#p198934,Espada написал(а):Да открой ты последование православной панихиды и прочти наконец эти стихиры Иоанна Дамаскина!
Ну стыдно быть такой дремуче невежественной. У Толстого всего лишь литературная обработка оригинального греческого текста.
Ладно придется опять все самому делать.
На читай!
Стихиры (самогласны) св. Иоанна Дамаскина
Глас 1: Ка́я жите́йская сла́дость пребыва́ет печа́ли неприча́стна? Ка́я ли сла́ва стои́т на земли́ непрело́жна? Вся се́ни немощне́йша, вся со́ний преле́стнейша: еди́нем мгнове́нием, и вся сия́ смерть прие́млет. Но во све́те, Христе́, лица́ Твоего́ и в наслажде́нии Твоея́ красоты́, его́же избра́л еси́, упоко́й, я́ко Человеколю́бец. Какая житейская радость не смешана с горем? Какая слава стоит на земле непоколебимо? Все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений: одно мгновение – и смерть все отнимает. Но, Христе, как Человеколюбец, упокой того, кого Ты избрал Себе, во свете лица Твоего и наслаждении красотою Твоею.
Глас 2: Увы мне, яковы́й по́двиг и́мать душа́ разлуча́ющися от телесе́! Увы́, тогда́ коли́ко слези́т и несть поми́луяй ю́! Ко А́нгелом о́чи возводя́щи, безде́льно мо́лится: к челове́ком ру́це простира́ющи, не и́мать помога́ющаго. Те́мже, возлю́бленнии мои́ бра́тие, помы́сливше на́шу кра́ткую жизнь, преста́вленному452 упокое́ния от Христа́ про́сим, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость. О, как страдает душа, разлучаясь с телом! О, сколько она проливает в это время слез, и некому ее пожалеть! Обращает она взоры к Ангелам, – и напрасно молит их; простирает руки к людям, – и некому помочь. Поэтому, возлюбленные мои братья, уразумев краткость нашей жизни, попросим у Христа упокоения переселившемуся от нас, а своим душам великой милости.
Глас 3: Вся суета́ челове́ческая, ели́ка не пребыва́ют по сме́рти; не пребыва́ет бога́тство, ни сше́ствует сла́ва; прише́дшей бо сме́рти, сия́ вся потреби́шася. Те́мже Христу́ безсме́ртному возопии́м: преста́вленнаго от нас упоко́й, иде́же всех есть веселя́щихся жили́ще. Все человеческое, что́ не остается после смерти, – ничтожество: не остается с человеком богатство, не сопутствует ему слава. Только придет смерть, – и все это исчезло. Поэтому воскликнем бессмертному Христу: упокой переселившегося от нас там, где жилище всех радующихся!
Глас 4: Где есть мирско́е пристра́стие? Где есть привре́менных мечта́ние? Где есть зла́то и сребро́? Где есть рабо́в мно́жество и молва́453; Вся персть, вся пе́пел, вся сень. Но прииди́те возопии́м безсме́ртному Царю́: Го́споди, ве́чных Твои́х благ сподо́би преста́вльшагося от нас, упокоя́я его́ в нестаре́ющемся блаже́нстве Твое́м. Где привязанность к миру? где мечты о скоропроходящих благах? где золото и серебро? где множество шумных слуг? Все – прах, все – пепел, все – призрак. Но, приходите, воскликнем бессмертному Царю: Господи, удостой переселившегося от нас вечных Твоих благ, упокоевая его в неувядающем блаженстве Твоем!
Глас 5: Помяну́х проро́ка вопию́ща: аз есмь земля́ и пе́пел, и па́ки разсмотри́х во гробе́х, и ви́дех ко́сти обнаже́ны, и рех: у́бо кто есть царь, или́ во́ин, или́ бога́т, или́ убо́г, или́ пра́ведник, или́ гре́шник? Но упоко́й, Го́споди, с пра́ведными раба́ твоего́. Вспомнил я пророка, воскликнувшего: «я – земля и пепел!» И потом всмотрелся я в могилы, увидел голые кости, и сказал себе: кто же здесь царь, кто простой воин? который богатый и нищий, праведник и грешник? Но упокой, Господи, с праведными раба Твоего!
Глас 6: Нача́ток мне и соста́в зижди́тельное Твое́ бысть повеле́ние: восхоте́в бо от неви́димаго же и ви́димаго жи́ва мя соста́вити естества́. От земли́ те́ло мое́ созда́л еси́, дал же ми еси́ ду́шу Боже́ственным Твои́м и животворя́щим вдохнове́нием. Те́мже, Христе́, раба́ Твоего́ во стране́ живу́щих, и в селе́ниих пра́ведных упоко́й. Началом существа моего было Твое творческое повеление; ибо, восхотев составить меня живым из невидимого начала и видимой природы, Ты создал мое тело из земли, а душу дал мне, вдохнув ее Твоим Божественным и дающим жизнь дуновением. Поэтому, Христе, упокой раба Твоего в стране живых, в жилищах праведников!
Глас 7: По о́бразу Твоему́ и по подо́бию созда́вый в нача́ле челове́ка, в раи́ поста́вил еси́ владе́ти Твои́ми тва́рьми; за́вистию же диа́волею прельсти́вся, сне́ди причасти́ся, за́поведей Твои́х престу́пник быв. Те́мже па́ки в зе́млю, от нея́же взят бысть, осуди́л еси́ возврати́тися, Го́споди, и испроси́ти упокое́ние. Создавши в начале человека по образу Твоему и по подобию, Ты поселил его в раю, чтобы он владел Твоими тварями. Но, обольщенный завистью диавола, он вкусил запрещенной пищи, сделавшись такими образом нарушителем заповедей Твоих. Поэтому, Господи, Ты и назначил ему в наказание возвратиться в землю и просить у Тебя упокоения.
Глас 8: Пла́чу и рыда́ю454, егда́ помышля́ю смерть, и ви́жду во гробе́х лежа́щую по о́бразу Бо́жию созда́нную на́шу красоту́, безобра́зну, безсла́вну, не иму́щую ви́да. О, чудесе́! Что сие́ е́же о нас бысть та́инство? Ка́ко преда́хомся тле́нию? Ка́ко сопряго́хомся сме́рти? Вои́стинну Бо́га повеле́нием, я́коже пи́сано есть, подаю́щаго преста́вльшемуся упокое́ние. Я плачу и рыдаю всякий раз, как помыслю о смерти и увижу лежащую в гробу созданную по образу Божию красоту нашу безобразною, бесславною, не имеющею никакого вида. Какое чудо! Что́ за таинственное явление с нами? Как предались мы разложению? как соединились со смертью? Воистину это – по повелению, как сказано в Писании, Бога, дающего упокоение ушедшему от нас.
А теперь сравни с литературной обработкой Толстого.