Раньше, как и все, вслед за Аристотелем, был уверен, что этим миром Платон считал родовые признаки вещи. Например, идеей стола является плоская доска на подставках, которые позволяют ему устойчиво стоять в целях размещения на нём разных предметов выше уровня земли. По мысли Аристотеля, Платон считал истинный мир состоящим из таких идей, которые воплощаются видами вещей в нашем мире вторичной реальности. Именно поэтому Аристотель сказал, Платон мне друг, но истина дороже.
Но почитав миф о пещере Платона я задумался, не является ли его идея вещи чем-то вроде истинной сущности вещи в себе (по Канту). В примере стола, видя стол, человек осознаёт его как порождение мысли со всеми его взаимосвязями, кто,где и когда срубил дерево для него, как оно выглядело, откуда в землю попало семя, какая птица свила гнездо и кто сидел в тени дерева... всё вплоть до слов столяра, когда он ударил себе молотком по пальцу при сборке стола. Эта идея стола не упрощённая его абстрактная модель, а напротив полное детальное знание о предмете всего что можно о нём знать.
Об этом говорит сравнение, приведённое в мифе о пещере платоном. Он называет наш мир миром теней, а истинный мир в его понимании это мир даймонов и прочих существ и идей. Именно они отбрасывают те тени в наш мир. Например, мы видим здесь ветер, но не видим того духа, который кажется в нашем мире ветром. И есть ещё более высокий мир, для которого сами идеи являются вторичным явлением. Это то Сознание, в котором находятся все эти идеи.
Кто знает философию Платона, как вы понимаете его мир идей?
Мир идей Платона
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться131.07.24 23:55
Поделиться201.08.24 11:40
Кто знает философию Платона, как вы понимаете его мир идей?
По принципу понимания!
Взять стол, мы смотрим на вещь и понимаем, что это стол, не смотря на великое разнообразие столов.
Значит где-то есть идея стола.
Поделиться301.08.24 18:52
По принципу понимания!
Взять стол, мы смотрим на вещь и понимаем, что это стол, не смотря на великое разнообразие столов.
Значит где-то есть идея стола.
Идея стола, как абстрактной родовой вещи конечно есть. Но о ней ли говорил Платон? Такой мир идей не первичнее и полнее нашего мира, а наоборот. В своём рассказе о пещере Платон называет наш мир более бедным и вторичным. Соответственно, мир идей это не набор обобщённых образов, позволяющих нам классифицировать и распознавать объекты, а нечто более полное и детальное, чем видимый нами объект. Вещь в себе, как у Канта.
Поделиться401.08.24 19:02
#p404745,Dima написал(а):По принципу понимания!
Взять стол, мы смотрим на вещь и понимаем, что это стол, не смотря на великое разнообразие столов.
Значит где-то есть идея стола.Идея стола, как абстрактной родовой вещи конечно есть. Но о ней ли говорил Платон? Такой мир идей не первичнее и полнее нашего мира, а наоборот. В своём рассказе о пещере Платон называет наш мир более бедным и вторичным. Соответственно, мир идей это не набор обобщённых образов, позволяющих нам классифицировать и распознавать объекты, а нечто более полное и детальное, чем видимый нами объект. Вещь в себе, как у Канта.
Всегда я думал, что мир идей и пещера это о разном.