало возможность говорить о существовании Абсолюта, Который над миром. Это и есть Бог. Это чисто апофатическое заключение. Абсолют - это эталон, мера для измерения относительного.
То, что мы созданы по образу и подобию Его - это откровение, которые разделяет людей на верующих в Бога как Субъекта и НЕ верующих в Бога, как Субъекта.

Подпись автора

"Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была"

0

423

#p79428,VladK написал(а):

Т.е. АК - это не субъект? Или в каббале нет деления на объект и субъект? АК - это один из миров? Почему в переводе по отношению к АК мир стоит в скобках? Значит в оригинале Ари не называет АК "миром"?

АК настолько высок, что вообще трудно о нём сказать что-либо. Дело в том, что в мирах более-менее ощутимо воздействие только между тремя смежными ступенями. Назовём их "нижний", "высший" и "высший высшего". Выше - уже никак, только во вре́менном подъёме. То есть, пребывая в Асия, мы можем (договорившись о терминологии), говорить о Ецира и Брия, где, собственно, и пребывают души (нешамот). Кстати, буквы появляются только от середины Брия и книзу. А всё что выше - это уже "глаголы неизреченные". В Ацилуте же находятся их корни. А в АК - корни корней. Иными словами, неизреченное по отношению к неизреченному. И всё-таки каббалисты что-то об этом пишут. А в каббале, как известно, "чего не постигаем, по имени не называем". Вот и прикинь, где они и где мы, и кем выглядим, когда пытаемся с ними спорить.

О том, субъект ли АК или объект, мир или что. Строго говоря, мир - это совокупность пяти (в общем аспекте) парцуфов, с десятью обособленными, чётко различимыми сфирот.  В АК же, как известно, сфирот связаны. Я как-то сказал, что назвал бы АК "прамиром", но это - моя отсебятина. Где-то у Ари мне попадалось словосочетание "олам (мир) АК", но, по-моему, всего только раз. Семёныч часто употребляет термин "мир Бесконечности" (олам эйн соф), что, собственно, нонсенс: слово "олам" (мир) означает "сокрытие" в смысле наличия ограничений, а какие могут быть ограничения в Эйн Соф? В своё время я на него за это шибко ругался. Но меня однажды ткнули носом в текст Рамхаля, где (правда, тоже только единожды) встречается именно это словосочетание "олам эйн соф". А уж человек на таком уровне постижения знает, что пишет. Так что с тех пор не выступаю.

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

0

424

#p79438,VladK написал(а):

Относительное не существует без абсолютного. Одно против другого. Мир сей и есть мир относительности и вероятности. Понятие относительности этого мира и дало возможность говорить о существовании Абсолюта, Который над миром. Это и есть Бог. Это чисто апофатическое заключение. Абсолют - это эталон, мера для измерения относительного.

Да. В каббале Абсолют называют Ацмуто. Чисто апофатически.

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

0

425

#p79446,В. С. написал(а):

Кстати, буквы появляются только от середины Брия и книзу.

Вру: от середины Бины Ацилута. Но если сказать, что от середины мира Брия, что в мире Ацилут, ошибки не будет.

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

0

426

#p79249,В. С. написал(а):

Мне очень не хотелось возвращаться на ... лет назад и выкладывать весьма корявый перевод начальных глав основного труда Ари: "Древо жизни". Сейчас, безусловно, я бы многое перевёл иначе.

Интересно, а как бы сейчас перевёл ?

Но, раз уж ты всё время ссылаешься на Ари, так и быть. Итак, с самого начала:

Древо Жизни

Первый из семи чертогов, Адам Кадмон, и в чертоге этом семь Врат

Из семи чертогов ...Странно. Адам Кадмон -чертог?
Мне попался ( интернет предложил или не интернет ? ) интересный перевод , правда , я только начало прочитала , то , что представил ты . Но как -то более понятно что ли , посмотри , может и знаешь этого переводчика. http://kabmolchalnik.blogspot.com/search/label/  .?updated-max=2014-12-31T03:15:00-08:00&max-results=20&start=17&by-date=false
Там ценные примечания переводчика.
Показано, как надо на это смотреть, как видеть, как читать.
Сфира от сефер?
Тогда книг должно быть 10?

Подпись автора

( Ос.10.12)
Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа,
чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.

