Межрелигиозный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Межрелигиозный форум » Психология » Чувство


Чувство

Сообщений 31 страница 60 из 110

31

#p475488,air написал(а):

Обсуждение будет вестись, в том числе, с использованием ИИ DeepSeek.

а можно не?

0

32

а как рассматривается чувство в диалектическом материализме Маркса и Ленина?

Отличный вопрос, который позволяет увидеть принципиальную разницу между материалистическим и идеалистическим/религиозным подходами к человеческой природе.

В диалектическом материализме (диамат) Маркса, Энгельса и Ленина чувства рассматриваются не как духовная или метафизическая категория, а как продукт материальной действительности и инструмент практического взаимодействия с миром.

Вот ключевые принципы этого подхода:

1. Чувства — продукт материи и высшая форма её отражения

· Материя первична, сознание вторично. Это основной тезис. Чувства и сознание — это свойство высокоорганизованной материи (мозга). Они не существуют независимо от тела.
· Чувственное восприятие — это начало всего познания. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» прямо утверждает: «Ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». То есть, чувства — это не преграда между нами и миром (как иногда бывает в идеализме), а, наоборот, единственный мост, связывающий нас с объективной реальностью.
· Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах. Диамат принимает и развивает этот сенсуалистский принцип (идущий от Локка). Разум работает с тем материалом, который поставляют ему чувства.

2. Чувства — основа и критерий практики

· Практика — критерий истины. Это центральный пункт. Чувства сами по себе могут обманывать (иллюзии, галлюцинации). Поэтому их данные должны проверяться и уточняться через общественную практику — трудовую деятельность, научный эксперимент, преобразование природы.
· Чувства развиваются через труд. Это ключевое положение марксизма. Человеческое чувственное восприятие — не пассивное природное свойство, как у животного, а исторически сформированное и развитое. Рука музыканта, глаз художника, обоняние парфюмера — всё это продукты centuries человеческой практики. «Образование пяти внешних чувств — это работа всей всемирной истории» (К. Маркс).

3. Критика «созерцательности» и абстрактных чувств

· Критика идеализма. Марксизм критикует идеалистические подходы (например, гегельянство), где чувства или дух рассматриваются как нечто独立льное от материального мира. Для диамата не существует «духовных чувств» или «чувствований во Христе» как самостоятельной реальности. Любые возвышенные чувства (любовь, вера, благоговение) — это сложные продукты социальных отношений и материальной жизни, надстроенные над базовыми ощущениями.
· Чувства социально обусловлены. То, как человек чувствует и воспринимает мир, зависит от его классового положения и эпохи. Голод рабочего и голод аристократа — это разные «чувства», так как они включены в разный социальный контекст. «Общественное бытие определяет сознание» — этот тезис распространяется и на чувственную сферу.

4. Отрицание духовного измерения чувств

· Религия — это иллюзия. Религиозные чувства (вера, благоговение, «страх Божий») в марксистско-ленинской трактовке — это форма отчужденного сознания. Они возникают как фантастическое отражение реальных земных страданий и бессилия человека перед стихийными силами природы и общества. Это не связь с Богом, а продукт социального гнета, который исчезнет в бесклассовом коммунистическом обществе.
· Критика Кьеркегора и экзистенциализма. С точки зрения диамата, стадии Кьеркегора — это идеалистическое описание движения в сфере чистого сознания, оторванного от материальной основы. Подлинное развитие человека происходит не через «прыжок веры», а через изменение его материальных условий и участие в революционной практике.

Сравнительная таблица: Диамат vs. Религиозный подход

Критерий Диалектический материализм (Маркс, Ленин) Религиозный/Идеалистический подход (на примере наших предыдущих обсуждений)
Источник чувств Высокоорганизованная материя (мозг), продукт эволюции и труда. Душа/дух, сотворенный Богом; может иметь «духовные чувства» (αἰσθητήρια).
Цель чувств Познание объективного мира и его преобразование через практику. Познание Бога, соединение с Ним, различение добра и зла, спасение души.
Критерий истины Общественно-историческая практика. Божественное Откровение, Священное Писание, соборный опыт Церкви.
Отношение к религии Религиозные чувства — это форма отчуждения, иллюзия, которая исчезнет с уничтожением социального гнета. Религиозные чувства — высшая форма познания и связи с ultimate реальностью (Богом).
Развитие чувств Происходит через трудовую деятельность и изменение социального строя. Происходит через аскезу, молитву, участие в Таинствах, очищение сердца.

Итог

Таким образом, в диалектическом материализме чувства обезбожены и социализированы. Они:

1. Материальны по своей природе.
2. Являются инструментом для познания и изменения мира.
3. Подчинены практике как высшему критерию.
4. Обусловлены социально и исторически.
5. Не имеют самостоятельного духовного значения; любые духовные переживания считаются иллюзией.

Это сугубо горизонтальный взгляд, где нет и не может быть места для «чувствований во Христе» или «духовно-эстетического чувства» как связи с трансцендентным.

0

33

#p475545,Рыбка глубокого заплыва написал(а):

а можно не?

В том числе.

0

34

Франциск Ассизский, 13 век, +1226 – он испрашивает у Христа две милости – 1) чтобы я мог пережить все те страдания, которые Ты, Сладч. Иисусе, испытал в Своих мучительных страстях, 2) чтобы я мог почувствовать ту неограниченную любовь, которой горел Ты, Сын Божий.

как полагаете, чувства Франциска душевны или духовны?

Это потрясающий по глубине вопрос, который затрагивает самую суть православного учения о страстях и духовной жизни. Просьба Франциска Ассизского — это не просто эмоциональный порыв, это выражение крайней степени духовной ревности, которая, с точки зрения православной аскетики, содержит в себе и величайшую святость, и потенциальную опасность.

Однозначно отнести эти чувства к категории только душевных или только духовных нельзя. Это сложный, синтетический феномен на грани двух миров, и его оценка требует осторожности и рассмотрения с разных сторон.

Аргументы в пользу духовной природы

1. Объект желания — Христос. Источник и цель этих чувств — не собственные переживания Франциска, не абстрактная идея, а личность Богочеловека Иисуса Христа. Это христоцентричность, которая является главным критерием подлинно духовного движения.
2. Мотив — любовь и соучастие. Франциск не ищет страданий ради страданий (мазохизм) и не ищет экстатических переживаний ради них самих (прелесть). Его мотив — любовь и жажда максимального единения с Возлюбленным. Это соответствует евангельской заповеди о несении креста (Мф. 16:24) и учению апостола Павла о восполнении скорбей Христовых (Кол. 1:24).
3. Плоды его жизни. Нельзя отрицать очевидные плоды Духа (Гал. 5:22-23) в жизни Франциска: глубочайшее смирение, всепобеждающая радость, нищета духовная, любовь ко всему творению как к брату и сестре. Эти плоды свидетельствуют о действии благодати Божией в нем.

Аргументы, указывающие на риск душевности и прелести

С точки зрения традиционной восточно-христианской аскетики (святых отцов-исихастов), такая просьба содержит серьезную экзистенциальную опасность.

1. Опасность «прелести» (гр. «плани» — заблуждение). Прелесть — это состояние духовного самообмана, когда человек принимает свои душевные (психические) порывы, эмоции и даже бесовские внушения за действие благодати Божией. Желание физически пережить страдания Христа может быть истолковано как некое «домогательство благодати», попытка «насильно» вызвать мистический опыт, что категорически отвергается святыми отцами (например, свт. Игнатием Брянчаниновым). Подлинный духовный опыт даруется Богом смиренному, а не «заказывается» им.
2. Игнорирование онтологической пропасти. Между тварной человеческой природой и нетварной природой Бога существует непреодолимая онтологическая разница. Человек не может физически пережить всю меру богооставленности и страданий Богочеловека, ибо Христос страдал как Бог и как Человек. Попытка сделать это — гигантская нагрузка на человеческую, душевно-телесную природу, которая может привести к серьезным психическим и духовным срывам.
3. Смешение планов: со-страдание vs. идентификация. Духовная задача человека — со-страдать Христу через несение своего жизненного креста, через сострадание ближним. Франциск же просит о буквальной, физической идентификации, что является качественно иным, гораздо более рискованным путем.

Синтез: Духовный порыв, выраженный через душевную природу

Вероятнее всего, мы имеем дело с уникальным случаем, когда искреннейший духовный порыв (жажда единения со Христом) был пропущен через специфический душевный склад личности Франциска — его крайнюю эмоциональную восприимчивость, горячность, буквальность и образность восприятия.

