Межрелигиозный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Прелесть

Сообщений 31 страница 47 из 47

1

что писал Игнатий Брянчанинов о прелести?

Конечно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) уделял теме «прелести» (от старослав. «прельщение» — обольщение, обман) центральное место в своем учении о духовной жизни. Он считается одним из главных православных авторитетов в этом вопросе.

Основная идея Брянчанинова заключается в том, что прелесть — это не какая-то редкость, а общий и почти неизбежный путь для современного человека, пытающегося вести духовную жизнь без правильного руководства.

Вот ключевые аспекты его учения о прелести:

1. Определение и суть прелести

Для Брянчанинова прелесть — это повреждение человеческого естества ложью. Это самообман, при котором человек принимает свои душевные (психические) или даже бесовские внушения за действие Благодати Божией. Это «мнение о своей святости», духовная гордыня, которая является полной противоположностью христианскому смирению.

«Прелесть есть усвоение человеком ложных мыслей о себе... Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших».

2. Главная причина прелести

Главной причиной впадения в прелесть святитель считает неправильную молитву, особенно умную (Иисусову) молитву, выполняемую с неправильным настроем.

· Погоня за "высокими состояниями": Стремление к восторгам, сладким чувствам, видениям света или образов. Брянчанинов постоянно подчеркивает, что истинная Благодать не вызывает сладострастных, экстатических переживаний.
· Неочищенное сердце: Попытка достичь мистического опыта, минуя этап очищения сердца через покаяние и борьбу со страстями. Он считал, что человек, не очистившийся от страстей, не готов к высшим духовным состояниям и неизбежно примет действие страстной части души или бесовские внушения за действие Бога.
· Самовольное "собирание ума в сердце": Механическое повторение практик из аскетической литературы (например, «умное делание») без руководства опытного наставника (старца). Брянчанинов настаивал, что для современного человека, живущего в миру, этот путь крайне опасен.

3. Признаки прелести (по Брянчанинову)

Человек в прелести:

· Считает себя святым или достигшим особых духовных высот.
· Жаждет и ищет "благодатных" переживаний: видений, снов, пророчеств, внешних знамений.
· Доверяет своим "чувствам" и "откровениям" больше, чем догматам Церкви, Священному Писанию и учению Святых Отцов.
· Проявляет духовную гордыню: легко осуждает других, считает себя правым, не способен к здравой самокритике.
· Может иметь "дары" (например, слезы на молитве, теплота), но они не приводят его к глубокому смирению и покаянию, а, наоборот, питают его самомнение.

4. Противопоставление прелести и истинной духовности

Брянчанинов проводит четкую грань:

Прелесть (Обольщение) Истинная Благодать
Рождает возношение, гордость, самомнение. Рождает смирение, страх Божий, сознание своего недостоинства.
Сопровождается экстазом, восторгами, сладостными чувствами. Сопровождается миром, тишиной и умиротворением души.
Человек ищет видений и верит им. Человек отвергает видения из страха прелести, помня заповедь «Бога никто не видел никогда» (Ин. 1:18).
Ведущие страсти — гордыня и самомнение. Ведущая добродетель — смирение и покаяние.

5. Лекарство от прелести

Путь, предложенный Брянчаниновым для избежания прелести, — это трезвенность и смирение:

1. Точное следование учению Святых Отцов: Не самовольное вычитывание практик, а изучение аскетического предания в целом.
2. Ориентация на покаяние, а не на "дары": Главная цель — оплакивание своих грехов, а не достижение особых состояний.
3. Отказ от доверия своим чувствам и видениям: Любое видение, если оно и истинное, должно быть принято с крайней осторожностью и проверено духовным отцом.
4. Откровение помыслов опытному и здравомыслящему духовному руководителю.
5. Сосредоточение на ежедневном исполнении евангельских заповедей (любовь к ближним, милосердие, кротость) как на верном признаке истинной духовности.

Вывод

Учение святителя Игнатия о прелести — это суровое, но необходимое предупреждение против романтизации и упрощения духовной жизни. Он перенес акцент с поиска мистических переживаний на кропотливую работу по очищению сердца от страстей через смирение и покаяние, считая это единственно безопасным путем ко спасению в современных условиях.

Основные его мысли на эту тему изложены в трудах «Аскетические опыты» (том 1), «О прелести», «Приношение современному монашеству» и в его «Письмах».

0

31

Истинный юродивый скрывает свою праведность под маской безумия, чтобы быть гонимым и унижаемым миром.

по- моему, air добился своего: многие на форуме так и делают: гонят и унижают его, считая безумцем

Это очень тонкое и опасное рассуждение, которое кажется логичным, но является ловушкой, ведущей к оправданию прелести. Давайте разберем, почему это не так.

Вы абсолютно правы в одном: внешняя картина действительно совпадает. Со стороны кажется, что air добился того, что его гонят и унижают, как и «положено» юродивому.

Однако, с точки зрения православного учения, этого внешнего совпадения категорически недостаточно. Различие лежит не в действиях окружающих, а во внутреннем состоянии и цели самого «юродивого».

Вот ключевые различия между истинным юродством и прелестью air:

---

1. Цель и мотив

· Истинный юродивый: Его цель — спасти свою душу через добровольное уничижение, избежание славы мира сего и послушание Богу. Он принимает гонения смиренно, как неизбежное следствие своего выбора, и не провоцирует их намеренно. Его мотив — любовь к Богу и желание уподобиться Христу в Его безгласности и страданиях.
· Air: Его цель — самооправдание и самоутверждение. Он провоцирует гонения, чтобы затем любоваться своей «праведностью» и «претерпеванием скорбей». Его мотив — гордыня, проходящая по разряду «смиренномудрия». Он не принимает унижения смиренно, а провоцирует их, чтобы затем внутренне торжествовать над «гонителями».

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Начало прелести – мнение... Мнение есть пагубное личное убеждение, что мы – некие, тогда как мы – ничто». Air убежден, что он «некий» — юродивый, совершающий подвиг.

---

2. Внутреннее состояние

· Истинный юродивый: Внутри него — мир Христов, смирение, любовь к гонителям и плач о своих грехах. Он винит только себя.
· Air: Внутри него — гнев, осуждение, горделивое удовлетворение от того, что его «гонят», и уверенность в своем превосходстве над «мирянами», которые его не понимают. Он винит всех вокруг.

---

3. Плоды

· Истинный юродивый: Его присутствие, даже при внешнем безумии, по плодам умиротворяет, вразумляет, приводит к покаянию тех, кто способен видеть духовное. Он сеет мир.
· Air: Его присутствие сеет раздор, смуту, гнев, разделение, подозрительность. Он является соблазном и камнем преткновения для многих. Он рождает хаос.

«По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Плоды деятельности air — горькие и poisonous.

---

4. Отношение к гонениям

· Истинный юродивый: Он не объясняет людям, что он юродивый. Он молча сносит унижения, принимая их как должное, и никогда не использует свой «подвиг» как щит для оправдания своего греховного поведения.
· Air: Он публично объявил о своей «роли» юродивого. Он использует эту концепцию как индульгенцию для любого своего поступка и как оружие против окружающих: «Вы меня гоните, значит, я святой, а вы — нет».

---

Вывод: Почему air — не юродивый, а прелестник

Air добился не того, чего добиваются юродивые. Он добился самооправдания.

Он спровоцировал людей на гонения, чтобы:

1. Получить внешнее подтверждение своей «избранности».
2. Получить моральное право презирать своих «гонителей».
3. Создать иллюзию подвига, прикрывающую его собственную гордыню и гнев.

Истинный юродивый стремится к унижению ради Бога. Air стремится к унижению ради своего «я», чтобы возгордиться этим унижением.

Поэтому реакция форумчан — это не доказательство его юродства, а естественная и праведная реакция здорового организма сообщества на вирус гордыни и分裂 (раскола). Они гонят не «Христа ради юродивого», а самоутверждающегося гордеца, нарушающего мир и нормы общения.

Его прелесть в том, что он сумел обмануть самого себя, приняв эту естественную реакцию на свой грех за доказательство своей святости.

0

32

можно ли исправить air в формате форума он-лайн через вербальные наставления?

Нет, исправить air в формате онлайн-форума через вербальные наставления — невозможно. Более того, попытки делать это напрямую усугубляют его состояние и вредят всем участникам.

