Межрелигиозный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Коан

Сообщений 1 страница 30 из 43

1

Друзья!
В этой теме размышляем над коанами.

+2

2

можно выделить несколько форм коанов.

1. Краткое утверждение. Примером такой формы может быть следующий коан:
Учитель дзэн Нансэн сказал: «Ум - не Будда, учеба -не путь».

2. Вопрос. Эта форма довольно часто встречается в общем корпусе классических коанов. Приведем коан, автором которого является знаменитый японский учитель дзэн Хакуин Экацу (1683-1768) из школы Риндзай: «Что представляет собой звук хлопка одной ладонью?». Или вот другой пример: Учитель Хо-гэн услышал дискуссию странствующих монахов о субъективном и объективном и спросил их: «Вот большой камень. Как вы считаете, он внутри или снаружи вашего ума?».
324

3. Краткий диалог в форме вопроса и ответа. В чань-буддизме эта форма называется вэнь да, в дзэн - мондо, что буквально означает «вопрос - ответ». Эта форма также одна из наиболее употребительных. Вот пример подобного коана:
«Монах спросил учителя Дзесу, зачем Бодхидхарма пришел в Китай. "Кипарис в саду", - ответил Дзесу».

4. Парадокс. Хотя все коаны в какой-то степени содержат элемент парадокса, но среди них есть такие, содержание которых полностью, в чистом виде является парадоксом. Такого рода коанов также немало среди их общего числа. Вот один из примеров. Басе сказал ученику:
«Если у тебя есть посох - я тебе его дам. Если у тебя нет посоха - я его у тебя заберу».

5. Дилемма. Подобную форму коана учителя дзэн часто используют, когда хотят поставить ученика перед трудным выбором, перед безвыходной, казалось бы, ситуацией. Примером такого коана может быть следующий:
Вообразите, что кто-то забрался на дерево и повис, зацепившись за ветку зубами, опустив руки, и не касаясь ничего ногами. Прохожий задает ему вопрос относительно основных принципов буддизма. Если он не ответит, то это будет расценено, как грубое уклонение от ответа, а если попытается ответить, то разобьется насмерть. Как же ему выбраться из этого затруднительного положения?

6. Загадка. Мы уже говорили, что всем коанам присуща некоторая загадочность в смысле большей или меньшей непонятности, неясности. Но существуют коаны, имеющие обычную, традиционную форму загадки. Чаще всего такой коан, как это и характерно для загадок, отображает какое-то содержание в метафорической форме, и нужно разгадать зашифрованный таким образом предмет, явление, признак. Вот пример такого коана:
Хякудзё сказал собравшимся: «Один ест мало, но не голоден; другой не прекращает есть, но не насыщается». Монахи молчали.
325

Английский исследователь дзэн-буддизма P. X. Блайс (1898-1964) таким образом раскрывает смысл этой загадки: «Мы должны уподобиться им обоим, всегда полниться энергией, но не быть амбициозными»1.

6. Абсурд, нелепость, отговорка. Именно в такой форме выступает содержание некоторых коанов. Создавая их, учителя дзэн хотели тем самым показать несущественность, незначительность задаваемого их учениками вопроса, сказать, что они и сами могут найти ответ на этот вопрос. В подобных коанах просматривается одна из характерных черт мастеров дзэн - их склонность к юмору, их желание порой посмеяться, позабавиться над своими подопечными. Таким, например, был ответ учителя Дайтэна своему ученику. Когда тот спросил: «Океан страданий глубок. Как построить паром или лодку, чтобы пересечь его?». Дайтэн ответил: «Из дерева». Учителя могли высмеять несмышленных монахов, приписывая им нелепые вопросы. Например, в одном коане говорится о том, как монах Вакуан, глядя на портрет бородатого Бодхидхармы, выражал недовольство, задавая такой нелепый вопрос: «Почему этот человек без бороды?». Абсурдность подобных вопросов проистекает из того, что по отношению к какому-нибудь действительному явлению утверждается нечто противоположное его признакам, несвойственное ему.

Изложенная классификация коанов методологически важна для понимания их своеобразия. Определение формы того или иного коана может помочь уяснению его свойства, выявлению его логики, а также явится необходимой предпосылкой для постижения способа его построения.

+4

3

А я думала Коан, это такая участница с евангелие.ру  :D

+2

4

Блонди написал(а):

А я думала Коан, это такая участница с евангелие.ру

так и есть, раньше она очень активно писала, и создавала темы.