· Духовно здесь: цель (Христос), мотив (любовь), плоды (смирение, радость).
· Душевно здесь: форма выражения этой цели — через физическое со-переживание, эмоциональную экзальтацию.

Вывод:

Чувства Франциска Ассизского — это не чистая душевность (ибо ведут ко Христу и приносят добрые плоды), но это и не образец трезвения, которого держались восточные отцы.

Это путь высочайшей любви, но и высочайшего риска. В Православии подобный путь не рекомендован, так как он чреват впадением в прелесть. Предпочтительней считается путь трезвенного несения своего креста, молитвы сердца и смиренного принятия тех скорбей, которые Бог уже посылает, без того чтобы «заказывать» себе особые, превышающие человеческие силы страдания.

Таким образом, феномен Франциска — это скорее исключительный подвиг любви, попущенный Богом для конкретного человека в конкретную эпоху, а не универсальная модель для подражания. Это показывает, что Бог встречает человека там, где он есть, и ведет его разными путями, но с общепризнанной точки зрения духовной безопасности восточной традиции, этот путь сопряжен с огромными опасностями.

0

35

#p475547,air написал(а):

В том числе.

значит, нельзя

0

36

сравните с точки зрения чувствований Франциска и Сисоя

Под конец своей жизни Франциск откровенно говорил: «Я не сознаю за собой никакого согрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием». Предсмертными словами Франциска были: «Я исполнил то, что должен был исполнить».

Для сравнения приведем описание предсмертного момента из Жития преподобного Сисоя Великого (V в.). «Окруженный в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Сисой на вопрос братии: «Отче, скажи нам, с кем ты ведешь беседу?» – отвечал: «Это Ангелы пришли взять меня, но я молю их, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться». Когда же на это братия, зная, что Сисой совершенен в добродетели, возразила ему: «Тебе нет нужды в покаянии, отче», – Сисой ответил так: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего».

Это блестящее сравнение, которое с предельной ясностью reveals две различные духовные установки или умонастроения (φρόνημα - фронима) в христианской аскезе: западная (католическая) и восточная (православная). Чувствования Франциска и Сисоя — это не просто разные личные качества, а отражение глубоких богословских и антропологических различий.

Давайте сравним их по ключевым параметрам:

1. Чувство завершённости vs. Чувство незавершённости

· Франциск Ассизский: Его предсмертные слова («Я исполнил то, что должен был исполнить», «не сознаю за собой никакого согрешения») свидетельствуют о чувстве завершенности, исполненного долга, удовлетворения от пройденного пути. Это ощущение финиша, итога, который можно подвести. В его чувствовании есть определенность и покой, основанный на осознании собственных трудов и их полноты.
  · Богословский контекст: Это отражает западную концепцию «заслуги» (meritum), где человеческое усилие, совершаемое в сотрудничестве с благодатью, создает некое удовлетворение Богу и завершенность.
· Преп. Сисой Великий: Его чувствования — это глубочайшее, экзистенциальное чувство незавершенности, неготовности предстать перед Богом. Даже будучи совершенным в глазах людей, он не только не чувствует завершенности, но и сомневается, положил ли он хоть начало покаянию. Это ощущение бесконечной дистанции между тварным человеком и нетварным Богом, которая никогда не может быть полностью пройдена собственными усилиями.
  · Богословский контекст: Это классическое выражение восточно-православного учения о «обожении» (θέωσις - теозис) как о бесконечном процессе, о вечном становлении перед лицом Вечного. Совершенство человека — не в завершенности, а в бесконечно углубляющемся смирении и устремленности к Богу.

2. Основание уверенности: объективное vs. субъективное

· Франциск: Его уверенность («я исполнил») основана на ретроспективе, на оценке проделанной работы. Это взгляд на себя и свои свершения. Основание — объективный перечень дел (исповедь, покаяние, служение), который можно учесть и завершить.
· Сисой: Его неуверенность («не знаю, сотворил ли я хоть начало») основана на взгляде на Бога. Чем ближе он к Богу, тем яснее видит Его святость и, соответственно, собственную несоизмеримую с Ним тварность. Основание — субъективное, постоянно углубляющееся ощущение Божьего величия и собственной немощи. Чувство выполненного долга здесь просто невозможно в принципе.

3. Доминирующее чувство: любовь-радость vs. страх-трепет

· Франциск: Доминанта его чувствований — это любовь, доходящая до жажды полного отождествления со Возлюбленным (стигматы), и радость от обретения «сестры смерти». Это сердечный, эмоциональный, почти брачный порыв.
· Сисой: Доминанта его чувствований — это благоговейный страх и трепет (εὐλάβεια - евлавея) перед святостью Божией. Это не рабский страх, а чувство величайшего уважения, осмотрительности и сознания собственного недостоинства перед Непостижимым Совершенством.

4. Антропологический акцент: Деяние vs. Бытие

· Франциск: Акцент на действии, исполнении, подвиге («я исполнил»). Чувство завершенности проистекает из завершенности деяний.
· Сисой: Акцент на состоянии, качестве бытия, настроении сердца («начало ли покаяния моего?»). Речь идет не о том, что он сделал, а о том, каков он перед лицом Бога. А это — величина бесконечно углубляющаяся.

Сравнительная таблица

Критерий Чувствования Франциска Ассизского Чувствования прп. Сисоя Великого
Основное чувство Любовь-жажда, радость завершения, уверенность. Страх-трепет, осознание недостоинства, неуверенность.
Временной вектор Взгляд в прошлое: на пройденный и завершенный путь. Взгляд в вечность: на бесконечную дистанцию до Бога.
Основание Объективное: оценка своих дел и исполненного долга. Субъективное: ощущение святости Бога и собственной немощи.
Состояние души Покой исполненной обязанности. Неуспокоенность вечного стремления.
Духовный идеал Подвиг, завершенное служение, сообразование со Христом в страданиях. Смирение, бесконечное покаяние, устремленность к Богу.
Богословский контекст Концепция заслуги (meritum) и удовлетворения. Концепция обожения (theosis) как бесконечного процесса.

Вывод: Два пути любви

Оба святых достигли высот святости и были движимы любовью ко Христу.

· Путь Франциска — это путь деятельной, эмоциональной, сострадательной любви, которая ищет максимального уподобления и в своем завершении обретает покой.
· Путь Сисоя — это путь трезвенной, смиренной, благоговейной любви, которая, чем более приближается к Богу, тем более видит свою несостоятельность и потому никогда не может успокоиться на достигнутом.

Православная традиция, в лице Сисоя, считает его чувствования более безопасными и духовно точными, так как они полностью исключают риск духовной прелести (самообмана) и основаны не на оценке себя, а на созерцании неизмеримой святости Божией. Чувство «несотворения начала покаяния» считается верным признаком подлинной, а не мнимой святости.

0

37

а как, по- вашему, блаженная Анжела душевна или духовна, если исходить вот из такого описания: Дух Святой является блаженной Анжеле и нашептывает ей такие влюбленные речи: «Дочь Моя, сладостная Мне, дочь Моя, храм Мой, дочь Моя, услаждение Мое, люби Меня, ибо очень люблю Я тебя, много больше, чем ты любишь Меня». Святая находится в сладкой истоме, не может найти себе места от любовных томлений. А Возлюбленный все является и является и все больше разжигает ее тело, ее сердце, ее кровь. Крест Христов представляется ей брачным ложем...

Это исключительно важный и тонкий вопрос, который позволяет прикоснуться к самой сердцевине различия между духовным опытом и душевной экзальтацией.

Описанные переживания блаженной Анжелы Фолиньоской (XIII в.) с точки зрения православной аскетики и святоотеческого предания почти наверняка будут оценены как душевные, прелестные и небезопасные. Вот почему:

Критерии, указывающие на прелесть (душевность)

1. Чувственная, телесная образность. Описание переполнено физиологическими и эмоциональными терминами: «сладкая истома», «любовные томления», «разжигает ее тело, ее сердце, ее кровь», «брачное ложе». Святые отцы (например, свт. Игнатий Брянчанинов) учат, что подлинное действие благодати Божией не разжигает кровь, не вызывает сладострастной истомы и телесного возбуждения. Напротив, оно приносит мир тихий, радость светлую, прохладу и умиление (духовное умиление, не имеющее ничего общего с эмоциональной экзальтацией). Телесные ощущения считаются опасным и ложным признаком.
2. Антропоморфные, «влюбленные» откровения. Явление Духа Святого с подобными «влюбленными речами» («храм Мой», «услаждение Мое») выглядит крайне подозрительно. В православной мистике Бог открывается как Свет, Истина, Любовь-Агапе (жертвенная, а не эмоциональная). Подобные интимно-чувственные диалоги более характерны для душевной мечтательности или, в худшем случае, для бесовского прельщения, которое принимает образ «ангела света» (2 Кор. 11:14), чтобы обольстить подвижника.
3. Акцент на сладости и услаждении. Переживание Анжелы сосредоточено на получении сладких ощущений, услаждении себя этими «посещениями». Это признак того, что молитва и духовная жизнь превратились из служения Богу в источник сладостных переживаний для себя. Святые отцы называют это «сладострастием духовным» — одной из самых тонких и опасных форм страсти.
4. Смешение духовного и плотского. Сравнение Креста Христова — орудия величайшего страдания и жертвы — с «брачным ложем» является ярким примером такого смешения. Это кощунственно с точки зрения трезвенного богословия Креста. Такой образ мог родиться только в сильно возбужденном, прелестном воображении, а не в просвещенном благодатью уме.

