Мы не благословляем от своего имени, как будто мы — источник блага. Мы выступаем как канал, через который Божья любовь и милость могут изливаться на других.
Какими качествами должен обладать человек,чтобы быть таким " каналом" Божьей любви?
Это самый главный вопрос, вытекающий из всей предыдущей дискуссии. Быть «каналом» — это не магический статус, а процесс очищения и подготовки, который требует определенных качеств, или, точнее, устремлений и действий, взращивающих эти качества.
По сути, эти качества — это и есть признаки духовно здорового человека, способного передавать любовь, а не свои собственные неисцеленные раны или эгоистичные проекции.
Вот ключевые из них, с христианской точки зрения:
1. Смирение (Основа основ)
Это самое главное качество. Смирение — это не самоуничижение, а трезвое понимание своего места.
· Понимание: «Я — не источник, а труба. Вода течет не из меня, а через меня».
· Отсутствие собственности: Такой человек не говорит: «Смотрите, как я люблю своих врагов!». Он знает, что это действует Бог, и благодарен за возможность быть Его инструментом.
· Защита от духовной гордыни: Именно смирение не позволяет человеку, творящему добро, возгордиться и тем самым перекрыть канал, потому что Бог «гордым противится» (1 Пет. 5:5).
2. Чистота сердца («Прочищенность» канала)
Канал должен быть прочищен от засоров, иначе вода потечет грязная или не потечет вовсе.
· Работа со своими обидами: Человек, который не простил свои старые раны, будет проецировать боль на других. Чтобы благословлять врагов, нужно сначала исцелить в себе дух обиды и мести.
· Отсутствие корысти: Канал любви должен быть бескорыстным. Если человек «любит», чтобы его похвалили, чтобы манипулировать или чтобы получить что-то взамен, это не Божья любовь, а торг.
· Целостность: Искренность перед Богом и самим собой, отсутствие лицемерия.
3. Жизнь в молитве и Слове Божьем (Постоянная связь с Источником)
Канал должен быть подсоединен к Истонику. Бессмысленно пытаться изливать любовь, если ты сам не находишься в постоянном общении с Богом.
· Молитва: Это не только просьбы, а прежде всего — слушание. Это «техническое обслуживание» связи с Богом.
· Чтение Писания: Слово Божье — это «инструкция» и очищающая сила. Оно формирует правильное понимание любви, справедливости и милосердия.
· Таинства: В христианской традиции — Причастие (Евхаристия) как главный источник силы для жизни во Христе.
4. Внимательность и рассудительность (Управление потоком)
Любовь — это не глупая доверчивость. Быть каналом — значит уметь направлять любовь мудро.
· Рассудительность: Понимать, в чем именно сейчас нуждается человек. Иногда любовь — это жесткое слово (как хирургический скальпель), а иногда — молчаливое принятие. Иногда — помощь, а иногда — установление границ, чтобы не поощрять грех.
· Внимание к ближнему: Умение видеть не только поступки человека, но и его боль, стоящую за этими поступками.
5. Жертвенная готовность (Способность принять «издержки»)
Канал Божьей любви в мире зла неизбежно будет атакован.
· Терпение: Готовность к тому, что вашу любовь не примут, высмеют или используют против вас.
· Мужество: Любовь к врагам — это не для слабых. Это требует огромной внутренней силы, чтобы не ответить злом на зло, оставаться любящим под давлением.
· Отсутствие ожиданий: Истинная любовь-агапе не ждет благодарности или ответных чувств. Она изливается просто потому, что такова природа Бога, Источника.
Как это становится возможным?
Важно понять: человек не взращивает эти качества в себе сам, усилием воли. Это — плод Духа Святого (Гал. 5:22-23): «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
Задача человека — сотрудничество (синергия) с Богом:
1. Искренне желать этого.
2. Просить в молитве: «Господи, сделай меня сосудом Твоей любви».
3. Действовать так, как если бы ты уже был этим каналом (начинать молиться за врагов, удерживаться от мести), даже если чувств нет.
Бог видит это усилие веры и Сам дает силу для его осуществления, постепенно преображая сердце человека и делая его способным к той самой жертвенной, безусловной любви.
Таким образом, качество «канала» определяется не его собственной праведностью, а глубиной его смирения, чистотой устремлений и силой его связи с Источником — Богом, Который и есть Любовь.