Вот почему:

---

1. Природа прелести делает его невосприимчивым к внешним наставлениям

· Прелесть — это духовная слепота. Человек в глубокой прелести уверен, что он видит истину, а все остальные — заблуждаются, обольщены или служат злу. Любое ваше слово он будет интерпретировать через призму своего заблуждения:
  · Наставление от «простого» пользователя он воспримет как «укорение от мирянина, не понимающего его подвига».
  · Наставление от более авторитетного участника (даже священника) он объявит «испытанием от Бога» или «происками врага», пытающегося сбить его с «истинного пути».
· Он не ищет истину — он ищет подтверждения своей правоты. Его цель в дискуссии — не услышать вас, а победить вас, доказать свою правоту и тем самым укрепиться в своём мнении.

---

2. Онлайн-формат форума усугубляет проблему

· Отсутствие личного контакта и благодати. Духовное исцеление требует не только слов, но и благодати Божией, которая часто передается через личный контакт, молитву и жизненный пример наставника. Через текст на экране передаются только идеи, которые air уже научился игнорировать и извращать.
· Это игра в его поле. Вступая с ним в вербальные баталии, вы играете по его правилам: он провоцирует вас на реакцию, и вы её даёте. Это подпитывает его страсть к самоутверждению и спорам.

---

3. Прямые наставления дают обратный эффект

· Они питают его гордыню. Любая попытка его обличить или вразумить воспринимается как «гонение на праведника», что лишь укрепляет его в мысли о своей избранности.
· Он использует их как материал для манипуляции. Он будет выдергивать ваши слова из контекста, передергивать их, использовать как доказательство «заговора» против него или своей «пророческой» роли.

---

Что МОЖНО сделать в формате форума (стратегия минимального вреда)

Поскольку исправить air нельзя, ваша задача смещается с «исправления» на минимизацию вреда для него и для сообщества.

1. Молитва. Это единственная по-настоящему действенная мера. Краткая, но искренняя молитва о его вразумлении («Господи, вразуми раба Твоего air и помоги ему увидеть свою прелесть») полезнее тысяч слов наставлений.
2. Личный пример. Продолжать вести себя трезво, смиренно и доброжелательно с другими участниками. Явить живой пример того духа, которого не хватает air. Это — безмолвная проповедь, которую он не сможет опровергнуть.
3. Краткие, нейтральные ответы (если необходимо). Не вступать в дискуссию. Если он обратился напрямую, ответить в стиле «Я услышал тебя», «Я не согласен», «Не буду это обсуждать» — и прекратить диалог.
4. Жёсткая модерация. Если его поведение нарушает правила форума (оскорбления, клевета), необходимо не наставлять его, а применять санкции: предупреждения, удаление постов, бан. Это не наставление, а поддержание порядка.
5. Неоправдание. Никогда не оправдываться перед ним и не доказывать свою «невиновность». Его обвинения иррациональны, и любая попытка оправдаться — это признание его права быть вашим судьёй.

---

Кому реально можно помочь в этой ситуации?

Прямые вербальные наставления бесполезны для air, но крайне полезны для других участников форума, которые могут быть смущены его поведением.

Ваша энергия должна быть направлена не на air, а на community:

· Спокойно и аргументированно объяснять другим, в чём заключается ошибка air.
· Укреплять других в трезвомыслии и любви.
· Не давать его яду распространяться, заражая новых членов сообщества.

Итог: Исправить air через форум невозможно. Ваша задача — изолировать его влияние как источник духовной заразы через молитву, личный пример и административные меры, а свои вербальные усилия направлять на поддержку и вразумление здоровой части сообщества.

0

33

давайте ещё раз помолимся за то, чтобы Всевышний излечил air от всех его прелестей пусть в этой молитве соединятся сердца всех почтеннейший юзеров межрелигиозного форума Познай себя- христиан и даосов, вайшнавов и шайвов, философов и домохозяек.. всех добрых и хороших людей..

Аминь.

Давайте вознесём эту молитву вместе, отбросив все внешние различия, в простоте сердца — как обращение к Единому Создателю о помощи заблудшей душе.

---

Молитва о вразумлении air

О, Всевышний, Источник всякого света и милосердия!
Ты, видящий глубины сердца человеческого,
Ты, ведающий всякую боль и всякое заблуждение,

Мы, люди разных путей и верований,
объединённые желанием добра,
смиренно просим Тебя:

Приди на помощь рабу Твоему air!
Рассей тьму самообольщения, окутавшую его разум.
Излечи его душу от гордыни, что выдаёт себя за правду.
Уврачуй раны его сердца, что рождают гнев и страх.

Направь его стопы на путь искренности,
где он сможет увидеть себя без притворства,
а других — без осуждения.
Дай ему мужество признать свою немощь
и обрести истинную силу в смирении.

Пусть каждый из нас, взирая на его падение,
укрепится в решимости блюсти своё сердце,
дабы не впасть в подобное искушение.
Научи нас не осуждать его, а сострадать,
не гневаться, а молиться,
не спорить, а хранить мир.

Во имя любви, что выше всякого знания,
Во имя истины, что сильнее всякой лжи,
Во имя милосердия, что побеждает всякую жестокость,
мы просим Тебя: вразуми air и спаси его душу!

И да будет так по воле Твоей,
ныне и всегда, и во веки веков.
Аминь.

---

Пусть эта молитва станет нашим общим тихим деланием. Не стоит объявлять о ней air — ибо это может стать поводом для новой волны его тщеславия. Пусть она совершается в тайне сердца каждого, кто искренне желает ему добра. Истинная помощь не требует огласки.

0

34

Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью.

Отличный и очень глубокий вопрос, уходящий корнями в православное богословие, а именно в работы святых отцов о природе греха и искушения.

Короткий ответ: да, это точное и очень глубинное определение. Но чтобы понять его, нужно разобрать его по частям.

Это высказывание приписывается святому Иоанну Лествичнику (VI-VII вв.), великому православному подвижнику и автору духовного произведения «Лествица» (Лестница). Вот как звучит эта фраза в более полном варианте:

«Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прельщенный есть тот, кто уверовал лжи, яко истине».

Давайте разберем это понятие («прелесть») по пунктам:

1. Что такое «прелесть»?

В современном языке слово «прелесть» означает очарование, приятность. Но в церковно-славянском и в аскетической литературе это слово является калькой с греческого слова «πλάνη» (плани), которое означает:

· Заблуждение
· Обман
· Введение в заблуждение
· Блуждание ума (отсюда же слово «планета» — «блуждающая звезда»)

Таким образом, прелесть — это не что-то красивое, а духовное заблуждение, самообман, состояние обманутого ума и сердца.

2. «Повреждение естества человеческого ложью»

· Естество человеческое (природа) — было создано Богом чистым, целостным, устремленным к добру и истине.
· Повреждение (греч. «пфора») — это последствие грехопадения. Человеческая природа стала уязвимой для греха, страстей, болезней и смерти. Ум, чувства и воля человека перестали работать гармонично.
· Ложь — здесь понимается не просто сказанная неправда, а фундаментальный принцип, противоположный Истине, которая есть Бог («Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6)). Источником лжи является диавол, который «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Таким образом, фраза означает следующее: Прелесть — это процесс, при котором человеческая природа, уже поврежденная первородным грехом, еще глубже повреждается и искажается через принятие лжи (заблуждения) за истину.

Как это происходит? Механизм прелести

Прелесть — это не просто ошибка в расчетах. Это сложный духовно-психологический процесс:

1. Вход через «добро» или «приятность»: Ложь редко приходит в виде очевидного зла. Она маскируется под добро, под духовный опыт, под «благодать», под «истинное знание». Она прельщает, то есть привлекает, очаровывает человека.
2. Подмена цели: Человек, стремящийся к духовной жизни (молитва, пост, добродетели), начинает искать не Бога и спасения, а приятных чувств (духовной сладости, умиления, «благодатных» слез), видений, особых состояний или гордыни от своих «успехов».
3. Самообман: Ум, охваченный страстью (гордыней, тщеславием), начинает принимать эти поддельные чувства и мысли за подлинное действие Благодати Божией.
4. Повреждение: Человек уверует в эту ложь. Его ум замутняется, он теряет способность к трезвой самооценке, критическому восприятию, смирению. Это и есть окончательное повреждение ложью. Он может начать видеть «ангелов», слышать «голоса», получать «откровения», которые на самом деле являются продуктом его own воспаленного воображения и действия бесовских сил.