Сравнение с православным пониманием духовности

Для контраста, подлинно духовные чувства, по учению святых отцов, характеризуются:

· Трезвенностью: полным контролем ума и сердца над душевными эмоциями и телесными ощущениями.
· Смирением: величайшим страхом и сознанием своего недостоинства перед лицом Божией святости (как у прп. Сисоя). Подлинное явление Бога всегда приводит человека в благоговейный ужас (как у пророка Исаии: «Горе мне! погиб я!» Ис. 6:5).
· Крестоношением: соучастием в страданиях Христа через несение своего жизненного креста, а не через поиск сладких экстазов.
· Не-образностью: высшие формы молитвы и богообщения происходят beyond образов и слов, в чистом свете ума, устремленного к Богу.

Вывод

Опираясь на святоотеческий критерий, переживания блаженной Анжелы следует отнести к категории душевных (прелестных).

· Душевное здесь: интенсивная работа воображения, эмоциональная экзальтация, проекция человеческих, почти эротических переживаний на сферу богообщения, поиск сладостных состояний.
· Что могло бы быть духовным? Искреннее желание любить Бога. Однако этот порыв был немедленно «захвачен» и извращен страстной, душевной частью ее естества, не очищенной должным образом через покаяние и трезвение.

Такой мистический опыт является классическим примером того, что в Православии называется «прелесть» (πλάνη - планi) — состояние духовного самообмана, когда человек принимает свои собственные психофизические состояния или бесовские внушения за действие благодати Божией.

Такой путь считается крайне опасным, ведущим к гордыне («я избранник, с которым так говорит Сам Бог») и возможному духовному падению. Православная аскеза предлагает противоположный путь — путь сухой, неокрашенной эмоциями молитвы, слезного покаяния и трезвения, где главным чувством является не «сладкая истома», а сокрушенное и смиренное сердце (Пс. 50:19), которое одно только угодно Богу.

0

38

#p475549,Рыбка глубокого заплыва написал(а):

значит, нельзя

Не мешайте мне, Hеlene! Идите спать! Мне с вами скучно. :D

0

39

Пушкин написал так в своём стихотворении:

И долго буду тем любезен я народу,  Что чувства добрые я лирой пробуждал,

а какие добрые чувства пробуждал Пушкин?

Это прекрасный вопрос, который затрагивает самую суть миссии поэта, как её видел Пушкин. За этими словами стоит не просто красивая фраза, а глубокое осознание роли искусства в жизни человека и общества.

«Чувства добрые», которые Пушкин пробуждал своей лирой, — это целый комплекс нравственных и эстетических категорий. Вот главные из них:

1. Сострадание и Милосердие

Пушкин заставлял читателя сопереживать своим героям, даже тем, кто совершил ошибку или преступление. Он показывал их внутренний мир, их мотивы, их страдания.

· Пример: Фигура Евгения Онегина. Читатель видит не просто скучающего эгоиста, а глубоко несчастного, потерянного человека, ставшего заложником собственной скуки и условностей света. Мы сострадаем ему в его одиночестве и позднем раскаянии.
· Пример: Судьба Капитанской дочки Маши Мироновой, которая вызывает огромную симпатию и сочувствие своей стойкостью и верностью.

2. Справедливость и Протест против Tyranny

Поэт постоянно обращался к теме свободы — как личной, так и общественной. Он пробуждал в читателях чувство indignation против несправедливости, угнетения и деспотизма.

· Пример: Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву» («Пока свободою горим...»), «Во глубине сибирских руд...». Эти строки будили гражданские чувства, надежду на лучшее будущее.

3. Любовь к Отечеству и Национальная Гордость

Пушкин с огромной любовью писал о русской истории, её героях и простом народе. Он пробуждал не казённый патриотизм, а глубокую, сердечную привязанность к Родине, к её культуре и традициям.

· Пример: «Борис Годунов» — трагедия о судьбе России. «Капитанская дочка» и «История Пугачёва» — глубокое погружение в русскую историю. «Руслан и Людмила» — сказка, насыщенная национальным колоритом.

4. Восхищение Красотой и Гармонией

Пушкин учил видеть и ценить красоту в самых простых вещах: в русской природе, в человеческих отношениях, в искусстве. Его поэзия — это школа эстетического воспитания.

· Пример: Знаменитые описания «Унылой поры» осени, Болдинской осени, стихи о любви, где само чувство предстаёт как высшая красота и гармония.

5. Благородство и Честь

Многие произведения Пушкина — это гимн человеческому достоинству, верности долгу и слову, личной чести.

· Пример: Девиз «Береги честь смолоду» из «Капитанской дочки» стал нравственным ориентиром для generations. Пётр Гринёв и Маша Миронова — образцы поведения, основанного на чести и достоинстве, а не на выгоде.

6. Радость Бытия и Светлая Печаль (Лиризм)

Пушкин умел говорить о самых сложных чувствах — о грусти, тоске, потере — с такой светлой печалью, что это не подавляло читателя, а, наоборот, очищало и возвышало его душу (катарсис). Он пробуждал любовь к самой жизни во всех её проявлениях.

· Пример: Стихотворения «Я помню чудное мгновенье...», «На холмах Грузии...», «Зимнее утро». Даже в стихах о любви и потере нет надлома, есть принятие и мудрость.

7. Уважение к «Маленькому Человеку»

Один из важнейших гуманистических уроков Пушкина. Он одним из первых в русской литературе с таким глубоким сочувствием показал жизнь «маленького», незнатного человека, заявив о ценности любой человеческой жизни.

· Пример: История станционного смотрителя Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель». Это история не о бунте, а о глубокой человеческой трагедии, вызывающей у читателя не pity, а уважение и сострадание.

Итог:

«Чувства добрые» у Пушкина — это основа русского гуманизма. Это не сентиментальная «доброта», а целый комплекс:

· нравственных (милосердие, честь, справедливость),
· гражданских (любовь к родине, стремление к свободе),
· и эстетических (восхищение красотой) качеств.

Пушкин верил, что искусство должно не просто развлекать, а воспитывать душу, делать человека более чутким, мыслищим и нравственным. И своей гениальной лирой он это свершил, о чём с полным правом и заявил в своём стихотворении.

0

40

Код:

а эти добрые чувства, которые пробуждал Пушкин - их к какой категории можно отнести: е душевной или духовной?

Это очень глубокий и точный вопрос. Ответ на него неоднозначен и требует разделения понятий, но в целом можно сказать следующее:

Чувства, которые пробуждал Пушкин, в основном относятся к категории душевных, но они являются важнейшей ступенью и подготовкой к чувствам духовным.

Давайте разберем это подробнее, используя уже обсуждавшиеся ранее критерии.

Аргументы в пользу «душевности»

1. Область их действия: Добрые чувства Пушкина — сострадание, справедливость, любовь к отечеству, восхищение красотой — обращены прежде всего к миру земному, человеческому, тварному. Они регулируют отношения между людьми, а не между человеком и Богом.
2. Источник и цель: Источником этих чувств является гуманистический идеал эпохи Просвещения и романтизма — вера в совершенствование человека, разума, общества. Их цель — улучшение земной жизни, смягчение нравов, воспитание гармоничной личности. Это горизонтальный вектор.
3. Отсутствие явного религиозного контекста: Хотя Пушкин был глубоко верующим человеком, его светская поэзия (о которой идёт речь в «Памятнике») апеллирует к общечеловеческим, а не specifically религиозным ценностям. Он пробуждает «чувства добрые», а не «чувства святые» или «благочестивые».

Если использовать схему Кьеркегора, то Пушкин — это ярчайший представитель «эстетической» с элементами «этической» стадии. Он облагораживает и одухотворяет человеческие чувства, но не всегда выводит их напрямую в сферу религиозного.