0

427

#p79446,В. С. написал(а):

АК настолько высок, что вообще трудно о нём сказать что-либо. Дело в том, что в мирах более-менее ощутимо воздействие только между тремя смежными ступенями. Назовём их "нижний", "высший" и "высший высшего". Выше - уже никак, только во временном подъёме. То есть, пребывая в Асия, мы можем (договорившись о терминологии), говорить о Ецира и Брия, где, собственно, и пребывают души (нешамот). Кстати, буквы появляются только от середины Брия и книзу. А всё что выше - это уже "глаголы неизреченные". В Ацилуте же находятся их корни. А в АК - корни корней. Иными словами, неизреченное по отношению к неизреченному. И всё-таки каббалисты что-то об этом пишут. А в каббале, как известно, "чего не постигаем, по имени не называем". Вот и прикинь, где они и где мы, и кем выглядим, когда пытаемся с ними спорить.

Спорить можно исходя из разных мотивов. Например, чтобы понять. "Неизреченное по отношению к изреченному" - это понятно.

О том, субъект ли АК или объект, мир или что. Строго говоря, мир - это совокупность пяти (в общем аспекте) парцуфов, с десятью обособленными, чётко различимыми сфирот.  В АК же, как известно, сфирот связаны. Я как-то сказал, что назвал бы АК "прамиром", но это - моя отсебятина. Где-то у Ари мне попадалось словосочетание "олам (мир) АК", но, по-моему, всего только раз. Семёныч часто употребляет термин "мир Бесконечности" (олам эйн соф), что, собственно, нонсенс: слово "олам" (мир) означает "сокрытие" в смысле наличия ограничений, а какие могут быть ограничения в Эйн Соф? В своё время я на него за это шибко ругался. Но меня однажды ткнули носом в текст Рамхаля, где (правда, тоже только единожды) встречается именно это словосочетание "олам эйн соф". А уж человек на таком уровне постижения знает, что пишет. Так что с тех пор не выступаю.

В переводах часто АК называется "Прачеловек". Человек - это субъект. Следовательно тем более Субъект и АК. То что существуют исключения - это подтверждение правила. Правила не бывают без исключений, разве только в Абсолюте. А мы над миром относительности можем находиться только в Нем. Так что есть правила, но есть и исключения. Ничего не вижу страшного, если называть АК "прамиром", при взгляде снизу со стороны творения. Но при этом надо понимать, что это аллегория - перенос относительного на Абсолют.
Как я понимаю, все миры АБЕА существуют ВНЕ Самого АК. А о Самом АК можно говорить только как о Теле, как о Келим из Которого и создаются ВСЕ миры. Связанность Акудим в АК, по-моему скудному разумению, это - скорее единство, о Котором молился Христос.

Отличия Акудим от Некудим я вижу в причинно-следственном отношении: Акудим предшествует Некудим. Соответственно, со стороны творения (снизу) в начале есть мир Некудим, а потом - Акудим.

Отредактировано VladK (21.01.20 11:30)

Подпись автора

"Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была"

0

428

#p79447,В. С. написал(а):

Да. В каббале Абсолют называют Ацмуто. Чисто апофатически.

Нет не пойдет. Это относительные понятия более низкого уровня. Абсолют нельзя делить на Ацмут и Келим. Абсолют не делится на части, это и есть ОДИН, говоря чисто математически.
Или я путаю Ацмуто и Ацмут?

Подпись автора

"Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была"

0

429

#p79451,~Татьяна~ написал(а):

Интересно, а как бы сейчас перевёл ?

Мне тоже. :)

#p79451,~Татьяна~ написал(а):

интересный перевод

Этого перевода я не видел. Но и там только начало. Одна моя знакомая лет восемь уже переводит Эц Хаим. Другие тексты не берёт. 38 Ветвей уже осилила. Молодец.

#p79451,~Татьяна~ написал(а):

Сфира от сефер?
Тогда книг должно быть 10?

:)

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

+1

430

#p79449,В. С. написал(а):

Вру: от середины Бины Ацилута. Но если сказать, что от середины мира Брия, что в мире Ацилут, ошибки не будет.

Т.е. чисто теоретически на уровне букв мы можем войти в "Малхут" АК, говорить о "неизреченном"?

Отредактировано VladK (21.01.20 11:40)

Подпись автора

"Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была"

+1

431

#p79453,VladK написал(а):

Или я путаю Ацмуто и Ацмут?

Да, путаешь. Ацмут - это "суть", то есть свет, что в сосуде. А Ацмуто - см. выше.

P.S. Не пойдёт так не пойдёт. Тебе видней.