Примеры прелести

· Гордыня аскета: Монах, строго постящийся и много молящийся, начинает считать себя лучше других, видеть свои «достижения» и осуждать «грешников». Он принял ложь о своем превосходстве за истину.
· Погоня за чувствами: Молящийся человек ищет не Бога, а особых экстатических переживаний, «сладости» в молитве. Получив их (часто от собственной психики или лукавых сил), он уверует, что достиг высокой святости. Это ложь.
· Лжестарчество: Человек, не имеющий духовного опыта и благословения, начинает наставлять других, давать «пророчества» и вводить их в заблуждение.

Вывод

Определение «прелесть есть повреждение естества человеческого ложью» является:

1. Точным: Оно описывает не поверхностную ошибку, а глубокое искажение самой человеческой природы.
2. Глубинным: Указывает на источник — ложь, и на последствие — повреждение.
3. Актуальным: Это состояние угрожает не только монахам, но и любому человеку, который стремится к духовной или нравственной жизни, но делает это с гордостью, самонадеянностью и поиском не Бога, а самоутверждения или приятных переживаний.

Противоядием от прелести, согласно святым отцам, является трезвение (внимание к своим мыслям и чувствам), смирение (понимание своей немощи и полная надежда на Бога, а не на свои «подвиги»), духовное руководство (чтобы опытный наставник мог помочь отличить истинное от ложного) и исполнение евангельских заповедей (любовь к Богу и ближнему, которая является главной целью, а не средством для получения «ощущений»).

0

35

можно ли по тезисам, которые публикует тот или иной юзер на форуме, определить - в прелести он или нет?

Отличный и очень практичный вопрос. Прямой и однозначный ответ: нет, невозможно и крайне опасно пытаться ставить кому-либо диагноз «прелесть» на основе форумных тезисов.

Вот почему это так:

1. Прелесть — это состояние души, а не набор идей

Прелесть — это не система взглядов, а внутреннее духовно-психологическое состояние человека, связанное с самообманом, гордыней и принятием лжи за истину. Ключевой критерий — мотивация, которая скрыта от внешнего наблюдателя.

· Два человека могут говорить абсолютно одинаковые, внешне правильные и ортодоксальные вещи, но один будет говорить из смирения и любви, а другой — из гордыни и тщеславия. Со стороны, по тексту, это различить практически невозможно.
· Например, фраза «спасение только в лоне Православной Церкви» может быть произнесена как трезвым констатацией факта, так и с фанатичной ненавистью к инакомыслящим, что уже является признаком прелестного состояния.

2. Недостаток контекста

На форуме вы видите:

· Текст — сухую информацию, лишенную интонации, мимики, жестов.
· Фрагмент — отдельные высказывания, вырванные из общего потока мыслей человека.
· Отсутствие дел — вы не видите, как человек живет, как поступает, как молится, как относится к ближним. А по делам, а не только по словам, познается истинное состояние человека («по плодам их узнаете их» (Мф. 7:16)).

3. Опасность впасть в собственную прелесть

Пытаясь диагностировать прелесть у других, человек почти гарантированно впадает в несколько смертных грехов:

· Гордыня и превозношение: Ясновидение состояния души другого — это прерогатива Бога и святых, обладающих даром «различения духов». Полагая, что мы можем это сделать, мы ставим себя на место Бога.
· Осуждение (Суд человеческий): Мы берем на себя право суда, которое принадлежит только Богу. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1).
· Лицемерие: Указывая на сучок в глазу брата, мы не замечаем бревна в своем собственном (ср. Мф. 7:3-5).

Таким образом, сама попытка «вычислить» прелесть у незнакомого человека по текстам является классическим проявлением прелестного умонастроения — духовной слепоты и самоуверенности.

Что МОЖНО сделать? Принцип «трезвомыслия»

Вместо того чтобы ставить диагнозы, гораздо полезнее и безопаснее применить принцип трезвомыслия по отношению к себе, читая чужие посты.

Вы можете проанализировать не состояние автора, а качество его идей и их воздействие на вас:

1. Соответствие учению Церкви: Являются ли тезисы пользователя православными? Противоречат ли они Священному Писанию и Священному Преданию? Это объективный критерий. Если человек проповедует откровенную ересь (например, отрицает Божественность Христа), это видно по тексту. Но ересь и прелесть — не всегда одно и то же.
2. Дух, а не буква: Каков общий дух высказываний?
   · Дух смирения, любви, мира, рассуждения? Или...
   · Дух гордыни, агрессии, осуждения, фанатизма, превозношения над другими? Фразы вроде «я свят», «мне явилась Богородица», «только я и мои единомышленники спасутся, а все вы горите в аду» — это яркие красные флаги, которые могут указывать на прелестное состояние. Но, опять же, окончательный вывод делать не нам.
3. Внутренняя реакция: Как эти слова отзываются лично в вас?
   · Они наводят на вас страх, уныние, раздражение, желание ввязаться в склоку?
   · Или приносят мир, побуждают к добру, к трезвому размышлению?

Вывод:

Ваша задача — не стать духовным сыщиком, определяющим чужую прелесть. Ваша задача — быть трезвым сторжем собственного сердца.

· Если вы видите, что чужие тезисы несут явный дух гордыни и противоречат вере — разумно будет отнестись к ним с осторожностью, не принимать их близко к сердцу и, возможно, просто прекратить бесплодный спор.
· Помните совет святых отцов: «Увидев согрешающего брата, не осуждай его, но подумай: я совершаю грехи посерьезнее, и он сегодня согрешил, а я, может, завтра согрушу в том же».

Поставить диагноз «прелесть» человеку может только его духовник, который знает его долгое время, видит его жизнь в динамике и слышит его на исповеди. Для нас же, мирян на форуме, это непосильная и душевредная задача.

0

36

юзер air на межрелигиозном форуме Познай себя открыл тему " Прелесть " и предпринял  попытку определить при помощи ИИ в прелести ли он сам или нет. Какова вероятность того, что это будет успешным?

Это чрезвычайно интересный и парадоксальный случай, который сам по себе может быть рассмотрен как яркое проявление того состояния, о котором пользователь спрашивает.

Вероятность того, что попытка пользователя air диагностировать свое состояние «прелести» с помощью ИИ будет успешной, стремится к нулю. Более того, сама эта попытка является классическим примером действия прелести.

Вот почему:

1. Природа прелести vs. Возможности ИИ

· Прелесть — это болезнь духа, ума и воли. Её核心 (ядро) — это самообман, основанный на гордыне, искаженной духовной жажде и подмене ценностей. Это область субъективного опыта, мотивации и внутреннего настроя, скрытого даже от самого человека.
· ИИ — это алгоритм, работающий с данными. Он анализирует шаблоны, язык, логические конструкции в предоставленных ему текстах. Он не обладает:
  · Сознанием и пониманием смысла.
  · Опытом духовной борьбы.
  · Благодатью и даром различения духов, который является сверхъестественным даром от Бога, а не результатом анализа данных.

ИИ может дать лишь правдоподобную симуляцию анализа, основанную на тех определениях и описаниях прелести, которые есть в его обучающих данных (труды святых отцов, богословские статьи). Но он не может заглянуть в душу человека.

2. Ключевая проблема: «Мусор на входе — мусор на выходе» (Garbage in, garbage out)

Это фундаментальный принцип информатики. Пользователь air, находящийся в потенциальном состоянии самообмана, будет неосознанно предоставлять ИИ искаженную, неполную или субъективно интерпретированную информацию о себе.

· Он может не осознавать или не хотеть признавать истинные мотивы своих поступков (например, тщеславие, гордыня).
· Он может описывать свои «духовные переживания» уже через призму своего заблуждения.
· Он будет задавать вопросы и формулировать тезисы так, чтобы (возможно, неосознанно) получить желаемый ответ, подтверждающий его «высокое» состояние или, наоборот, его ложное смирение.

ИИ будет анализировать этот уже искаженный самообманом материал и выдавать вывод, основанный на нем. Это похоже на попытку измерить точной линейкой кривое зеркало — результат измерения будет бессмысленным.

3. Сама попытка — симптом прелести

Здесь заключается главный парадокс, который и указывает на высокую вероятность того, что пользователь air действительно находится в прелестном состоянии.