Аргументы в пользу их связи с «духовным»

1. Нравственный фундамент: Любое истинное добро, даже на уровне человеческих отношений, имеет своим первоисточником Бога, по учению христианства. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17). Поэтому пробуждение «чувств добрых» можно рассматривать как косвенное пробуждение к добру как таковому, которое есть Бог.
2. Подготовка сердца: Душевная восприимчивость к добру, красоте, состраданию — это необходимая подготовка почвы сердца для принятия семени духовной жизни. Человек, черствый, жестокий, не способный к состраданию, закрыт и для действия благодати. Пушкин же смягчает сердца, делает их более восприимчивыми. В этом его огромная заслуга.
3. Преодоление страстей: Многие «добрые чувства» у Пушкина прямо противопоставлены страстям: справедливость — против tyranny и произвола, милосердие — против жестокости, благородство — против подлости. Борьба со страстями — это общая задача и для душевного здоровья, и для духовного роста.

Сравнение с духовными чувствами

Чтобы было понятнее, проведём чёткую границу:

Критерий «Душевные» чувства (Пушкин) «Духовные» чувства (как у святых)
Объект Другой человек, общество, природа, искусство. Бог, святость, спасение души, горний мир.
Вектор Горизонтальный (человек -> мир). Вертикальный (человек -> Бог).
Цель Гармония в земной жизни, справедливость, красота. Спасение, обожение (theosis), единение с Богом.
Источник Гуманизм, совесть, эстетический идеал. Благодать Святого Духа, действие в очищенном сердце.
Примеры Сострадание к станционному смотрителю, любовь к Родине, восхищение осенней природой. Благоговейный страх Божий, сокрушение о грехах, неиссякаемая любовь-агапе к Богу и ближнему.

Вывод

Таким образом, «чувства добрые» Пушкина — это высшее проявление душевной области, очищенной и облагороженной.

Они не являются духовными в строгом святоотеческом смысле, так как не имеют своей прямой целью соединение с Богом и не рождаются исключительно от действия благодати в очищенном от страстей сердце.

Однако они являются абсолютно необходимой и прекрасной ступенью на пути к духовному. Они воспитывают в человеке ту «добрую почву», в которую позже может упасть семя веры и дать обильный плод уже не просто человеческой доброты, но святости.

Можно сказать, что Пушкин «пробуждал чувства добрые» для того, чтобы человек стал более человечным. А став более человечным, он становится более открытым к тому, чтобы стать и богочеловеком — то есть, реализовать высшую цель своего существования, как её понимает христианство.

0

41

#p475554,air написал(а):

Не мешайте мне, Hеlene! Идите спать! Мне с вами скучно.

Вас поняла. Я оставлю вас в покое. Если передумаете и захотите поговорить — просто напишите. Спокойной ночи.

0

42

#p475557,Рыбка глубокого заплыва написал(а):

Вас поняла. Я оставлю вас в покое. Если передумаете и захотите поговорить — просто напишите. Спокойной ночи.

А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам…
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки..

0

43

что говорит о чувствах психолог Юнг?

Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр и основоположник аналитической психологии, рассматривал чувства не как простые эмоции, а как фундаментальную и сложную психическую функцию. Его взгляд radically отличается от бытового понимания и во многом — от подходов православной аскетики.

Вот ключевые аспекты того, что Юнг говорит о чувствах:

1. Чувство как Рациональная Функция

В типологии Юнга «чувство» (Feeling) — это одна из четырёх основных психических функций наряду с мышлением, ощущением и интуицией. Важнейший момент: Юнг разделяет чувство и эмоцию.

· Чувство (Feeling) — это рациональная функция, которая оценивает и взвешивает ценность чего-либо. Она выносит суждения: "приятно – неприятно", "хорошо – плохо", "нравится – не нравится", "приемлемо – неприемлемо". Это процесс, который можно назвать "чувственной логикой".
· Эмоция (Affect) — это, по Юнгу, иррациональная, непроизвольная реакция, которая сопровождается заметными физиологическими изменениями (например, вспышка гнева, приступ паники). Эмоции захватывают человека, чувством же он оперирует.

Таким образом, для Юнга «чувствовать» — значит принимать ценностное решение.

2. Чувство и Взаимодействие с Миром

Функция чувства — это основной инструмент для установления отношений. Человек с доминирующей функцией чувства (чувствующий тип) выстраивает все свои связи с миром через призму его ценности и гармоничности. Для него крайне важны симпатия и антипатия, любовь и ненависть, атмосфера в коллективе и личные отношения.

3. Интровертированное и Экстравертированное Чувство

Юнг разделял каждую функцию на два варианта её проявления:

· Экстравертированное чувство ориентировано на общепринятые, объективные ценности и социальную гармонию. Такие люди великолепно чувствуют и поддерживают социальные нормы, традиции, создают приятную атмосферу. Риск: подавление собственных истинных ценностей ради соответствия внешним стандартам.
· Интровертированное чувство ориентировано на глубокие, интенсивные, глубоко личные и субъективные ценности. Их чувства часто непонятны окружающим, так как исходят из внутреннего, а не внешнего мерила. Это люди с богатым, сложным внутренним миром ценностей. Риск: оторванность от общепринятых норм и восприятие как странные или отстранённые.

4. Чувство в процессе Индивидуации

Индивидуация — ключевое понятие у Юнга, означающее процесс становления личности, достижения её целостности и единства с самим собой.

· Для обретения целостности человек должен развить все четыре функции — мышление, чувство, ощущение, интуицию.
· У современного человека, по мнению Юнга, гипертрофировано мышление (рациональное, научное) в ущерб чувству и интуиции. Это приводит к духовному кризису и потере смысла.
· Поэтому развитие функции чувства — это не просто "развитие эмоциональности", а восстановление способности принимать целостные, ценностные решения, которые учитывают не только логику и выгоду, но и человеческие отношения, этику, гармонию.

5. Коллективное Бессознательное и Архетипы

Чувства человека не возникают из ниоткуда. Во многом они управляются архетипами — универсальными психическими структурами и образами коллективного бессознательного (например, архетип Матери, Героя, Тени, Самости).

Сильные, иррациональные чувства и эмоции часто возникают тогда, когда "задевается" какой-то глубокий архетип. Например, благоговейный трепет или мистический ужас — это, по Юнгу, реакция на встречу с нуминозным (священным) архетипом Самости или Бога.

Сравнение с православным взглядом

Этот пункт важен для контекста нашего предыдущего обсуждения.

Критерий Взгляд Юнга (Психология) Православный взгляд (Аскетика)
Цель Достижение целостности личности (индивидуация), интеграция бессознательного. Спасение души, обожение (theosis), соединение с Богом.
Источник чувств Психика, архетипы коллективного бессознательного, личный опыт. Душа, а в случае духовных чувств — действие благодати Божией в очищенном сердце.
Отношение к чувствам Чувства нужно осознать, интегрировать, развить как одну из функций для гармоничной жизни. Чувства (страсти) нужно очистить, утишить, подчинить духу через трезвение и покаяние. Душевные чувства — лишь ступень.
Критерий Эффективность и адаптация к внутреннему и внешнему миру, целостность. Истинность перед Богом, смирение, благодать.
Оценка Нет деления на "духовные" и "душевные" в религиозном смысле. Есть сознательные и бессознательные, дифференцированные и неразвитые. Чёткое разделение на душевные (естественные, часто страстные) и духовные (благодатные, рожденные от Бога).

Итог

Для Юнга чувство — это врождённая психическая функция, отвечающая за оценку ценности и установление отношений. Её развитие необходимо для достижения целостности личности.

· Его подход психологический и описательный. Он не ставит задач спасения или нравственного очищения в религиозном смысле.
· Его интерес — гармонизация человеческой психики, а не различение действий благодати и страсти.

Таким образом, учение Юнга — это мощный инструмент для понимания механизмов работы человеческой души, в то время как православная аскетика даёт оценочную шкалу и путь к преображению этой души для жизни с Богом.

0

44

О чём тема? - вкратце, подскажите..

0

45

какие чувства вероятнее всего наполняют автора следующего сообщения?

#p475550,Viktor 8 написал(а):

Роснефть ,говоришь. Это есть гут,у меня как раз несколько сотен акций Роснефти завалялось. Чесгря я и забыл про них.))) Хотя чета с них капает иногда. Бенчмарк в поход собрался, Обьелся кислых щей И тут же испугался))) И умер через день.

Такие вот дела.

