#p96751,Блонди написал(а):Меня больше всего поражает ортодоксальная идея о консервировании душ. Типа человек умирает и его душа еще столетия/тысячелетия ожидает какого-то суда. Неужели Бог не использовал бы это время для развития души (или для покаяния и исправления, если на ортодоксально-христианский лад), вместо совершенно бесполезной консервации? Жизнь беспрерывно течет, жизнь это движение, и я не верю в подобные бессмысленные застои.
Тем более моя мысль согласуется с библейским текстом:
От Луки 13:6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; 7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? 8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — 9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
Имхо важнее и интереснее вопрос о предсуществовании душ. Вопрос о посмертном существовании души не сильно различается у всех. Просто одни говорят, что душа больше не рождается в ЭТОМ мире, а другие позволяют ей рождаться в любом мире и даже в теле низших существ. У ессеев душа постоянно то живёт на небесах, то её низвергают оттуда сюда или в ад. В псевдоклементинах Симон Маг рассказывает о посмертной жизни души, что она там в заключении, типа в пересыльном лагере ждёт суда. Ориген, похоже, верил в реинкарнацию в нашем мире. Ученики Христа тоже спрашивают, не согрешил ли слепорождённый до рождения.
Зато по вопросу предсуществования мнения разошлись очень сильно. Через двести лет после смерти Ориген был разжалован из святых в еретики, и собор запретил учение о предсуществовании душ проголосовав за это по предложению императора. Мусульмане отделились от христиан вроде лет на 100 позже, и в тех местах проживания Магомеда всем было плевать на решения собора. Скорее всего, они сохранили старое учение. По их мнению, Бог изначально сотворил души, и одни захотели остаться с Ним, другие захотели жить отдельно в материальных мирах. Суфии верили в множественное перерождение души в разных телах. Похоже, ессеи и многие гностики тоже считали все души существующими от начала творения. Но часть гностиков и какие то из иудеев, похоже, считали, что душа рождается вместе с рождением тела.
Самое непонятное, почему вдруг императору так не понравилось учение о предсуществовании и он приказал 5 собору его запретить. Возможно, это был политический вопрос. Я читал, что вопрос о наследии Оригена был поднят в связи с тем, что его учение охватило огромное количество монахов в каких то областях империи, и это стало угрожать верховенству иерархов церкви в центральных областях. Кроме того, Ориген сам себя оскопил, и это могло стать дурным примером для подражания, поэтому его надо было объявить еретиком полюбому.