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

+1

432

#p79249,В. С. написал(а):

Врата Первые, Ветвь Первая
то если бы Он не проявил Свои деяния и Свои возможности через деяния и действия, то не мог быть назван Совершенным ни в деяниях, ни в Именах и ни в названиях.
Ибо великое четырехбуквенное Имя, АВАЯ [здесь и далее этой аббревиатурой заменяется Имя ЙhВh] указывает на то, что Его АВАЯ вечно, и существование – вовек: Он был, Он есть, Он будет: до Творения, на протяжении существования Творения, и после переворота всего, что было. И если бы миры и всё, что в них, не было создано, невозможно было бы убедиться в истинности учения о том, что Он, Благословенный, есть Вечный, в прошлом, настоящем и будущем, и Он не был бы назван Именем АВАЯ.

Похоже на апокриф Иоанна . Бог был велик , но не кому было увидеть его величие ... :)

Вопрос второй по сути своей близок к вопросу о том, что наверху, а что внизу, что впереди, а что сзади.
Однако, в [трактате Талмуда] Хагига («Праздники»), в главе «Эйн доршим» («Не спрашивают», «Не исследуют») сказано: «Поскольку вопрос этот чрезвычайно глубокий, весьма опасно человеку углубляться в его исследование». Настолько опасно, что мудрецы Мишны предупреждают: «Кто задаётся вопросом о смысле этих четырёх [понятий]  – лучше бы тому не родиться». И тому, кто не радеет о славе Создателя своего, лучше бы ему не родиться. И потому не можем мы углубляться в подробности их исследования, но, с Божьей помощью, мы объясним, начала и первоосновы этих глубоких понятий без детального их рассмотрения. И тот, кто поймёт, тот поймет, и найдет в них весьма добрый вкус и познание, если постигнет.

По сути, все исследования по этому вопросу сводятся к тому, чтобы понять, почему сотворение нашего мира произошло именно в то время, когда оно произошло, а не раньше или позже. И поэтому тебе необходимо знать то, что мы разъясним в этом сочинении.

Продолжение следует (может быть).

Отредактировано В. С. (Вчера 21:59)

А вот это интересно.
Снова: "Лучше бы ему не родиться"
Но здесь есть пояснение : И тому, кто не радеет о славе Создателя своего, лучше бы ему не родиться.

Интересно эти слова переведены у КАА :
33 Исследование второе, оно близко к вопросу: «что наверху»? и «что внизу»?, «что впереди»? и «что сзади»? –
34 в трактате «Празднование», 80… Нет толкователей - и вот стало это вопросом очень глубоким, почти
35 искушающим человека углубиться в созерцание его, в исследование это?
И вопрос его: Если упомянули наши мудрецы (Б)
36 в мишне вышеупомянутой, то каждый? смотрящий в четыре слова эти заслуживает того, что не придет в мир? (что наверху? –
37 что внизу? - что впереди? - что сзади? - и каждый, который не заботится о почете удостоится того, что не придет
38 в мир).
И поэтому не было возможно расширится и не углубится в исследовании их. Действительно, разъясним основной
1 вопрос пунктов, вытягивая на поверхность, без всматривания в слова глубокие, - а интеллигентный, в
2 словах наших этих найдет добро, вкус и знание, если уразумеет его.

Искушение ? Искушение забыть в исследовании о почёте Творцу?

Подпись автора

( Ос.10.12)
Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа,
чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.

0

433

#p79456,VladK написал(а):

Т.е. чисто теоретически на уровне букв мы можем войти в "Малхут" АК?

Если помнить, что "буквы" суть сосуды, то таки да. Правда, в Ацилуте Малхут сокращённая - Каменное Сердце обустраивается только в ГТ, когда под Табур приихдит свет АБ-СаГ. Второе пришествие.

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

+1

434

#p79458,В. С. написал(а):

Да, путаешь. Ацмут - это "суть", то есть свет, что в сосуде. А Ацмуто - см. выше.

P.S. Не пойдёт так не пойдёт. Тебе видней.

Тогда пойдет, Ацмуто - Абсолют. Это тоже самое, что и Эйн Соф?

Подпись автора

"Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была"

0

435

#p79456,VladK написал(а):

Т.е. чисто теоретически на уровне букв мы можем войти в "Малхут" АК, говорить о "неизреченном"?

Отредактировано VladK (Сегодня 13:40)

Мы подошли к решимо.
Именно решимо - буквы.
Буквами написаны книги Сефер.

Подпись автора

( Ос.10.12)
Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа,
чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.

0

436

#p79459,~Татьяна~ написал(а):

Искушение ? Искушение забыть в исследовании о почёте Творцу?