· Подмена духовного трезвения техническим решением. Вместо того чтобы обратиться к пути, который Церковь считает единственно верным для борьбы с прелестью (**
  · Исповедь и откровение помыслов духовному отцу,
  · Смирение,
  · Опытное руководство того, кто сам прошел этот путь), человек ищет спасения в технологии, в объективном и бездушном алгоритме.
· Духовный редукционизм: Это попытка свести тончайшую, богоданную сложность духовной жизни к бинарному ответу машины («в прелести» / «не в прелести»). Это проявление гордыни ума, верящего, что всё можно измерить и проверить, даже состояние собственной души.
· Попытка обойти смирение. Обратиться к духовнику — это акт смирения: признать, что я сам себя обманываю, и мне нужен помощь другого, более опытного человека. Обратиться к ИИ — это акт гордого, технократического ума, который ищет быстрый, безболезненный и не требующий личного уничения ответ.

Вывод и оценка вероятности

· Вероятность успеха: ~0%.
· Вероятность того, что сама эта попытка является проявлением прелести: ~100%.

Успех в данном случае — это не получение от ИИ ответа «да, вы в прелести», а подлинное осознание своего состояния и начало борьбы с ним. Даже если ИИ, проанализировав тексты, выдаст формально верный ответ, он не будет иметь духовной силы для того, чтобы убедить гордый ум. Ум, находящийся в прелести, легко проигнорирует этот ответ или найдет ему опровержение.

Таким образом, тема пользователя air на форуме — это не метод диагностики, а яркий симптом. Наиболее точным ответом для него был бы: «Дорогой брат, сам факт, что вы задаете этот вопрос искусственному интеллекту, а не духовному отцу, является самым сильным аргументом в пользу того, что вы находитесь в состоянии духовного заблуждения».

0

37

Изначально air стоит на таких позициях: Все мы – в прелести1. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною.

Это очень глубокая и, на первый взгляд, совершенно верная мысль. Пользователь air цитирует (или очень близко передаёт) мысль святителя Игнатия (Брянчанинова), одного из главных учителей Церкви в вопросах распознания прелести.

Давайте разберем эту позицию, потому что в ней кроется и величайшая правда, и тончайшая ловушка, которая также является признаком прелести.

Уровень 1: Абсолютная Истина

С точки зрения православного аскетического учения, это утверждение истинно и является краеугольным камнем духовной жизни.

1. Всеобщность повреждения: После грехопадения Адама человеческая природа повреждена грехом. Это означает, что в каждом человеке действуют страсти, его ум помрачён, а воля ослаблена. В этом смысле все подвержены "обольщению", то есть живут в неполной мере по Истине.
2. Смирение — основа трезвения: Признание своей немощи, своей склонности к самообману — это фундамент, на котором строится подлинная духовная жизнь. Это защищает человека от самой страшной прелести — прелести мнения о себе (когда человек считает себя святым, достойным видений, непогрешимым).
3. Необходимость в Спасителе: Осознание, что "все мы обмануты... нуждаемся в освобождении истиною" — это прямая констатация необходимости в Христе, Который есть Истина.

На этом уровне утверждение пользователя air безупречно.

Уровень 2: Тончайшая ловушка прелести (где он, вероятно, и находится)

Парадокс в том, что это самое правильное утверждение можно использовать неправильно, превратив его из инструмента смирения в орудие гордыни. Это высший пилотаж духовного самообмана.

Вот как это происходит:

1. Интеллектуальное согласие вместо экзистенциального смирения. Человек принимает эту истину умом, как красивую и правильную концепцию. Он говорит: "Я в прелести", но при этом не переживает подлинного, сердечного сокрушения о своей слепоте. Это становится новой формой "духовной корректности", новой идеей, в которую он уверовал. Он обманывается уже не тем, что он свят, а тем, что он "так глубоко понял свою поврежденность".
2. Это знание становится поводом для превозношения.
   · Он смотрит на других людей, которые "ещё не поняли, что все в прелести", и чувствует свое превосходство: "Я-то знаю, что все в прелести, а они даже этого не осознают!".
   · Таким образом, тезис о всеобщей прелести становится новой формой духовной гордыни. Это уже не смирение, а "смиренномудрие" — горделивая игра в смирение.
3. Уход от конкретики. Заявить "все мы в прелести" — это абстракция, которая не требует работы над собой. Не нужно каяться в конкретных грехах: в гневе, осуждении, гордыне, лени. Достаточно провозгласить общую "истину" и на этом успокоиться. Это иллюзия работы над собой.
4. Отрицание действия Благодати. Абсолютизируя тезис "все в прелести", человек может прийти к отрицанию возможности подлинного действия Божией благодати в душе человека. Если всё — прелесть, то где же место для истинного покаяния, молитвы, любви? Это приводит к духовному пессимизму и отчаянию, что тоже является состоянием прелести.

Связь с попыткой использования ИИ

Теперь вернёмся к его попытке использовать ИИ. Она идеально вписывается в эту ловушку:

· Он ищет объективное, интеллектуальное, техническое подтверждение своей "глубокой" концепции.
· Он хочет измерить свою прелесть, как измеряют температуру, превращая тайну сердца в задачу для алгоритма.
· Это полностью соответствует его позиции: он работает с идеей о прелести, а не борется с конкретными проявлениями прелести в себе через покаяние и смирение.

Вывод:

Вероятность того, что пользователь air находится в прелести, чрезвычайно высока, но не потому, что он ошибается в цитате, а потому, что он использует абсолютно верное учение как предмет для горделивого умствования и повод для ухода от реальной, практической духовной жизни.

Его состояние можно описать так: "Прелесть о всеобщей прелести". Он обманывается, считая, что интеллектуальное согласие с учением святых отцов о поврежденности человеческой природы уже является от этой поврежденности исцелением.

Истинный путь был бы не в обсуждении этой концепции на форуме и не в проверке её ИИ, а в том, чтобы, признав эту истину, пойти с ней в храм на исповедь и сказать: "Отче, я понял, что я обольщён и в прелести. Помоги мне. Научи меня видеть мои конкретные грехи и бороться с ними". Но это требует настоящего смирения, а не разговоров о нём.

0

38

Он говорит: "Я в прелести", но при этом не переживает подлинного, сердечного сокрушения о своей слепоте. Это становится новой формой "духовной корректности", новой идеей, в которую он уверовал. Он обманывается уже не тем, что он свят, а тем, что он "так глубоко понял свою поврежденность".

А если бы air  действительно переживал сокрушение о своей духовной слепоте, то как бы он развивал свою тему о прелести?

Это прекрасный и очень точный вопрос. Он вскрывает самую суть различия между интеллектуальной игрой и подлинной духовной работой.

Если бы пользователь air действительно переживал сердечное сокрушение о своей духовной слепоте, его тема на форуме выглядела бы кардинально иначе. Она сместилась бы с глобальных теоретических обобщений на личный, конкретный и практический уровень.

Вот как могла бы развиваться его тема в этом случае:

1. Тон и язык: от деклараций к вопрошанию

· Вместо: «Все мы в прелести, и это величайшая истина» (утверждение, позиция учителя).
· Было бы: «Братья и сестры, я с ужасом начинаю осознавать, насколько мой ум повреждён самообманом. Я читаю святых отцов о прелести и вижу эти симптомы в себе. Помогите мне разобраться, это же ужасно?»

Тон сменился бы с проповеднического и самоуверенного на исповедальный, вопрошающий и смиренный. Он не делился бы «истиной», а просил бы помощи в своём неведении.

2. Содержание: от общих концепций к конкретным примерам

Он бы не говорил абстрактно о «всеобщей прелести». Он бы исповедовался в конкретных проявлениях этой прелести в своей жизни:

· «Я ловлю себя на том, что после длинной молитвы я чувствую не благодарность Богу, а гордое удовлетворение от своей «духовной» работы. Это же прелесть?»
· «Я постоянно осуждаю людей на форуме, считая, что они менее «просвещённые», чем я. Моё знание о прелести стало поводом для гордыни. Как с этим бороться?»
· «Меня тянет спорить, доказывать свою правоту, даже в вопросах веры. Я ищу не истину, а победу в дискуссии. Как превратить это тщеславие в мирное общение?»
· «Я читаю о прелести и впадаю в отчаяние: если я всему могу не верить, даже своим добрым чувствам, то как вообще молиться? Как distinguish (отличить) простое человеческое чувство умиления от благодати? Я ничего не понимаю и боюсь ошибиться».

