Довольно давно было установлено, что IQ, вне зависимости от страны, имеет негативную корреляцию с фертильностью. Попросту говоря, в наше время лица с более низким IQ в норме заводят больше детей.( Гриша, хряк иркутский, в твой огород тряпочки)
До 1850 года это вообще не было проблемой для нашего вида. Глупый охотник гибнет чаще умного, умный крестьянин чаще может прокормить детей в голодный год. Самые обеспеченные классы той же Британии веками имели примерно вдвое больше детей на женщину, чем рабочий класс. Если у представителя «низших» классов вдруг и было больше детей, то они, в силу недостаточного питания, могли иметь заметные проблемы со здоровьем, и уже во втором поколении число их потомков из-за этого падало.
После 1850 года плохое питание у детей в развитых странах стало уходить в прошлое даже в бедных слоях. Увеличение доходов населения позволяло прокормить большую семью даже тем, кто не имел высшего образования. Между тем наличие высшего образования положительно коррелирует с уровнем IQ. Более того, генетики уже установили большое количество генов, наличие которых у человека положительно коррелирует с вероятностью получения высшего образования и уровнем IQ.
Как несложно догадаться, низкая фертильность лиц с высоким IQ и повышенными шансами на получение высшего образования означает, что такие их гены из популяции вымываются. Что еще хуже — эти же гены коррелируют со здоровьем в преклонном возрасте. То есть благодаря отрицательному отбору по генам, коррелирующим с IQ, человечество получает не просто снижение этого показателя, но еще и снижение вероятности здоровой старости будущих поколений.
К сожалению, проблема на данном этапе практически нерешаема. Никто не может заставить людей иметь больше детей — такие схемы не работают. Даже в Сингапуре, где бьют палками по пяткам за административные правонарушения и бросают в тюрьму за жевательную резинку, попытки заставить лиц с более высоким IQ нормально размножаться проваливаются.
Причина в том, что подобные люди слишком легко находят извиняющие их предлоги, позволяющие откладывать рождение детей. Им то нужно получить приличное место работы, то они не могут родить ребенка из-за карьеры жены, то еще из-за чего-нибудь. Не будем повторяться, все это уже описано в фильме-антиутопии о будущем нашего вида под говорящим названием «Идиотократия» (на русский название перевели неверно):
Повторимся: схема в отрывке из фильма страдает резкими преувеличениями, но в целом все примерно так и есть.
Сколько лет осталось до победы глупости?
Согласно имеющимся на сегодня научным работам средняя скорость снижения IQ молодежи из-за отрицательного отбора на интеллект пока равна 0,3 пункта в десятилетие. Это довольно медленно: заметить такое различие невооруженным глазом невозможно. Именно поэтому не стоит относить текущее снижение IQ на счет генов: вероятнее, что дело в изменении культурных особенностей современного человечества. Но за тысячу лет это падение до IQ 70 — то есть массовая умственная неполноценность.
Сразу предупредим вопрос о том, нельзя ли как-то снизить фертильность среди лиц, не имеющих генов, коррелирующих с IQ. Хотя это неэтично, но теоретически возможно. Вот только на практике государство, которое делает так, поступает не умнее, чем человек, сующий руку в работающую циркулярку.
Тот же Сингапур пробовал стерилизовать лиц с IQ сильно ниже нормы, предлагал им за это большие деньги и так далее. Но быстро обнаружилось, что, во-первых, многие люди с низким IQ не так ценят деньги, как люди с высоким IQ, и не особо идут навстречу государству.
Во-вторых, в Сингапуре с его культом образования и интеллекта ожидаемо наступила демографическая катастрофа. На одну женщину там за всю ее жизнь приходится всего 0,84 ребенка. Это значит, что каждое следующее поколение в этой стране будет в два с лишним раза малочисленнее предыдущего — а это с экономической точки зрения близкая и неминуемая трагедия. Без молодежи бюджет и пенсионные фонды будут испытывать заметные проблемы с наполняемостью, а потребительский спрос неизбежно сожмется.
Чисто теоретически выходом могло бы стать генетическое редактирование эмбрионов человека. Да, можно добавить какое-то количество — а то и все известные гены, коррелирующие с IQ и хорошим здоровьем в преклонном возрасте — большинству детей.
Но это чистая утопия. На секунду даже забудем об этических проблемах: например, о том, что генетически это будут уже дети не совсем своих родителей. Есть более серьезные сложности: ни одна технология манипулирования генами на сегодня не достигла нужного технического уровня, чтобы сделать это.
Возьмем последние упражнения китайского доктора на девочках-близнецах с «устойчивостью» к ВИЧ: у обеих выше мозаицизм, то есть часть их клеток несет «конструкторские» гены, а часть — нет. С таким технологическим уровнем лезть в ту часть ДНК, что относится к интеллекту, — примерно как чинить швейцарские часы ударами о стену в надежде, что детали сместятся — и все заработает как надо.
Уповать на будущее развитие технологий, конечно, можно, но уверенно предсказать, достигнут ли они нужного уровня в ближайшую тысячу лет, нельзя. К тому же, как отмечает отечественный биолог Александр Марков, не факт, что необходимый уровень генетических технологий будет достигнут до того, как IQ вида в целом просядет ниже уровня 70 — то есть до момента, когда наш вид в среднем станет, по сегодняшним стандартам, умственно отсталым. Сомнительно, что общество с такими проблемами сможет развивать или поддерживать генетические технологии.