Сходу не скажу. Надо текст исходника смотреть. Мб и гляну, когда и если время выкрою.

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

+1

437

#p79461,VladK написал(а):

Тогда пойдет, Ацмуто - Абсолют. Это тоже самое, что и Эйн Соф?

Нет. Ацмуто - это стопроцентная апофатика. Эйн Соф - то, как Он соблаговолил проявить Себя.

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

0

438

#p79462,~Татьяна~ написал(а):

Мы подошли к решимо.
Именно решимо - буквы.
Буквами написаны книги Сефер.

Моя твоя не понимай. Решимо, на мой взгляд, никакого отношения к буквам не имеет. :)

Подпись автора

"Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была"

0

439

#p79464,В. С. написал(а):

Нет. Ацмуто - это стопроцентная апофатика. Эйн Соф - то, как Он соблаговолил проявить Себя.

Эйн Соф проявил себя, по первым главам Ари, только в Желании и сокращении Цимцум Алеф?
"Когда же сотворить Миры и изъявить изъявленные сущности возвысилось в Желании Его Простом, чтоб вывести посредством Света совершенство Своих Деяний и Имён и Атрибутов, что, собственно, и было причиной сотворения Миров, вот, сократил тогда Себя Эйн Соф в Центральной Точке, в са́мом Своём Центре"

Подпись автора

"Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была"

0

440

Древо Жизни, Врата 1, Ветвь 1 (окончание)

Он абстрактен и пребывает по ту сторону ("отделён от") всех мыслей , и Он есть прежде всех [объектов и сущностей] изъявлённых, сотворённых, созданных и сделанных, и не было в Нём времени зачина (тхила) и начала (решит), и всегда Он находится и пребывает вовек, и нет в Нём совершенно начала (рош) и конца (соф).

Затем из Эйн Соф развилось существование светила великого, называемого Первочеловек (Адам Кадмон, АК), [возникший] прежде всех [сущностей], как мы разъясним в Ветви Третьей.

И затем развились из него света, которые в нём «подвешены». И вот, это – большие света, которые выходят из него и которые светят вовне его. Есть такие, что свисают от его мозга, и такие, что из черепа, и такие, что из глаз, и такие, что из ушей, и такие, что из его носа, и такие, что из его уст, и такие, что исходят из его лба, вне его, и такие, что окружают его тело, которое есть семь нижних его. В окружении их множество светов, которые сияют и подвешены на них, которые называются мир Некудим. Затем развились от него четыре мира АБЕА, которые познаваемы и известны, как упомянуто в Зоhар и Тикуним.

Однако излучения этого АК и, тем более, остальных миров, что под ним, как сказано выше – в них уже были рош и соф, и у них было уже время их начала их, и их излучения, чего не скажешь об Эйн Соф, как говорилось выше.

И вот, с того времени, когда началось распространение и развитие светов и миров, как сказано выше, с того момента началось бытие всех творений, одного за другим, настолько, что пришло к такому существованию, какое оно есть сейчас, и в соответствии с порядком распространения и развития – как порядок времен, одно за другим, так и стало, и не было возможности, чтобы раньше или позже [произошло] создание нашего мира, ибо каждый мир был создан после создания мира, который был выше его, и все миры были созданы и распространились, и развились, и идут один под другим в различные времена, и одно следовало за другим до тех пор, пока не пришло время создания этого мира, и тогда [этот мир] был создан во время, подходящее ему, после сотворения высших миров, которые над ним. И достаточно об этом, ибо мы не сможем распространяться и углубляться в объяснение этого аспекта более, чем необходимо, и как, и сколько, и когда.

Отредактировано В. С. (21.01.20 12:04)

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

+2

441

#p79460,В. С. написал(а):

Если помнить, что "буквы" суть сосуды, то таки да. Правда, в Ацилуте Малхут сокращённая - Каменное Сердце обустраивается только в ГТ, когда под Табур приихдит свет АБ-СаГ. Второе пришествие.

Не понял, ты говоришь о Малхут Ацилут, но буквы же начинаются с Бины Ацилут и ниже? Я говорил о "Малхут" АК, начиная с Бины Ацилут и выше на три парцуфа: Хохма, Кетер и "Малхут" де АК.

Подпись автора

"Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была"

0

442

#p79471,VladK написал(а):

Не понял, ты говоришь о Малхут Ацилут

Да. Не сказал только, что "сокращённая" означает под Вторым Сокращением. Настоящая Малхут Первого Сокращения упрятана в Атике Ацилута, в Голове непознаваемой (рейша де-ло итьяда, РаДЛА)

#p79471,VladK написал(а):

но буквы же начинаются с Бины Ацилут и ниже?