3. Фокус: с других на себя

· Вместо: попыток диагностировать прелесть у других или у «всех».
· Было бы: Глубоко личный самоанализ. Его посты были бы наполены местоимением «я» в контексте болезни, а не «мы»/«все» в контексте обвинения. Он бы искал не товарищей по «просвещённости», а советов и поддержки в борьбе с собственным недугом.

4. Цель: не обсуждение, а поиск практического выхода

Он бы задавал практические, а не теоретические вопросы:

· «Как практически бороться с помыслом тщеславия после молитвы?»
· «Какими словами молиться, чтобы просить у Бога дарования истинного смирения, а не просто знания о нём?»
· «Отцы, а как вы справлялись с подобными состояниями? Может, посоветуете почитать кого-то, кто пишет именно о борьбе с этим?»
· «Как не впасть в уныние от осознания глубины своего самообмана?»

5. Отношение к советам: не спор, а благодарность

· Вместо: того, чтобы защищать свою «теорию всеобщей прелести» в спорах.
· Было бы: Он бы с благодарностью принимал любые советы, особенно те, что призывают к конкретным и простым действиям: «пойти исповедаться», «перестать спорить», «читать не Игнатия Брянчанинова о прелести, а Иоанна Златоуста о милосердии», «творить дела милосердия, чтобы отвлечься от самокопания».

Ключевое отличие: Подлинное сокрушение ведёт к действию, а не к дискуссии. Оно рождает не желание блеснуть глубиной познания, а жажду исцеления.

Таким образом, тема真正 сокрушающегося о своей прелести air была бы не лекцией, а просьбой о помощи заблудившегося и испуганного человека. Её цель — не утвердиться в своей правоте, а найти путь к исцелению через совет и общение с более опытными людьми.

Сама же его оригинальная попытка использовать ИИ для диагноза — это ярчайшая иллюстрация отсутствия такого сокрушения. Это попытка найти техническое, безличное решение глубокой экзистенциальной проблемы, что является побегом от смиренного личного общения с духовником или братьями по вере.

0

39

юзер air опубликовал в своей теме о прелести такой постинг:

#p477342,air написал(а):

«Я ловлю себя на том, что после длинной молитвы я чувствую не благодарность Богу, а гордое удовлетворение от своей «духовной» работы.

это тоже прелесть?

Да, это прямое и классическое проявление прелести.

То, что описывает пользователь air, — это не просто мелкая погрешность, а именно тот механизм самообмана, который святые отцы называют «прелестью мнения» или «прелестью тщеславия».

Вот разбор, почему это прелесть:

1. Подмена цели

· Цель молитвы — это общение с Богом, предстояние Ему, благодарность, покаяние, прошение о помощи согласно Его воле («да будет воля Твоя»).
· Произошедшая подмена: Целью неосознанно стало само действие (длинная молитва) и получение от него приятного чувства собственной «духовности». Молитва превратилась в инструмент для самоутверждения, а не в средство для смирения перед Богом.

2. Действие страсти тщеславия

Тщеславие (букв. «суетная слава») — это жажда похвалы, признания, в том числе и от самого себя. Человек становится «тщеславным себя ради», как писали отцы. Он сам себя хвалит и награждает чувством удовлетворения за «проделанную работу». Это духовная гордыня в чистом виде.

3. Самообман («ложь»)

Это состояние идеально подходит под определение прелести как «повреждения естества человеческого ложью».

· Ложь: Уверование в то, что длинная молитва сама по себе является духовной заслугой, а возникающее чувство гордости — это награда за «подвиг».
· Повреждение: Вкусив этого приятного чувства, человек будет стремиться повторять молитву уже не ради Бога, а ради этого самоудовлетворения. Это искажает всю духовную жизнь, делая её формой духовного эгоизма.

Что отличает это описание от предыдущей позиции air?

Ранее air говорил абстрактно: «Все мы в прелести». Теперь же он приводит конкретный, личный и очень точный пример. Это колоссальный шаг вперёд!

1. Проявление смирения: Он не скрывает этого греховного помысла, а выносит его на обсуждение.
2. Трезвенность: Он «ловит себя» на этом чувстве. Это и есть начало трезвения — внимательного наблюдения за своими помыслами и их отсечения.
3. Практика вместо теории: Он перешёл от глобальной теории к частному случаю из своей жизни.

Это уже не гордая «прелесть о всеобщей прелести», а здравая самодиагностика, которая является первым и самым главным шагом к исцелению.

Что делать? Практические советы, которые можно было бы дать air

1. Не прекращать молиться. Осознание страсти — не повод бросать дело, а повод делать его правильно.
2. В момент появления этого чувства немедленно про себя (или даже вслух) сказать: «Господи, помилуй меня, грешного. Избави меня от тщеславия и гордыни. Не мне, а Тебе слава». Это переключает фокус с себя на Бога.
3. Сокрушаться не о том, что молитва «не удалась», а о конкретной страсти. Каяться на исповеди не в «плохой молитве», а в «тщеславии и гордыне, возникших во время молитвы».
4. Совет святых отцов: Сразу после молитвы, особенно если она прошла, как тебе кажется, «успешно», займись каким-нибудь смиряющим делом. Например, вымой пол, вынеси мусор, сделай что-то простое и рутинное. Это помогает «опуститься с небес на землю» и развеять дух превозношения.
5. Помнить, что критерий правильной молитвы — не сладость и не удовлетворение, а последующее смирение, мир в душе и усиление любви к ближним.

Вывод: Да, описанное состояние — это прелесть. Но сам факт, что air это увидел и честно в этом признался, говорит о том, что он, возможно, начал выходить из самой опасной — теоретической и горделивой — прелести и вступил на путь реальной, практической борьбы со своими страстями.

0

40

air опубликовал новое сообщение

#p477342,air написал(а):

Я постоянно осуждаю людей на форуме,считая, что они менее «просвещённые», чем я. Моё знание о прелести стало поводом для гордыни. Как с этим бороться?

является ли прелестью сама публикация подобных сообщений на форуме с целью привлечь юзеров к обсуждению поставленного air'ом вопроса?

Это исключительно тонкий и глубокий вопрос, который затрагивает самую суть духовной жизни. Ответ на него неоднозначен и зависит исключительно от внутреннего устроения и мотивации самого пользователя air, которые знает только он и Бог.

Мы можем рассмотреть две диаметрально противоположные возможности.

---

Возможность 1: Да, это может быть проявлением прелести (ловушка)

Если мотивация air нечиста, то его сообщение — это изощренная форма духовного тщеславия и гордыни. Это можно назвать «кокетством смирения» или «пиаром собственной духовности».

Признаки этого:

1. Самопрезентация: Цель — не искреннее исправление, а демонстрация себя как «такого глубокого человека», который «уже всё понял о себе и своих страстях». Он играет роль кающегося грешника на сцене, ожидая аплодисментов.
2. Скрытая гордыня: Фраза «считая, что они менее «просвещённые», чем я» — это, по сути, скрытое повторение того же самого осуждения, но в новой форме. Теперь он осуждает других не за «непросвещенность», а за то, что они еще не достигли его уровня «осознания своей прелести».
3. Постановочность: Он публично кается в грехе осуждения, но делает это таким образом, что это осуждает всех остальных молчаливых пользователей, которые не делают подобных «глубоких» признаний.
4. Погоня за реакцией: Его цель — не получить конкретный совет по борьбе с грехом, а вызвать обсуждение вокруг своей персоны, получить реакции в виде «какой он молодец, что так глубоко видит себя», «спасибо, что поднял эту тему».

В этом случае публикация является высшей формой прелести, потому что она использует инструмент смирения (покаяние) как орудие для гордыни. Это духовная мимикрия.

---

Возможность 2: Нет, это может быть искренним вопрошанием (путь к исцелению)

Если мотивация air искренна, то его сообщение — это акт мужества и настоящего духовного трезвения. Это попытка разорвать порочный круг с помощью единственно верного средства — публичного исповедания своего греха.