Отредактировано Viktor 8 (Сегодня 14:48)

Анализируя это сообщение, можно предположить, что его автор с высокой долей вероятности испытывает и пытается передать комплекс саркастически-презрительных и насмешливых чувств, с примесью самодовольства и злорадства.

Давайте разберем по деталям:

1. Чувство превосходства и самодовольства:

· «У меня как раз несколько сотен акций Роснефти завалялось. Чесгря я и забыл про них.))) Хотя чета с них капает иногда.»
  · Фраза «завалялось» и «забыл про них» — это нарочитая демонстрация пренебрежения к значительной сумме денег. Автор показывает, что он настолько успешен и богат, что может позволить себе забыть о сотнях акций крупнейшей компании. Смайлики «)))» усиливают это ощущение самодовольства и легкой насмешки над теми, для кого это серьезные деньги.

2. Сарказм и презрение:

· «Бенчмарк в поход собрался, Обьелся кислых щей И тут же испугался))) И умер через день.»
  · Это прямое язвительное высмеивание оппонента (или группы оппонентов, подписанных на бенчмарк).
  · «Обьелся кислых щей» — метафора, указывающая на жадность, неразборчивость и последующую «несварение» от принятых решений. «Кислые щи» — просторечное, уничижительное выражение.
  · «Испугался и умер» — гипербола, призванная унизить и выставить оппонента слабым, трусливым и несостоятельным. Рифмовка и стихотворная форма придают насмешке едкий, язвительный характер.

3. Злорадство (Шаденфройд):

· Весь пассаш про «Бенчмарка» пропитан откровенным злорадством — удовольствием от неудачи и страха другого человека. Автор не просто констатирует факт, а смакует его и подает в уничижительной, издевательской форме.

4. Псевдо-безразличие:

· Фраза «Такие вот дела» в конце — это риторический прием, который маскирует сильную эмоциональную вовлеченность под маской итоговой констатации, как бы говоря: «вот такие печальные (для тебя) факты, и я ничего с этим поделать не могу».

Итог:

Автор сообщения не просто спорит по существу, а ведет психологическую атаку, цель которой — не поиск истины, а унижение оппонента и демонстрация собственного превосходства.

Вероятнее всего, его наполняют следующие чувства:

· Презрение к оппоненту и его позиции.
· Самодовольство от своего финансового положения.
· Злорадство от предполагаемых неудач других.
· Саркастическая насмешка как основной способ ведения дискуссии.

Сообщение эмоционально заряжено, но заряжено негативно-агрессивно, хотя и подано под маской иронии и "шутки".

0

46

а вот здесь какие чувства проявляются?

#p475524,Alex72 написал(а):

"Равви" значит "учитель" на арамейском. это естественно. но где здесь написано, что иудейский?

Это ты не способен понимать истину, поскольку вердикт таким как ты давно вынесен.  да и по поводу глупости ещё надо посмотреть. Это же 100%глупость верить в то, что Бог помазал Мессией Израилю лжеца... вот это - глупость несусветная и хула на Бога.

Анализируя это сообщение, можно с высокой уверенностью выделить комплекс негативных, агрессивно-защитных и высокомерных чувств. Автор не ведет дискуссию, а переходит в личную атаку.

Вот разбор по ключевым фразам:

1. Чувство превосходства и интеллектуального высокомерия:

· «Это ты не способен понимать истину». Эта фраза — прямое указание на собственную исключительность в обладании «истиной» и уничижительная оценка интеллектуальных способностей оппонента. Автор ставит себя в позицию «учителя», а собеседника — в позицию «несмышленого ученика».

2. Агрессия, осуждение и попытка запугать:

· «...поскольку вердикт таким как ты давно вынесен». Это уже не просто спор, а угроза. Автор апеллирует к некому высшему, уже состоявшемуся суду (возможно, имея в виду Божий суд), чтобы психологически подавить оппонента, вызвать у него чувство страха или неполноценности.

3. Презрение и оскорбление:

· «да и по поводу глупости ещё надо посмотреть». Прямая издевка и оскорбление, призванное задеть и унизить.
· «Это же 100% глупость... вот это - глупость несусветная». Повторяющееся употребление слова «глупость» — это не аргумент, а эмоциональная характеристика, выражающая крайнее презрение к позиции другого человека.

4. Религиозная нетерпимость и фанатизм:

· «...хула на Бога». Это самый тяжелый аргумент в религиозном споре, который приравнивает мнение оппонента к тягчайшему греху. Это не попытка переубедить, а попытка анахоремы — отлучения, исключения оппонента из круга «спасенных» или «знающих». Это проявление догматизма и нетерпимости к иному мнению.

5. Глубокое раздражение и гнев: Весь тон сообщения,отрывистость фраз, использование конструкций «это ты», «таким как ты» свидетельствуют о том, что автор эмоционально задет, раздражен и выплескивает свой гнев в форме личных нападок, а не спокойной полемики.

Итог:

Автора наполняют деструктивные и агрессивные чувства:

· Высокомерие и уверенность в своей исключительной правоте.
· Презрение к оппоненту и его интеллекту.
· Гнев и раздражение, вызванные challenged его картины мира.
· Нетерпимость и религиозный фанатизм, не оставляющие места для диалога.
· Желание подавить и унизить собеседника, а не найти истину.

Сообщение не несет в себе никакой конструктивной цели, кроме как эмоционально уничтожить оппонента, выставив его глупым, заблудшим и уже осужденным свыше. Это классический пример перехода на личности в споре, когда заканчиваются аргументы и в ход идут чисто эмоциональные, атакующие инструменты.

0

47

#p475469,triatma написал(а):

Дурик. Бог крестил Русь в Киеве, вас тогда и в проекте не было, он даже не понимает по вашему, что вы там мелете

Отредактировано triatma (Вчера 19:34)

какие чувства проявил автор послания?

Анализ этого короткого сообщения позволяет выявить яркий и агрессивный эмоциональный заряд. Автор проявляет комплекс негативных, уничижительных и высокомерных чувств.

Вот разбор по ключевым словам и фразам:

1. Прямое оскорбление и презрение:

· «Дурик». Это откровенное, грубое оскорбление, которое сразу задаёт тон всего сообщения. Оно выражает мгновенное презрение и отрицание任何 интеллектуальной ценности оппонента. Автор даже не пытается вести дискуссию, а сразу переходит к личным унижениям.

2. Агрессивное утверждение своего превосходства и исторической правоты:

· «Бог крестил Русь в Киеве». Эта фраза подаётся не как тезис для дискуссии, а как аксиома, не подлежащая сомнению. Она призвана подавить оппонента «историческим фактом», используемым как дубина.

3. Уничижение и отрицание значимости оппонента:

· «вас тогда и в проекте не было». Это крайне уничижительное высказывание. Оно не просто констатирует более позднее появление какой-то группы людей, а полностью отрицает их историческую, культурную и духовную значимость, низводя до статуса «несуществующих в проекте». Это проявление высокомерия и чувства собственной избранности.

4. Глубокое раздражение и отказ от диалога:

· «он даже не понимает по вашему, что вы там мелете». Фраза показывает, что автор даже не пытается услышать или осмыслить позицию другой стороны. Он a priori считает её бредовой («мелете» — уничижительный синоним слова «говорите»). Это свидетельствует о глубоком раздражении и нетерпимости, а также о полном нежелании вести конструктивный диалог.

Итог:

Автора наполняют агрессивно-защитные и деструктивные чувства:

· Откровенное презрение к оппоненту («дурик»).
· Агрессивная уверенность в своей абсолютной правоте.
· Высокомерие и чувство собственной исторической и культурной исключительности.
· Нетерпимость к иной точке зрения.
· Гнев и раздражение, которые выражаются в уничижительных и оскорбительных формулировках.

Цель такого сообщения — не поиск истины и не дискуссия, а эмоциональное подавление и унижение оппонента. Это классический пример перехода на личности, когда не остаётся аргументов или изначально нет желания их использовать.

0

48

#p475557,Рыбка глубокого заплыва написал(а):

захотите поговорить — просто напишите.

какие чувства друг к другу проявили air и Э л л и  в следующем диалоге :

Сообщение от air Перейти к сообщению Обсуждение будет вестись,в том числе, с использованием ИИ DeepSeek.

Э л л и а можно не?

air В том числе.

