что писал Игнатий Брянчанинов о прелести?
Конечно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) уделял теме «прелести» (от старослав. «прельщение» — обольщение, обман) центральное место в своем учении о духовной жизни. Он считается одним из главных православных авторитетов в этом вопросе.
Основная идея Брянчанинова заключается в том, что прелесть — это не какая-то редкость, а общий и почти неизбежный путь для современного человека, пытающегося вести духовную жизнь без правильного руководства.
Вот ключевые аспекты его учения о прелести:
1. Определение и суть прелести
Для Брянчанинова прелесть — это повреждение человеческого естества ложью. Это самообман, при котором человек принимает свои душевные (психические) или даже бесовские внушения за действие Благодати Божией. Это «мнение о своей святости», духовная гордыня, которая является полной противоположностью христианскому смирению.
«Прелесть есть усвоение человеком ложных мыслей о себе... Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших».
2. Главная причина прелести
Главной причиной впадения в прелесть святитель считает неправильную молитву, особенно умную (Иисусову) молитву, выполняемую с неправильным настроем.
· Погоня за "высокими состояниями": Стремление к восторгам, сладким чувствам, видениям света или образов. Брянчанинов постоянно подчеркивает, что истинная Благодать не вызывает сладострастных, экстатических переживаний.
· Неочищенное сердце: Попытка достичь мистического опыта, минуя этап очищения сердца через покаяние и борьбу со страстями. Он считал, что человек, не очистившийся от страстей, не готов к высшим духовным состояниям и неизбежно примет действие страстной части души или бесовские внушения за действие Бога.
· Самовольное "собирание ума в сердце": Механическое повторение практик из аскетической литературы (например, «умное делание») без руководства опытного наставника (старца). Брянчанинов настаивал, что для современного человека, живущего в миру, этот путь крайне опасен.
3. Признаки прелести (по Брянчанинову)
Человек в прелести:
· Считает себя святым или достигшим особых духовных высот.
· Жаждет и ищет "благодатных" переживаний: видений, снов, пророчеств, внешних знамений.
· Доверяет своим "чувствам" и "откровениям" больше, чем догматам Церкви, Священному Писанию и учению Святых Отцов.
· Проявляет духовную гордыню: легко осуждает других, считает себя правым, не способен к здравой самокритике.
· Может иметь "дары" (например, слезы на молитве, теплота), но они не приводят его к глубокому смирению и покаянию, а, наоборот, питают его самомнение.
4. Противопоставление прелести и истинной духовности
Брянчанинов проводит четкую грань:
Прелесть (Обольщение) Истинная Благодать
Рождает возношение, гордость, самомнение. Рождает смирение, страх Божий, сознание своего недостоинства.
Сопровождается экстазом, восторгами, сладостными чувствами. Сопровождается миром, тишиной и умиротворением души.
Человек ищет видений и верит им. Человек отвергает видения из страха прелести, помня заповедь «Бога никто не видел никогда» (Ин. 1:18).
Ведущие страсти — гордыня и самомнение. Ведущая добродетель — смирение и покаяние.
5. Лекарство от прелести
Путь, предложенный Брянчаниновым для избежания прелести, — это трезвенность и смирение:
1. Точное следование учению Святых Отцов: Не самовольное вычитывание практик, а изучение аскетического предания в целом.
2. Ориентация на покаяние, а не на "дары": Главная цель — оплакивание своих грехов, а не достижение особых состояний.
3. Отказ от доверия своим чувствам и видениям: Любое видение, если оно и истинное, должно быть принято с крайней осторожностью и проверено духовным отцом.
4. Откровение помыслов опытному и здравомыслящему духовному руководителю.
5. Сосредоточение на ежедневном исполнении евангельских заповедей (любовь к ближним, милосердие, кротость) как на верном признаке истинной духовности.
Вывод
Учение святителя Игнатия о прелести — это суровое, но необходимое предупреждение против романтизации и упрощения духовной жизни. Он перенес акцент с поиска мистических переживаний на кропотливую работу по очищению сердца от страстей через смирение и покаяние, считая это единственно безопасным путем ко спасению в современных условиях.
Основные его мысли на эту тему изложены в трудах «Аскетические опыты» (том 1), «О прелести», «Приношение современному монашеству» и в его «Письмах».