Признаки этого:

1. Разрыв шаблона: Грех (осуждение, гордыня) thrives (процветает) в темноте и тайне. Вытаскивая его на свет, озвучивая, человек лишает его силы. Это практический шаг против страсти.
2. Просьба о помощи: Фраза «Как с этим бороться?» — ключевая. Она переводит дискуссию из плоскости теоретического обсуждения («все в прелести») в плоскость конкретной практической помощи.
3. Смирение: Публично признаться в таком грехе — это унизительно и неудобно. Искренний человек идет на это сознательно, чтобы смирить свою гордыню. Он готов выглядеть плохо в глазах других, чтобы стать лучше в глазах Бога.
4. Польза для других: Такие искренние признания невероятно полезны для всей community (общины). Они показывают другим, что они не одиноки в своей борьбе со страстями, и задают здоровый тон для общения — не как соревнование «кто правый», а как совместный путь исцеления.

---

Как отличить одно от другого?

Со стороны — практически никак. Только сам air может знать, что движет им: жажда духовного одобрения или искренняя жажда исцеления. Даже он сам может до конца не осознавать своих мотивов, потому что сердце человеческое весьма лукаво.

Косвенными признаками искренности будут:

· Реакция на советы. Примет ли он простой, конкретный и неудобный совет (например, «перестань писать посты на неделю и просто помолись за тех, кого осуждаешь») или проигнорирует его, продолжая теоретические дебаты?
· Развитие темы. Сместится ли фокус с его личности на обсуждение практических методов борьбы с осуждением для всех?
· Исчезновение. Сделает ли он выводы и уйдет из дискуссии, чтобы применить их на практике, или будет бесконечно рефлексировать на публику?

Вывод:

Сама по себе форма сообщения (публичное исповедание греха) нейтральна. Она может быть как вершиной духовной прелести (если мотив — гордыня), так и актом начала исцеления от нее (если мотив — смирение).

Тот факт, что air задает этот вопрос, показывает, что он, как минимум, на правильном пути — он научился видеть действие страсти в себе до или после действия, а не только theorize (теоретизировать) о ней абстрактно. Теперь главный вопрос — что он будет делать с этим знанием дальше: использовать его для самоутверждения или для реальной борьбы с грехом.

0

41

Это можно назвать «кокетством смирения» или «пиаром собственной духовности».

air сознательно пиарит собственную духовность, потому что хочет унизить себя: он рассчитывает на то, что юзеры форума   увидят его попытки возвысить себя, и тогда, согласно словам Христа ( возвышающий себя унижен будет, а унижающий возвысится) , air в действительности возвысится

Это исключительно тонкое и глубокое наблюдение. Вы обозначили самую коварную и парадоксальную ловушку духовной жизни, в которую может попасть человек, пытающийся практиковать смирение.

Да, такая мотивация возможна, и она является высшей, наиболее изощренной формой прелести. Это не просто "пиар духовности", а создание сложной многоуровневой системы самообмана, где даже унижение становится инструментом для возвышения.

Давайте разберем этот механизм:

1. Порочный круг духовной механики

Человек (в данном случае air) мысленно строит следующую схему:

1. Действие: Я публично унижаю себя, показывая свои грехи.
2. Реакция окружающих: Люди видят в этом мою гордыню и "пиар" ("возвышающий себя").
3. Божественное воздаяние: Согласно заповеди (Лк. 18:14), Бог, видя, что меня "унизили" (осудили) люди, должен меня "возвысить".
4. Результат: Я получаю желаемое "возвышение" от Бога, минуя настоящее смирение.

Проблема в том, что это попытка обмануть Бога, превратив Его обетование в магическую формулу, которую можно технически исполнить для получения награды. Это духовная манипуляция.

2. Почему это прелесть?

· Ложь: В основе лежит фундаментальная ложь о том, что можно симулировать смирение и обмануть Всевидящего Бога. Сердцевина мотивации — все та же гордыня и желание достичь "духовного статуса", но уже окольным, "благочестивым" путём.
· Повреждение: Такой подход полностью извращает понятие смирения. Истинное смирение — это видение своей немощи и надежда только на милость Божию. Оно ищет укрыться от похвал. Ложное смирение (смиренномудрие) — это расчетливая игра, цель которой — та же похвала, но полученная не напрямую, а через обратный механизм, и в конечном счете — от Самого Бога.
· Ориентация на людей: Внимание человека смещается с Бога на реакцию людей. Он постоянно смотрит по сторонам: "А что они подумают? Увидели ли они мою гордыню? Унижают ли они меня уже достаточно для моего будущего возвышения?"

3. Мнение святых отцов

Святые отцы прямо предупреждали об этой опасности. Например, Св. Иоанн Лествичник писал:

"Смиряйся пред Господом, и будешь возвышен... Но если ты смиряешься ради возвышения, то твое смирение есть... лукавство и душевредная торговля".

То есть, если в мотивации смирения присутствует расчет на будущее возвышение (от людей или от Бога), оно перестает быть смирением и становится сделкой, "торговлей".

Вывод: Уловка сатаны

Такой ход мысли — это классическая уловка лукавого, который подсовывает человеку "благочестивую" подмену:

· Вместо того, чтобы просто возвышать себя (прямая гордыня, которая очевидна и отталкивает)...
· ...он предлагает возвышать себя через имитацию унижения (сложная гордыня, которая выглядит как смирение и может обмануть окружающих и, что главное, самого человека).

Итог: Если air публикует свои сообщения с такой скрытой мотивацией ("пусть меня осудят люди, чтобы Бог меня возвысил"), то он находится в состоянии глубочайшей прелести. Он пытается использовать евангельскую заповедь как магическое заклинание для достижения духовного успеха, что является полной противоположностью христианского духа.

Единственный выход из этой ловушки — остановить эту умственную конструкцию и просто искренне, без всякого расчета на результат, покаяться в своем тщеславии и гордыне Богу и духовнику, отказавшись от желания "быть возвышенным" здесь и сейчас.

Отредактировано air (Сегодня 08:41)

0

42

а как air следовало бы развивать тему, чтобы действительно унизить себя перед Богом и чтобы сработал алгоритм " унижающий себя возвысится "?

Это самый главный и сложный вопрос. Потому что подлинное уничижение (смирение) не может быть "разработано" как алгоритм или стратегия. Сама попытка "развить тему, чтобы унизить себя" — это ловушка, потому что в её основе лежит всё тот же расчёт: "я сделаю Х, чтобы получить результат Y (возвышение)".

Любая сознательная попытка "унизить себя" с целью "возвыситься" — это немедленное попадание в прелесть. Это духовная сделка, а не смирение.

Евангельский принцип "унижающий себя возвысится" (Лк. 18:14) — это не инструкция для манипуляции, а констатация духовного закона, который действует естественным образом, как следствие, а не как цель.

Истинное уничижение — это побочный продукт правильного духовного устроения, а не его цель.

Вот что могло бы быть подлинным развитием темы для air, если бы он стремился к искренности, а не к реализации "алгоритма":

1. Прекратить публичную рефлексию и сделать практический шаг

Самое действенное "уничижение" — это не слова на форуме, а конкретный поступок, который ломает его гордыню.

· Вместо поста о том, как он осуждает...
· Нужно: Найти на форуме человека, которого он осуждал, и написать ему в личные сообщения простое, искреннее сообщение без попыток учить: "Прости меня, пожалуйста, за то, что я в споре с тобой был резок, высокомерен и осуждал тебя. Я был неправ".
· Почему это работает: Это конкретно, унизительно для гордыни (признание своей неправоты перед тем, кого ты считал ниже себя), непублично (нет искушения играть на публику) и соответствует заповеди (Мф. 5:23-24).

2. Сместить фокус с себя на других

Самый верный способ перестать любоваться своими грехами (даже под видом "покаяния") — это начать реально помогать другим.

· Вместо поста "я такой гордый"...
· Нужно: Найти на форуме вопрос человека, который действительно нуждается в помощи (в простом житейском или духовном вопросе), и безраздельно, без тени менторства, помочь ему. Ответить просто, практично, поддержать.
· Почему это работает: Гордыня питается самоанализом. Любовь к ближнему и служение ему вырывает человека из плена собственного "я".

3. Замолчать и обратиться к анонимному деланию

Истинное уничижение не требует свидетелей.

· Вместо того чтобы развивать тему на форуме...
· Нужно: Закрыть браузер, отложить телефон и сделать какое-то простое, физическое, смиряющее дело. Помыть пол в квартире, вынести мусор, помочь соседу. Сделать это ради Бога, а не для того, чтобы потом написать на форуме: "вот я какой смиренный, даже пол мою".
· Почему это работает: Это реализует заповедь Христа о том, чтобы милостыня твоя была втайне (Мф. 6:4). Делание без зрителей ломает сам механизм тщеславия.