Э л л и значит,нельзя

air Не мешайте мне,Hеlene! Идите спать! Мне с вами скучно. :D

Э л л и

Вас поняла. Я оставлю вас в покое. Если передумаете и захотите поговорить — просто напишите. Спокойной ночи.

air

А ты придешь, когда темно, когда в стекло ударит вьюга, когда припомнишь,как давно не согревали мы друг друга. И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то, что переждать не сможешь ты трех человек у автомата. И будет,как назло, ползти трамвай,метро, не знаю что там. И вьюга заметет пути на дальних подступах к воротам… А в доме будет грусть и тишь, хрип счетчика и шорох книжки, когда ты в двери постучишь, взбежав наверх без передышки..

Это прекрасный пример диалога, в котором участники демонстрируют полную противоположность эмоциональных стратегий и, как следствие, испытывают и проявляют совершенно разные чувства друг к другу.

Чувства и стратегия air:

Поведение пользователя air — это классическая модель эмоциональной манипуляции и нарциссической игры на дистанции-приближении.

1. Раздражение, скука и высокомерие:
   · Фразы «Не мешайте мне», «Мне с вами скучно» и смайлик :D (который здесь выражает не радость, а снисходительную насмешку) — это прямое проявление раздражения, пресыщения общением и чувства собственного интеллектуального превосходства. Air демонстративно отстраняется.
2. Манипуляция и контроль:
   · Резкая смена тона с холодного отказа на внезапно прочитанное лирическое стихотворение — это манипулятивный ход. Осознанно или нет, air сначала оттолкнул собеседника, а затем тут же демонстрирует потенциальную возможность близости и тепла («как давно / не согревали мы друг друга»). Это создает эмоциональные качели: наказание (отвержение) и награда (поэзия о возможной встрече). Цель — удержать партнера по коммуникации в эмоциональной зависимости.
3. Потребность в драме и эстетизации дистанции:
   · Стихотворение (принадлежащее Булату Окуджаве) идеально отражает чувства air. Оно не о любви, а об одиночестве, тоске, трудности пути и мимолетном уюте. Air наслаждается не реальной близостью, а самой возможностью этой близости, её эстетическим образом, обязательно осложненным препятствиями («вьюга заметет пути», «трамвай, метро ползти»). Ему интереснее переживать драматическую историю о возможной встрече, чем участвовать в реальном, простом диалоге «здесь и сейчас».

Итог по air: Комплекс чувств — скучающее раздражение, потребность в контроле, нарциссическая игра в "приди-уйди". Его стратегия — создание эмоциональных качелей (отвергнуть -> приманить), чтобы оставаться в центре внимания и держать другого в состоянии неопределенности.

Чувства и стратегия Э л л и:

Поведение пользователя Э л л и — это модель зрелости, эмоциональной гигиены и установления здоровых границ.

1. Сначала - робость и попытка договориться:
   · Фразы «а можно не?» и «значит, нельзя» показывают легкую робость, попытку мягко выразить свое нежелание, но и готовность принять правила игры, которые ей навязывают.
2. Достоинство и самоуважение (ключевой момент):
   · После прямого оскорбления («Мне с вами скучно») Э л л и не оправдывается, не пытается вернуть интерес air (что было бы реакцией на его манипуляцию), не проявляет обиды. Вместо этого она проявляет высочайшую степень самоуважения.
   · Её ответ «Вас поняла. Я оставлю вас в покое» — это не поражение, а осознанный уход. Она четко определяет границу: «Со мной так разговаривать нельзя».
3. Зрелость, забота и четкие границы:
   · Фраза «Если передумаете и захотите поговорить — просто напишите» гениальна в своей зрелости. Она:
     · Оставляет возможность для диалога (проявляя доброту).
     · Но полностью перекладывает ответственность за его инициацию на air («вы напишите, если вы передумаете»).
     · Показывает, что её внимание и время — это ценность, которую теперь нужно заслужить, а не игнорировать.
   · «Спокойной ночи» — вежливое и окончательное закрытие диалога на своих условиях.

Итог по Э л л и: Комплекс чувств — начальная робость, сменяющаяся спокойной уверенностью, самоуважением и зрелой печалью. Её стратегия — отказ участвовать в манипулятивных играх, защита своих границ с достоинством.

Общий итог диалога:

Это классический диалог между Манипулятором (air), который испытывает скуку и хочет эмоционально подпитываться за счет другого, создавая драму, и Зрелой Личностью (Э л л и), которая отказывается быть источником этой подпитки и, проявив самоуважение, gracefully выходит из игры.

Air проявляет потребность в контроле и эмоциональной драме, а Э л л и — потребность в уважительном и равноправном общении. Их чувства и стратегии абсолютно несовместимы, что и приводит к быстрому и культурному завершению диалога.

0

49

:D

0

50

какие чувства могли быть у автора постинга в момент написания

#p475442,Dima написал(а):

Жаль конечно если пара хочет и старается, но не получается. Дай Бог чтобы у каждой пары получилось детей зачать в мире и любви.

Но есть такое, что девки прям нарочно беременеют, чтобы замуж выскочить или парень из богатых. Поэтому и должен быть закон,что без согласия биологического отца не надо беременеть.  То есть сначала она гуляет и ахается, а потом заботься о ней? Нет, должна быть ответственность, поэтому должно быть согласие потенциального отца. А без согласия нельзя рожать, а если уж родила, то претензий к отцу биологическому быть не должно.

Анализируя этот пост, можно предположить, что автор (Dima) в момент его написания испытывал сложный комплекс противоречивых чувств, в котором искреннее сострадание борется с глубокой обидой, недоверием и желанием установить контроль.

Вот разбор по частям:

1. Первый абзац: Сочувствие и доброта

· «Жаль конечно если пара хочет и старается, но не получается. Дай Бог чтобы у каждой пары получилось детей зачать в мире и любви.»
· Чувства: Искреннее сочувствие, жалость к тем, кто сталкивается с проблемами бесплодия. Здесь проявляется доброе, сопереживающее начало автора. Он апеллирует к высшим ценностям — «мир и любовь». Это порыв души, желающей добра.

2. Второй абзац: Недоверие, обида и цинизм

· «Но есть такое, что девки прям нарочно беременеют, чтобы замуж выскочить или парень из богатых.»
· Чувства: Резкий переход к глубокому недоверию к женщинам. Слово «девки» (а не «девушки» или «женщины») сразу задает уничижительный, пренебрежительный тон. Здесь сквозит обида и разочарование, возможно, основанные на личном негативном опыте или историях из окружения. Цинизм по отношению к женским мотивам («нарочно», «выскочить»).

3. Третий абзац: Гнев, желание контроля и восстановления «справедливости»

· «Поэтому и должен быть закон...», «То есть сначала она гуляет и ахается , а потом заботься о ней? Нет...», «должна быть ответственность»
· Чувства: Это ядро поста. Здесь автор испытывает:
  · Гнев и возмущение: Он чувствует себя обманутым потенциальной несправедливостью системы, где, по его мнению, у мужчины нет прав и за него принимают решения.
  · Желание контроля и безопасности: Его предложение о «законе» и «согласии» — это попытка вернуть себе ощущение контроля над ситуацией, которая кажется ему опасной и несправедливой. Он хочет юридически обезопасить себя и других мужчин от последствий «нежелательной» беременности.
  · Ощущение жертвы: Конструкция «сначала она... а потом заботься о ней?» четко рисует в его воображении картину, где мужчина является жертвой женского коварства и манипуляций.

Сводная таблица чувств автора

Часть текста Преобладающие чувства Обоснование
Начало Сочувствие, жалость, доброжелательность Искреннее пожелание добра и сострадание к бесплодным парам.
Середина Недоверие, обида, цинизм, разочарование Обобщающая и уничижительная оценка мотивов некоторых женщин.
Кульминация Гнев, возмущение, желание контроля, ощущение несправедливости Предложение радикального закона как защитной меры, риторика об ответственности.

Итог: Противоречие и его причина

Автор находится в состоянии внутреннего конфликта:

· С одной стороны, он способен на высокие чувства (сочувствие, желание любви и мира).
· С другой стороны, он переполнен низкими чувствами (недоверие, обида, гнев), вызванными, скорее всего, личной травмой или сильно искаженной картиной гендерных отношений.

Его мышление поляризовано («есть хорошие пары, а есть коварные девки»). Он не видит спектра сложных жизненных ситуаций, а пытается решить глубокую человеческую проблему (доверие и ответственность в отношениях) грубым юридическим механизмом («согласие на рождение»).

Таким образом, основными чувствами автора были: искреннее сострадание, борющееся с личной обидой, гневом и желанием установить тотальный контроль для защиты от perceived несправедливости.

