а давайте попробуем применить психоанализ к тезису Э л л и
Отлично! Применение психоанализа к тезису Рыбка глубокого заплыва открывает еще один пласт смысла, на этот раз обращенный внутрь человеческой психики. Этот тезис можно brilliantly проанализировать через ключевые концепции Фрейда и Лакана.
Вот как это выглядит с позиции классического и структурного психоанализа.
1. Топическая модель Фрейда (Ид, Эго, Супер-Эго)
Здесь «честность» и «нечестность» можно распределить по трем инстанциям:
Супер-Эго (Сверх-Я) — диктат «Честности»: Это внутренний цензор, голос родителей, общества, моральных норм. Он требует абсолютной, идеальной честности. «Ты должен всегда говорить правду, быть хорошим, соответствовать идеалу». Его честность — ригидная, абстрактная, негибкая.
Ид (Оно) — источник «Нечестности»: Это кипящий котел бессознательных влечений, желаний, аффектов (сексуальность, агрессия). Оно аморально и иррационально. Для удовлетворения своих потребностей оно готово на обман, хитрость, подавление. Это первоисточник всей нашей потенциальной «нечестности» перед собой и другими.
Эго (Я) — синтез: «Нечестность как высшая часть честности»: Задача Эго — быть посредником между тираническим Супер-Эго и буйным Ид в условиях внешней реальности. Здоровое Эго понимает, что абсолютная честность (требование Супер-Эго) невозможна и разрушительна.
Поэтому оно использует механизмы защиты (вытеснение, рационализация, сублимация), которые, по сути, являются формами «нечестности» перед самим собой. Мы немного «обманываем» себя, чтобы защититься от травмирующей правды (например, вытесняем неприемлемое желание).
Эта «нечестность» перед собственным Супер-Эго (неполная осознанность) является высшей формой «честности» перед реальностью, так как позволяет нам функционировать, не сходя с ума от противоречий. Эго признает, что полная правда о нашем Ид непереносима, и эта «ложь во спасение» является необходимой частью психического здоровья.
Вывод по Фрейду: «Нечестность» (защитные механизмы Эго) — это не враг «честности» (Супер-Эго), а ее высшее, практическое воплощение, делающее жизнь в обществе и с самим собой возможной. Без давления «честности» не было бы нужды в такой «нечестности».
2. Концепция Лакана: Реальное, Воображаемое, Символическое
Лакан offers еще более изящное объяснение.
Реальное (The Real) — это и есть абсолютная «Честность»: Это мир в его полноте, до любого языка и описания. Это «правда-как-она-есть». Но ключевая мысль Лакана: Реальное недостижимо и травматично. Мы не можем его воспринять напрямую, не сойдя с ума. Любая попытка сказать всю правду о Реальном обречена на провал.
Символическое (The Symbolic) — это царство «Нечестности»: Это порядок языка, законов, социальных норм. Входя в него, мы вынуждены дробить целостность Реального на слова и понятия. Любой язык — это уже предательство Реального, его упрощение, искажение, «ложь». Назвать чувство «любовью» — значит убить его бесконечную сложность, подвести под шаблон. Это необходимая «нечестность».
«Нечестность это высшая часть честности»: С точки зрения Лакана, это означает, что только через признание принципиальной «лживости» языка (Символического порядка) мы можем хоть как-то приблизиться к «честности» Реального. Мы должны играть в язык, понимая его условность.
Высшая «честность» — это не пытаться сказать «всю правду» (это невозможно), а быть честным в признании того, что наша речь всегда неполна, искажена и является лишь интерпретацией. Эта «честность о собственной нечестности» и есть высшая форма.
Пример: Психоаналитик на сеансе не ждет от пациента «абсолютной правды». Он ждет свободных ассоциаций — т.е. речи, которая признает свою собственную «нечестность», свои оговорки, пропуски, обманы. Через эту «нечестную» речь и прорывается правда бессознательного.
3. Психоаналитическая практика как доказательство тезиса
Сам процесс психоанализа строится на этом тезисе.
Цель анализа — стать более честным с собой. Но достигается это не через моральное усилие («я должен быть честным!»), а через разоблачение собственной «нечестности» — защитных механизмов, рационализаций, проекций.
Аналитик помогает пациенту увидеть, как его психика «лжет» ему самому, чтобы защититься. И именно признание, интеграция этой «лжи» (нечестности) и ведет к большей целостности и честности.
Таким образом, путь к честности лежит через承认 своей нечестности. Нечестность — не препятствие на этом пути, а его основной материал, его «высшая часть».
Итог с позиции психоанализа
Тезис Рыбка глубокого заплыва с психоаналитической точки зрения — это не философская абстракция, а констатация устройства человеческой психики:
«нечестность это высшая часть честности»: Потому что психическое здоровье и адаптация к реальности (высшая «честность» перед жизнью) требуют механизмов самообмана, сублимации и компромиссов («нечестности»). Абсолютная честность перед собой и другими разрушительна.
«поэтому нечестность не может быть без честности»: Потому что сама потребность в «нечестности» (защите) рождается из конфликта между нашими аморальными влечениями (Ид) и нашим внутренним моральным цензором (Супер-Эго), требующим «честности». Давление «честности» порождает изощренную «нечестность» как средство выживания.
Психоанализ, таким образом, видит в тезисе Рыбка глубокого заплыва гениальное описание диалектики психической жизни, где сознание и бессознательное, правда и ложь, находятся в постоянном взаимообусловленном движении.