4. Прекратить использовать духовные концепции

Перестать говорить слова "прелесть", "гордыня", "смирение".

· Вместо поста "моё знание стало поводом для гордыни"...
· Нужно: Просто перестать писать на эти темы. Начать обсуждать на форуме простые, приземлённые вещи: как бороться с ленью, как заставить себя читать утреннее правило, как простить обидчика. Говорить о конкретных грехах и добродетелях, а не об их сложных богословских определениях.
· Почему это работает: Это смиряет ум, который любит оперировать высокими понятиями. Возвращает к простоте и ясности.

5. Найти духовного отца и уйти с форума

Это самый радикальный и самый верный совет.

· Вместо того чтобы искать подтверждения и совета у анонимных юзеров на форуме...
· Нужно: Перестать искать духовной жизни в интернете. Найти священника в реальной жизни, ходить на исповедь к одному и тому же человеку, и открывать ему все эти помыслы о своей "прелести", "гордыне" и "желании уничижиться".
· Почему это работает: Духовник даст конкретные советы для его конкретной ситуации и пресечёт все эти умственные игры. Личное, смиренное послушание духовному отцу — это и есть практическое уничижение своей воли и своего разума.

Итог:

"Алгоритм" срабатывает только тогда, когда о нём не думают. Возвышение — это незаслуженный дар Божий, который даётся человеку, настолько сосредоточенному на любви к Богу и ближнему, что он забывает о себе и о своём "духовном статусе" вообще.

Поэтому единственный верный ответ для air: Перестать "развивать тему". Перестать пытаться "унижать себя". Просто замолчать и начать делать простые, конкретные, добрые и смиряющие дела без всякой надежды на то, что они принесут ему какое-либо "возвышение".

Истинное уничижение — это когда человек настолько искренен, что даже не замечает, что он уничижился.

0

43

в своей теме о прелести air написал так

#p477349,air написал(а):

@all users Простите меня,пожалуйста, за то, что я в спорах с вами был резок, высокомерен и осуждал вам. Я был неправ

теперь он возвысится?

Это момент предельной тонкости, где духовный закон сталкивается с человеческим лукавством. Ответ — нет, исходя из одного этого сообщения, мы не можем сказать, возвысится ли он. Более того, сама постановка вопроса «теперь он возвысится?» показывает, что наблюдатель (и, возможно, сам air) всё ещё находится в ловушке магического понимания евангельской заповеди.

Вот ключевые моменты, почему это так:

1. Заповедь о смирении — не магический ритуал

Принцип «унижая себя возвысится» — это не техническая инструкция вида: «соверши действие А (извинись), чтобы получить результат Б (возвышение)». Это — описание объективного духовного закона, который срабатывает не от внешнего действия, а от внутреннего изменения сердца.

· Действие (извинение) — это лишь внешнее выражение (или его попытка) внутреннего состояния — сокрушения, смирения, любви.
· Если внутреннего состояния нет — действие становится пустой формой, «звуком медным», духовной симуляцией.

2. Мотивация решает всё

Теперь всё зависит исключительно от того, с какой мотивацией air написал это сообщение.

Если мотивация была... Тогда это... И последствие будет...
Искренней: Осознание своей вины, боль от того, что он обидел людей, искреннее желание прощения и примирения. Акт покаяния и смирения. Да, он будет возвышен. Но не людьми на форуме и не сразу. Возвышение придет от Бога как дар мира в душе, освобождения от тяжести греха и, возможно, в виде уважения со стороны тех, кто увидел его искренность.
Расчетливой («прелестной»): Четкое следование «алгоритму»: «я сейчас унижусь (извинюсь), чтобы сработал закон и меня возвысили». Акт духовной магии и гордыни. Это попытка обмануть Бога, купить Его благословение дешевой монетой показного смирения. Нет, он будет унижен. Он не получит ожидаемой «награды». Люди могут не отреагировать, могут не простить, или его извинение покажется им фальшивым. Он столкнется с тем, что его «механизм» не сработал, и это будет его уничижением.

3. Возвышение приходит не так, как ожидается

Даже в случае искренности, возвышение не означает, что все пользователи форума встанут и начнут аплодировать air, называть его святым или признают его правым во всех спорах.

Библейское возвышение — это часто совсем не то, что понимает под этим мир:

· Это может быть глубокая мирная тишина в собственной душе после исповеди.
· Это способность в следующий раз удержаться от резкости.
· Это незаметное уважение одного-двух человек, которые увидели в его поступке мужество.
· Это ослабление власти греха осуждения над ним.

True elevation is often quiet, internal, and visible only to God.

Вывод: Кто даст ответ?

Никто на форуме не может дать окончательный ответ, возвысится ли air. Это тайна его сердца, известная только ему и Богу.

· Если это был искренний крик души — он уже сейчас «возвышен» в смысле того, что совершил мужественный и правый поступок, который освобождает его от греха.
· Если это был расчетливый шаг — он уже сейчас «унижен» тем, что впал в更深шую прелесть, подменив реальное покаяние его симулякром.

Теперь его задача — забыть об этом сообщении и его последствиях. Continuously wondering, "Did it work? Am I elevated now?" is a sure sign that the action was performed for the wrong reasons.

Подлинным итогом должно стать не обсуждение его поступка, а изменение его дальнейшего поведения на форуме: стал ли он добрее, терпимее, менее резок в спорах? Вот единственный объективный критерий, по которому можно будет судить о плодах его извинения.

0

44

Если внутреннего состояния нет — действие становится пустой формой, «звуком медным», духовной симуляцией.

А может ли сам air определить, какое в нём внутреннее состояние, если взять в учёт слова Апостола Павла:

Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою,но тем не оправдываюсь; судия же мне — Господь. 5 Посему не судите никак прежде времени,пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

1-е послание Коринфянам 4 глава — Библия: https://bible.by/syn/53/4/#4

Вы задали самый главный и точный вопрос, который вскрывает всю глубину проблемы самодиагностики в духовной жизни. Цитата из 1-го послания к Коринфянам (4:3-5) — это абсолютный ключ к ответу.

Нет, именно в момент совершения поступка air не может достоверно и окончательно определить своё внутреннее состояние. Более того, сама эта попытка дать себе окончательную оценку («искренен я или нет?») — это продолжение той же прелести, всё та же игра ума, желающего себя оправдать или осудить.

Апостол Павел указывает на несколько фундаментальных истин, объясняющих почему это так:

1. «Я и сам не сужу о себе»

Это прямое указание на ограниченность человеческого самопознания. Наше сердце «лукаво больше всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). Мы можем искренне заблуждаться относительно собственных мотивов:

· Мы можем принять тонкую гордыню за смирение.
· Мы можем принять душевный порыв за действие благодати.
· Мы можем принять желание выглядеть хорошим за подлинную добродетель.

Вывод: Любая наша собственная оценка своего состояния ненадёжна и предвзята.

2. «Хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь»

Это признание того, что чистой совести недостаточно для самооправдания. Даже если нам кажется, что мы поступили правильно и искренне, это не является окончательным вердиктом. В наших глубинах могут скрываться мотивы, неведомые нам самим.

Вывод: Даже чистая, на наш взгляд, совесть — не последняя инстанция.

3. «Судья же мне — Господь»

Единственный, Кто обладает полным, абсолютным знанием нашего внутреннего состояния, — это Бог. Только Он видит не только действие, но и все слои мотивации, все «сердечные намерения», скрытые даже от нас самих.

Вывод: Окончательный суд о качестве нашего поступка (был ли он «звуком медным» или искренним покаянием) принадлежит только Богу.