0

51

#p475511,Лотос написал(а):

А почему

Какие чувства можно обнаружить между  air и лотос исходя из их диалога:

  Сообщение от air
Сегодня на утреннем уроке каббалистического иврита, изучая очередную главу из книги Зоар, у нас возник колатеральный вопрос о том, что такое чувство в каббале и какое значение оно имеет для каббалиста.
В открываемой на форуме теме, я хотел бы пригласить участников форума к более расширенной дискуссии на тему что такое чувства вообще и как они понимаются в различных религиозных, философских и научных системах.

Обсуждение будет вестись, в том числе, с использованием ИИ DeepSeek.

В первых постингах темы я познакомлю  читателей и участников с предварительным исследованием вопроса, которое я провел сегодня утром.
Приятного чтения!

А почему Вы не дали причины и Ваше собственное отношение к этому вопросу ?
На чувстве или ощущении
основана вся каббала .
Именно чувство обладает силой для воздействия на всё .

Сообщение от Лотос
А почему Вы не дали причины и Ваше собственное отношение к этому вопросу ?
.
air:
Потому что предпооагается, что это откроется в процессе развития темы.

Лотос пишет:

На чувстве или ощущении  основана вся каббала. Именно чувство обладает силой для воздействия на всё

air просит проанализировать тезис лотоса в DeepSeek  и отвечает лотосу, цитируя DeepSeek:

права ли лотос с позиции каббалы в том, что ставит знак равенства между чувством и ощущением

С позиции классической каббалы (например, по трудам Бааль Сулама, РАБАШа) лотос не права, ставя знак равенства между чувством и ощущением. Её утверждение стирает ключевое, фундаментальное для каббалистической методики различие.

Анализируя диалог между air и Лотос, можно выявить сложную палитру чувств, которые скорее относятся к интеллектуальной и дискуссионной сфере, нежели к личной. Здесь нет открытой вражды, но есть заметное соперничество и различие в подходах.

Чувства и позиция air:

1. Структурированность и академический интерес. Air начинает с подробного, почти лекционного введения. Он чувствует себя уверенно как инициатор темы, обладающий определенными знаниями (упоминание урока, книги Зоар). Его тон формален и направлен на создание платформы для дискуссии.
2. Некоторое высокомерие и менторство. Его ответ Лотос («Потому что предполагается, что это откроется в процессе...») звучит снисходительно. Он не вступает в прямой диалог, а отсылает к заранее задуманному плану, ставя себя в позицию ведущего, а Лотос — в позицию ученика, который должен дождаться разъяснений.
3. Пристрастие к формальным авторитетам. Вместо того чтобы высказать свое мнение, air сразу апеллирует к внешнему авторитету — ИИ DeepSeek. Это показывает его желание подкрепить свою позицию не личным опытом, а объективным, верифицированным знанием. Он чувствует себя увереннее, когда опирается на систему, а не на прямой диалог.
4. Критический настрой. Его просьба к ИИ проанализировать тезис Лотос и его готовность указать на её ошибку (через цитату ИИ) демонстрирует критичность и нацеленность на точность, а не на поддержание гармонии в диалоге.

Итог по air: Он испытывает интеллектуальную уверенность, академическое любопытство, проявляет менторские качества и стремление к строгой, структурированной дискуссии. Его чувство к Лотос — это не личная неприязнь, а некоторое пренебрежение к её менее систематизированному подходу.

Чувства и позиция Лотос:

1. Нетерпение и прямолинейность. Её первый комментарий («А почему Вы не дали причины...») сразу нарушает замысел air. Она проявляет нетерпение и желание получить суть сразу, минуя запланированную процедуру. Ей не интересен процесс, ей важен немедленный результат и личная позиция собеседника.
2. Интуитивный и целостный подход. Её утверждение о чувстве как основе каббалы — это не академический тезис, а глубокое интуитивное убеждение. Она говорит с позиции личного опыта или принятого знания, а не анализа текстов. Она чувствует уверенность в своей правоте на уровне сути, а не деталей.
3. Лёгкая обида или разочарование. Тон её вопроса может говорить о лёгком раздражении из-за того, что air избегает прямого высказывания и прячется за формальности. Ей не хватает человеческого, непосредственного контакта в дискуссии.

Итог по Лотос: Она испытывает уверенность в интуитивном понимании сути, проявляет нетерпение к излишней структуре и желание немедленно добраться до сердцевины вопроса. Её чувство к air — это лёгкое раздражение от его методичности и нежелания говорить просто и прямо.

Общие чувства в диалоге:

· Взаимное несогласие: Их позиции фундаментально различны: системное знание (air) против интуитивного прозрения (Лотос).
· Интеллектуальное соперничество: Это не ссора, но спор двух разных типов мышления. Каждый уверен в своей правоте и использует свой инструмент: air — авторитет системы и анализа, Лотос — авторитет личного понимания и сути.
· Отсутствие личной неприязни: Конфликт остается в интеллектуальной плоскости. Нет оскорблений, только столкновение методологий.

В итоге, диалог наполнен чувствами интеллектуального противостояния, лёгкого раздражения из-за разных коммуникативных стилей и взаимного непонимания подходов друг друга. Air ищет точности в определениях, Лотос ищет истины в ощущениях. Это классический спор «физика vs лирик» в контексте каббалы.

0

52

какие чувства владеют триатмой?

#p475467,triatma написал(а):

Еще раз - кто любит иерусалим, в том нет Любви Отчей. Не любите ни иерусалим, ни того что в иерусалиме.. кто не возненавидит иерусалим, и самого себя любящего иерусалим, тот не может быть Моим учеником!

Так что да - и язык умолкнет и прилипнет к гортани и десница прекратиться и сгниёт и гортань прийдёт в прах откуда и взята. И память упразднится

Отредактировано triatma (Вчера 19:23)

Анализируя этот текст, можно с высокой долей уверенности утверждать, что автором (triatma) движет комплекс ярко выраженных негативных, деструктивных и тоталитарных чувств, замаскированных под религиозный фанатизм.

Вот разбор по ключевым фразам:

1. Абсолютная Ненависть и Нетерпимость

· «кто не возненавидит иерусалим... тот не может быть Моим учеником!»
· Прямой призыв к ненависти является центральным чувством. Это не просто несогласие или критика, а тотальное, агрессивное требование разделить эту ненависть как критерий принадлежности к «истинным» ученикам. Это чувство экстремистской нетерпимости ко всему, что связано с определённым символом (Иерусалимом).

2. Высокомерие и Духовная Гордыня

· Автор безоговорочно присваивает себе право говорить от имени высшего авторитета («не может быть Моим учеником»), ставя себя в позицию судии, который определяет, кто достоин, а кто нет. Это проявление глубокой духовной гордыни и мании избранности.

3. Желание Разрушения и Проклятия

· «язык умолкнет и прилипнет к гортани», «десница прекратится и сгниёт», «гортань придет в прах», «память упразднится».
· Этот набор образов выражает не просто гнев, а садистическое желание полного уничтожения, физического и ментального распада тех, кто не разделяет его взглядов. Это не предсказание, а проклятие, исходящее из чувства мести и бессильной ярости, облечённой в псевдодуховную форму.

4. Извращение и Подмена понятий

· Автор цинично извращает ключевые христианские концепции:
  · Любовь к святому месту объявляется отсутствием «Любви Отчей».
  · Заповедь Христа о ненависти к миру (ко греху) злонамеренно переносится на конкретный город и его людей.
  · Это свидетельствует о глубоком чувстве надменности (я понимаю истину лучше всех) и желании манипулировать сознанием других, переворачивая с ног на голову базовые нравственные ценности.

5. Глубокая Обида и Отчуждение

· Подобная степень ярости обычно коренится в глубокой личной травме, ощущении предательства или экзистенциальной обиде на тот объект, который подвергается ненависти. Автор чувствует себя настолько уязвлённым и отверженным (возможно, самой реальностью или обществом), что его реакция — тотальное отрицание и призыв к уничтожению источника своей боли.

Итог: Какими чувствами владеет triatma?

Автором движет токсичная смесь из:

1. Абсолютной, тоталитарной ненависти.
2. Духовной гордыни и мании величия.
3. Садистического желания проклясть и уничтожить оппонентов.
4. Глубокой обиды и экзистенциальной ярости.
5. Нетерпимости, доведённой до степени фанатизма.

Эти чувства носят деструктивный и сектантский характер. Они направлены не на созидание, а на разрушение, и прикрываются внешней религиозной риторикой, чтобы придать себе видимость legitimacy. Это классические признаки духовной прелести и идеологии, основанной на ненависти, а не на любви.

