#p101716,SirEugen написал(а):Греха и спасения в природе не существует. Это искусственные понятия.
Реальные аналоги - неэтичное ( разрушительное ) действие и реабилитация ( духовный рост).
Явления и процессы, обозначаемые ими, действительно существуют и наблюдаемы.
Я поставила вопрос в рамках определенной религии.
Другой вопрос на сколько вообще целесообразно внушать человеку априорное чувство вины, как это может повлиять на его самооценку и на качество жизни. Если результатом моей вины стали не мои конкретные действия, а такие абстрактные понятия, как "грехопадение в Адаме", то здесь не прослеживается материала для работы над собой. Всё уходит в неосознаваемые ритуалы с надеждой, не подкрепленной никакими практическими аспектами. Короче, что бы я ни делала, я всё равно буду виновата, и всё, на что я могу рассчитывать, это на то, что Бог после моей смерти смилуется надо мной и будет не сильно бить. Подписываясь на подобное рабство, человек реализует его не с невидимым Богом, а с видимыми "представителями Бога на земле".
Подобный ортодоксальный подход для меня мало вяжется с настоящим учением Христа. Здоровые взаимоотношения Отец - сын строятся на других принципах. Есть ребенок, который не виноват в том, что он ребенок. И есть отец, который этого ребенка обучает. Отец не будет наказывать младенца за то, что тот в силу своего возраста нагадил в подгузники. Всё воспитание строится на том, чтобы показать ребенку как наиболее полно реализовать имеющийся потенциал, чтобы улучшить качество своей жизни.
Да, на определенных этапах взросления ребенок не всегда может осознавать, чем опасно то или иное явление. Но отец всегда стремится к тому, чтобы ребенок в итоге это понял, даже когда воспитание происходит в рамках дисциплины. Без понимания никакое обучение в принципе не возможно, а возможно лишь тупое копирование и слепое исполнение приказов. Что опять же противоречит учению Христа:
Иоан.15:15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
Матф.13:23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
И если нет позитивной динамики развития здесь и сейчас, глупо ждать ее потом. Поэтому состояние так называемой "неотвратимой греховности" научению не способствует. То, что я сейчас чего-то не знаю и делаю что-то с малой эффективностью, не должно зарождать во мне комплекс неполноценности, а должно действовать с точностью до наоборот: Матф.7:7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Короче говоря, ошибки надо исправлять, а не зацикливаться на деструктивных чувствах. Иначе получится, как в притче с талантами, которые зарыли.
Хотя, если глубже копнуть этот вопрос, в природе нет не то что "греха", но и "ошибки".
Все действия человека обусловлены его опытом и тем, что он из этого опыта вынес.
Все действия человека адекватны его настоящему уровню развития.
Никто не будет винить младенца за то, что тот обкакался. Или винить первоклассника за то, что тот не усвоил материал за 11 класс.
Есть определенный заложенный потенциал и определенная степень реализации этого потенциала. Потенциал раскрывается только через обучение с пониманием того, что ты делаешь. Ритуализация веры (посещение определенных мест для определенных религиозных действий) никогда Христом не проповедовалась. Возможно, как некий момент социального взаимодействия он для человека неизбежен, и является необходимой частью его опыта, но в качестве пропаганды для последователя учения Христа МИХО не допустим. Любовь - это постоянно, а не по утрам в воскресный день.