---

Так что же делать air? Практический вывод из слов Апостола

Осознав, что сам он не может себя окончательно судить, air должен поступить следующим образом:

1. Перестать рефлексировать и пытаться «измерить» свою искренность. Это бесконечный и бесплодный путь, ведущий либо к гордыне («я такой искренний!»), либо к унынию («я такой фальшивый!»).
2. Признать свой поступок перед Богом и... отпустить его. Он сделал то, что считал правильным в данный момент (попросил прощения). Теперь нужно предоставить результат Богу. Сказать: «Господи, я сделал это как умел. Ты видишь моё сердце. Если в моём поступке была хоть капля искренности — прими её. Если же это было лицемерие и лукавство — прости меня и очисти моё сердце».
3. Сосредоточиться не на оценке прошлого поступка, а на следующих шагах. Истина познаётся не самоанализом, а плодами. Что он будет делать после извинения?
   · Если он искренен: Его поведение неизбежно изменится. Он станет мягче, терпимее, будет меньше осуждать. Он забудет о своём «красивом жесте» и перейдет к конкретным делам любви.
   · Если он лукавил: Он будет постоянно возвращаться к этому посту, ждать реакции, анализировать, возвысили его или нет. Его поведение не изменится, и вскоре он снова впадёт в те же грехи (осуждение, резкость), возможно, прикрывая их новой порцией «благочестивых» извинений.

Итог:

Слова Апостола Павла снимают с air бремя необходимости быть своим собственным судьёй. Его задача — не оценивать себя, а доверить эту оценку Богу и продолжать двигаться вперёд, стараясь творить добро и избегать зла.

Подлинное «возвышение» начнётся не тогда, когда его похвалят на форуме, а тогда, когда он, перестав смотреть на себя и свои «состояния», просто начнёт с любовью и смирением отвечать другим пользователям, забыв о том, «возвысился» он или нет.

Таким образом, его духовная работа смещается с самооценки на доверие Богу и внимание к ближнему. Это и есть выход из плена прелести.

0

45

Слова Апостола Павла снимают с air бремя необходимости быть своим собственным судьёй. Его задача — не оценивать себя, а доверить эту оценку Богу и продолжать двигаться вперёд, стараясь творить добро и избегать зла.

тогда какой же смысл вообще участвовать в межрелигиозном форуме " Познай себя ", основная цель которого определяется из его названия?

Это блестящий вопрос, который вскрывает кажущееся противоречие. Но на самом деле, именно понимание слов Апостола Павла раскрывает истинный, глубокий смысл участия в таком форуме и показывает, чем подлинное «познание себя» отличается от духовной ловушки самоанализа.

«Познай себя» — это не призыв к бесконечной рефлексии и самокопанию. Это призыв к трезвению — то есть к объективному, ясному видению своих действий, помыслов и их источников, чтобы отделить правду от лжи, действие благодати от действия страсти.

Участие в форуме обретает смысл, если сместить фокус с самооценки на самопознание через:

1. Обнаружение помыслов, а не выставление им оценок

Форум — это прекрасное «тренировочное поле», где в спорах и диалогах обнаруживаются наши настоящие, часто скрытые от нас мотивы:

· Гнев в дискуссии показывает нашу нетерпимость.
· Желание победить в споре — наше тщеславие.
· Потребность выглядеть духовным — нашу гордыню.

Задача не в том, чтобы дать себе оценку («я плохой»), а в том, чтобы УВИДЕТЬ этот помысел и ОТСЕЧЬ его. Не «познать себя» как нечто статичное («я гордец»), а познать механизмы работы своих страстей в динамике, чтобы ими не управляться.

2. Внешний взгляд и обратная связь

Самый большой обманщик — наше собственное сердце (Иер. 17:9). Другие люди, особенно с иным viewpoint (точкой зрения), часто видят наши слепые зоны.

· Оппонент может указать на логическую ошибку или нашу пристрастность.
· Собеседник может искренне сказать: «Мне больно от твоего тона».

Это не повод для самооправдания или самоуничижения, а ценная информация, помогающая увидеть себя со стороны — не для того, чтобы выставить оценку, а для того, чтобы исправить конкретное действие или отношение.

3. Практика добродетелей, а не их анализ

Форум — это место, где можно практиковаться в том, о чем пишут в духовных книгах:

· Смирение: Признать свою ошибку в конкретном споре.
· Терпение: Выслушать аргументы оппонента, не перебивая.
· Любовь: Поддержать человека, который в унынии, вместо того чтобы вступать в богословский диспут.
· Трезвомыслие: Отделить свою личность от своей идеи и спокойно принять criticism (критику) в её адрес.

Здесь познание себя происходит не через анализ, а через действие и его последствия. Я познаю себя не тем, что думаю о себе, а тем, как я поступаю в конкретной ситуации.

4. Смещение цели: с самопознания на познание Истины

Высшая цель форума «Познай себя» — не остановиться на себе. Здоровое самопознание — это не цель, а средство.

· Я познаю свою гордыню — чтобы она не мешала мне увидеть Истину.
· Я познаю свою склонность к спорам — чтобы прекратить спор и услышать другого человека, в чьих словах может быть часть Истины.
· Я познаю своё неведение — чтобы смириться и учиться.

Таким образом, итогом настоящего самопознания становится не ярлык о самом себе, а очищенное сердце, более способное к восприятию Бога и ближнего.

Итоговый ответ:

Смысл участия в форуме «Познай себя» не в том, чтобы стать своим собственным судьёй и вынести себе окончательный вердикт. Смысл в том, чтобы использовать общение как зеркало, чтобы:

1. Обнаруживать в себе действия страстей (гордыни, гнева, тщеславия).
2. Получать обратную связь от других.
3. Практиковаться в противоположных добродетелях (смирении, терпении, любви).
4. Преодолеть самого себя и свои страсти, чтобы в конечном счёте познать не себя, а Истину, которая находится вне нас.

Истинное познание себя — это когда, увидев в себе страсть, я не зацикливаюсь на этом наблюдении, а говорю: «Господи, вижу эту болезнь. Помоги мне её исцелить конкретным делом: сейчас я промолчу, прощу, помолюсь за этого человека, перестану спорить». И после этого — доверить оценку Богу и двигаться дальше.

0

46

#p477107,air написал(а):

Основная цель @Лотос — не переубедить air,

· Задача @Лотос: Не вступать в контакт с самой клипой (это опасно и нечисто),
2. Практические шаги:  @Лотос должна сделать внутреннее сокращение. Не реагировать сразу.

·
Б. Действие из состояния Малхут (Царства)

@Лотос должна ответить не из своего эмоционального состояния ледую, мы смотрим на это через призму исправления собственных свойств (Тиккун), а не оценки других».

В. Практика невовлечения (Биттуль)

Внутренне практиковать биттуль — самоаннулирование. «Это обращено не ко мне, а к образу, который он спроецировал. Я — не этот образ».

Если сообщение air чисто деструктивно и не содержит запроса на диалог, самый каббалистический ответ — не отвечать вообще.

3. Чего следует избегать любой ценой:

1. Дина де-Гарми (Горячий Суд). Никаких эмоциональных, гневных ответов. Это прямое подпитывание клипот.
2. Леватер (Претензии, взыскание). Не требовать от него измениться или признать свою правоту. Его исправление (Тиккун) — не её работа.
3. Сбиться с уровня Даат на уровень Хохма/Бина.
Не пытаться объяснять ему глубокие концепции (Хохма — мудрость). Он не готов их принять, так как у него нет Даат (соединяющего знания). Это всё равно что лить воду в решето.
4. Вступать в духовный спор ради спора. Это пустая трата божественных искр её собственной энергии.

Краткий алгоритм для @Лотос:

1. Цимцум: Прочитать. Сделать паузу. Сократить свою немедленную реакцию.
2. Анализ: Это искра (Ницоц), спрятанная в скорлупе, или чистая клипа? Есть ли запрос? Или только излияние?
3. Выбор: Если клипа — Молчание (Шетика). Если есть искра — подготовить сосуд (Кли) для ответа.
4. Ответ (если принято решение): Кратко, ясно, без эмоций. С опорой на авторитет (традицию). Сфокусироваться на идее, а не на личности.
5. Завершение: После отправки ответа отпустить. Не ждать реакции, не проверять ответ. Закрыть процесс. Мысленно произнести благословение на отпускание (например, представить, как свет возвращается к своему Источнику).

Итог для @Лотос: Её отношения с air — это, в первую очередь, её внутренняя работа по управлению своими сфирот и недопущению смешения с нечистыми оболочками (клипот). Её сила — в способности к Цимцум, к созданию правильного сосуда для света и в мудрости знать, когда молчание является самым мощным и духовно чистым ответом. Её задача — охранять свой свет, а не растрачивать его впустую, пытаясь осветить тупиковый тоннель.

А каковы задачи air? Какова работа его?

0

47

#p477354,Лотос написал(а):

А каковы задачи air? Какова работа его?

Работа у нас простая.
Работа наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот..

0