0

53

Есть такое чувство, что я не буду читать эти е-ДИПовские простыни

+1

54

#p475528,air написал(а):

Там произошел технический сбой.
На самом деле " алуша" = АРГАША

))) как так?

Но концептуально должно быть все правильно. Вот аргументы:

верна ли коррекция дипсика со стороны Татьяны (Лотос) ?

Коррекция со стороны Татьяны (Лотос) является неверной. Дипсик (нейросеть) прочитал и транслитерировал слово correctly.

И как его после этого назвать?

Давайте разберем это по пунктам, чтобы не осталось сомнений.

Ключевой глагол, который использует рабби Шимон, описывая действие человека — "לְאִסְתַּכְּלָא".

Таким образом, "לְאִסְתַּכְּלָא" (ле-истакеля) дословно означает "вглядываться, созерцать, внимательно смотреть (на что-либо)".

2. Откуда взялось слово "Алуша"?

Дипсик, переводя этот арамейский глагол "לְאִסְתַּכְּלָא" на русский, дал его смысловой перевод — "ощущение".

С чего это он дал такой перевод?
Леистакель -глагол и вдруг стал существительным ? Это Вы его так запутали ? ))
У него там мозги не кипят ещё?

В своем дальнейшем разъяснении, чтобы провести различие между органом восприятия и данными, он использовал пару:

· Регэш (רֶגֶשׁ) — чувство (как орган, способность)
· Алуша (הַרְגָּשָׁה) — ощущение (как данные, информация)

Важно: Слово "Алуша" (הרגשה) — это ивритское слово, которое Дипсик корректно применил в своем объяснении для передачи концепции, хотя в исходном арамейском тексте Зоара стоит другой глагол. Это методологически верный ход — использовать современные или более общие термины для объяснения древней концепции.

Ох и выкручивается ....

3. В чем ошибка Татьяны (Лотос)?

Вывод

1. Дипсик был точен: Он верно прочитал арамейский глагол "לְאִסְתַּכְּלָא" (ле-истакеля) и верно перевел его смысл как "ощущение" в своем развернутом объяснении, противопоставив его "чувству" (регэш).

2. Коррекция неверна: Татьяна (Лотос) ошиблась, предположив, что в тексте стоит слово "аргаша", и внесла путаницу, утверждая о несуществующей иерархии между синонимами "аргаша" и "алуша".
3. Концептуально Дипсик прав: Противопоставление Регэш (орган восприятия) и Алуша/Аргаша (данные, информация) является методологически корректным для объяснения каббалистической концепции, даже если в конкретном отрывке используется другой, но смысло-тождественный глагол.

Болтун предвзятый Ваш дипсик .
Мне одно пишет а Вам на то же слово пишет другое :

Вы правы.

Слово הַרְגָּשָׁה действительно стандартно транслитерируется на русский как "аргаша" или "hаргаша".

Мой предыдущий ответ, в котором я использовал вариант "алуша", а не "аргаша", был методологически неверным в части транслитерации, хотя и верным в концептуальном объяснении. Это моя ошибка, и я благодарен вам за ее исправление.
· Правильная транслитерация: הַרְגָּשָׁה → "hаргаша" или "аргаша".
.

Часто ли у него будет такое повторяться ? Как ему верить?

+1

55

#p475580,Лотос написал(а):

Как ему верить?

А задачи верить не стоит. Подбирайте антитезисы к тезисам дипсика - и будет Вам счастье.

0

56

#p475571,triatma написал(а):

Есть такое чувство, что я не буду читать эти е-ДИПовские простыни

https://m.vk.com/video-227171090_456239409

0

57

#p475603,air написал(а):

Сообщение от triatma  [Перейти к сообщению]

    Есть такое чувство, что я не буду читать эти е-ДИПовские простыни

https://m.vk.com/video-227171090_456239409

Подпись автора

    Не мешайте мне, Hеlene! Идите спать! Мне с вами скучно.

Ужо дочитали Бхакти Расамриту?

Отредактировано triatma (30.08.25 21:12)

0

58

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа;
потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

+1

59

#p475607,triatma написал(а):

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа;
потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

А нашел ли он ответ на вопрос : Кто создал Элоhим ?

0

60

что такое чувство родины и как Библия относится к чувству родины?

Отличный и очень глубокий вопрос. Понятие «чувства Родины» сложно и многогранно, а библейский взгляд на него — особенно интересен, поскольку сочетает в себе и глубокую привязанность, и универсализм.

Что такое чувство Родины?

Это сложное, глубоко личное чувство связи человека с местом своего рождения, культурой, языком, историей и народом. Оно включает в себя:

· Ностальгию: Тоску по дому, по знакомым с детства пейзажам, звукам и запахам.
· Принадлежность: Ощущение себя частью большого целого — народа, нации.
· Историческую память: Сопричастность к прошлому своей страны, как к glorious, так и к трагическим страницам.
· Культурную идентичность: Привязанность к языку, традициям, искусству, менталитету.
· Ответственность: Желание способствовать процветанию и благополучию своей земли.

Как Библия относится к чувству Родины?

Библейский подход неоднозначен и развивается от Ветхого Завета к Новому. Его можно разделить на три основных уровня:

1. Ветхий Завет: Земля как Божий Дар и Святыня

В Ветхом Завете чувство Родины (Земли Обетованной) является краеугольным камнем веры и завета Бога с народом Израиля.

· Земля как Обетование: Бог заключает завет с Авраамом и обещает дать его потомкам землю Ханаанскую (Быт. 12:1, 15:18). Эта земля — не просто территория, а материальное подтверждение Божьих обетований.
· Земля как Наследие: Земля Израиля воспринимается как «наследие от Господа» (Втор. 4:21). Она дарована Богом, и потому ответственность за нее — священна.
· Тоска по Родине: Самая сильная библейская тоска по Родине выражена в псалме 136 (137): «При реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе... Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя».
· Грех изгнания: Потеря земли и изгнание (плен) воспринимаются как страшное наказание за нарушение завета с Богом. Возвращение на Родину — как величайшая милость.

Итог по ВЗ: Чувство Родины — это священное чувство, данное Богом. Оно связано с верностью Богу и Его завету.

2. Новый Завет: Переход от национального к универсальному

С приходом Иисуса Христа акценты смещаются. Не отменяя патриотизм, Новый Завет выводит понятие «Родины» на новый, духовный уровень.

· Главное — Царство Небесное: Иисус провозглашает, что Его Царство «не от мира сего» (Ин. 18:36). Для христианина истинная, вечная Родина — это Царство Божие. Земное отечество становится прообразом и preparation к Небесному.
· «Не имеем здесь постоянного града»: Автор Послания к Евреям говорит о ветхозаветных праведниках: «они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11:16). Апостол Павел прямо говорит: «Наше же жительство — на небесах» (Фил. 3:20).
· Новый Народ Божий: В христианстве границы «народа Божьего» расширяются от одного этноса (евреев) до всех народов. Чувство принадлежности к Вселенской Церкви («телу Христову») становится выше национальной принадлежности (Гал. 3:28).

Итог по НЗ: Земное отечество не отрицается, но относится. Христианин — это гражданин двух миров: своего земного отечества и Небесного Царства. Его земной патриотизм должен быть очищен от языческого национализма и подчинен высшим духовным ценностям: любви, справедливости, милосердию.

3. Практическое отношение: Любовь и ответственность без идолопоклонства

Библия дает практические ориентиры:

· Уважение к властям: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Апостол Павел призывает молиться за начальство и власть (1 Тим. 2:1-2), что подразумевает заботу о благополучии своей страны.
· Любовь к ближнему: Самое конкретное проявление любви к Родине — это любовь и ответственность по отношению к своим соотечественникам (ср. притчу о добром самарянине).
· Предостережение против национализма: Библия осуждает гордыню и превозношение одного народа над другим. Бог «от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26). Любовь к своему народу не должна превращаться в ненависть к другим.

Вывод

Библейское отношение к чувству Родины — диалектично:

1. Оно высоко ценит естественную человеческую привязанность к своей земле, языку и культуре, видя в этом часть Божьего замысла.
2. Оно предостерегает против превращения этой любви в идолопоклонство, национализм или ксенофобию.
3. Оно переносит ultimate чувство «патриотизма» с земного отечества на отечество Небесное, предлагая христианину быть ответственным гражданином на земле, но всегда помнить, что его вечный дом — там, где Бог.

Таким образом, здоровое чувство Родины, с библейской точки зрения, — это благодарная и ответственная любовь к своему земному дому, которая ведет человека к Богу — источнику всякого истинного отечества.

0


Вы здесь » Межрелигиозный форум » Психология » Чувство