Буквы Торы? - Таки да.

#p79471,VladK написал(а):

Я говорил о "Малхут" АК, начиная с Бины Ацилут и выше на три парцуфа: Хохма, Кетер и "Малхут" де АК.

Всё происходит в Малхут де-АК. Даже в Малхут де-Малхут де-АК. Все миры АБЕА находятся под Табуром АК.

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

0

443

#p79456,VladK написал(а):

чисто теоретически на уровне букв мы можем войти в "Малхут" АК

Во-первых, не теоретически. Если бы так, то зачем жить?

Во-вторых, из-за того, что настоящая Малхут в Ацилуте (и ниже) не используется, говорят о Нукве Ацилута. Вот туда душе попасть и нужно.

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

0

444

#p79142,В. С. написал(а):
#p79124,~Татьяна~ написал(а):

Акудим - в мире АК  гуф Гальгальты ?

  АК - это и есть мир связанных (акудим) сфирот. В нём пять парцуфов: Гальгальта - донизу, а выше Табура - АБ, СаГ, МА и БоН. Последние два, высшие МА и БоН, на этом чертеже не изображены и совершенно не изучаются, поскольку для нас это неважно - а как ты знаешь, изучается далеко не всё, но только та микроскопическая часть, которая необходима для того, чтобы нам "туда" войти. Под Табуром находятся нижние МА и БоН: парцуф Некудот де-СаГ, а затем мир Некудим, а после его разбиения и возникновения системы миров АБЕА Ацилут становится новым МА, который в итоге обустраивает разбитый мир Некудим, который поэтому называется новым БоН.

Не соглашусь.
У АК есть рош , тох и соф.
А Акудим только гуф ....какого парцуфа?
Они же образовываются только после первого вхождения света в гуф?
Гальгальты же?
В АК пять парцуфим. они же не все акудим ?
Или как?

Подпись автора

( Ос.10.12)
Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа,
чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.

0

445

#p79459,~Татьяна~ написал(а):

Искушение ? Искушение забыть в исследовании о почёте Творцу?

Логичней спросить у автора перевода, ты не находишь?

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

0

446

#p79468,В. С. написал(а):

Затем из Эйн Соф развилось существование светила великого, называемого Первочеловек (Адам Кадмон, АК), [возникший] прежде всех [сущностей], как мы разъясним в Ветви Третьей.

В этом Первочеловеке и есть связь с христианством. И АК - есть Творец нашего мира и Сын Божий (в терминологии христианства). Не могу пока отказаться от понятий "субъект" и "объект", т.к. совпадение по свойствам не является, на мой взгляд, признаком тождественности субъекта - субъекту. Субъект в принципе, на мой взгляд, не может быть тождественен другому субъекту, но может быть тождественен самому себе, как замыслу Божьему о нем. В каббале пока не нашел явных противоречий моим представлениям.

Отредактировано VladK (21.01.20 12:51)

Подпись автора

"Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была"

0

447

#p79455,В. С. написал(а):

Одна моя знакомая лет восемь уже переводит Эц Хаим. Другие тексты не берёт. 38 Ветвей уже осилила. Молодец.

Барышня?
А она их публикует где-нибудь?

Подпись автора

( Ос.10.12)
Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа,
чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.

0

448

~Татьяна~ написал(а):

Барышня?
А она их публикует где-нибудь?

Нет не она. Эта дама живёт в Гродно. Мы с ней работали над Эц Хаим вместе где-то до Ветви пятой, потом пути разошлись. Но файлами обмениваемся.

"Свое не публикую. Не тот еще вид у перевода. Один читатель, ***. Он додумает там, где особо корявый перевод. А каково его восприятие, ты знаешь".

Отредактировано В. С. (21.01.20 13:07)

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

+1

449

~Татьяна~ написал(а):

В АК пять парцуфим.

Да: Гальгальта, АБ, СаГ, МА, БоН

~Татьяна~ написал(а):

они же не все акудим ?
Или как?

Или как.

Подпись автора

https://vstromata.livejournal.com

0

450

VladK написал(а):

Зачем вам каббала? Ради любопытства? Упражнения в лингвистике?

Предпочитаю не выносить свои цели за пределы данного момента.

Поэтому вопрос "зачем мне что-то" мной просто не ставится.

Подпись автора

she needs an unprecedented fuсk

+1


Вы здесь » Межрелигиозный форум » Мировые религии » Иудаизм » Размышления на тему каббалы (2)