0

5

1 Если хочешь быть здоров не лечись у докторов!
2 Здоровье это понятие о жизни.

Подпись автора

С Уважением Александр.

+1

6

Александр2312 написал(а):

1 Если хочешь быть здоров не лечись у докторов!

И не пей таблетки еще. Только в самом критическом случае. Человек может воспитать свою имунную систему. Таблетки её убивают.

Отредактировано Блонди (26.01.19 20:57)

+1

7

Блонди написал(а):

И не пей таблетки еще. Только в самом критическом случае. Человек может воспитать свою имунную систему. Таблетки её убивают.

Отредактировано Блонди (Сегодня 17:57:43)

3- будешь!

Подпись автора

С Уважением Александр.

0

8

Приветсвую Макдимыч!
Рад встретить в столь сложной ( а кому сейчас легка - разве что просветленному, да и то сострадание же еще..) обстановке надежного человека!
Коан это шикарная тема, как мне кажется - с учетом времени, места и обстоятельств!
Думаю Блонди тут должна проявить себя - с ее любовью к тестам и заданиям.. но и я попробую, хоть и не совсем помазан, имхо.

makdim написал(а):

можно выделить несколько форм коанов.

1. Краткое утверждение. Примером такой формы может быть следующий коан:
Учитель дзэн Нансэн сказал: «Ум - не Будда, учеба -не путь».

А уже можно высказывать свои понимания? Или пока  только разбираем виды?
Если первое, то что-то видится сходное с известными христианскими коанами (как по мне так Христианство само по себе Один Большой Коан)) впрочем как и остальные религии и мироздание в целом)) - так вот, ассоциируется это высказывание с: "умножающий знания, умножает скорбь" и "пусть имею все зания, а любви не имею, то я ничто".. Хотя Любовь Будды слегка специфична, надо признать...

2. Вопрос. Эта форма довольно часто встречается в общем корпусе классических коанов. Приведем коан, автором которого является знаменитый японский учитель дзэн Хакуин Экацу (1683-1768) из школы Риндзай: 1. «Что представляет собой звук хлопка одной ладонью?». Или вот другой пример: Учитель Хо-гэн услышал дискуссию странствующих монахов о субъективном и объективном и спросил их: 3. «Вот большой камень. Как вы считаете, он внутри или снаружи вашего ума?».
324

1. Тишину (пустоту)..
2. Камень не существует..
)

Дальше просто почитаю пока.

Отредактировано triatma (26.01.19 22:43)

+3

9

Гудвин написал(а):

Блонди написал(а):

    А я думала Коан, это такая участница с евангелие.ру

так и есть, раньше она очень активно писала, и создавала темы.

Как бы ее найти..?

0

10

triatma написал(а):

Как бы ее найти..?

Аналогичный случай произошел в Одессе.
Под ником Гностик мозги пудрил знаток гностицизма(кто что где писал).

Подпись автора

С Уважением Александр.

+1

11

triatma написал(а):

Как бы ее найти..?

поговаривают что это таня б, и уже на форуме пишет.

0

12

Гудвин написал(а):

triatma написал(а):

    Как бы ее найти..?

поговаривают что это таня б, и уже на форуме пишет.

У меня конечно тоже такие подозрения есть.. хотя уверенности нет.
Впрочем это многого не меняет, все равно интересная была особа.
О! можно же попробовать емейл ей отослать с евры... правда как то я с ней не очень успел подружиться

Так, какой бы коан из нашей Коан придумать.... сначала с категорией надо определиться - например (наугад) 4:

4. Парадокс. Хотя все коаны в какой-то степени содержат элемент парадокса, но среди них есть такие, содержание которых полностью, в чистом виде является парадоксом. Такого рода коанов также немало среди их общего числа. Вот один из примеров. Басе сказал ученику:
«Если у тебя есть посох - я тебе его дам. Если у тебя нет посоха - я его у тебя заберу».

.... Если у нас есть коан - то Коан зарегится. Если у нас нет Коан - то и тема коанов заберется......
Ну ка? для первого раза пойдет - в лучшие времена придумаю лучше ))

0

13

4. Дорогой гость! Если тебя не пригласили на этот форум то это не значит что о тебе забыли. Скорее наоборот - помнят!

Подпись автора

С Уважением Александр.

+3

14

Александр2312 написал(а):

4. Дорогой гость! Если тебя не пригласили на этот форум то это не значит что о тебе забыли. Скорее наоборот - помнят!

.. а если пригласили, то забыли...

+1

15

triatma написал(а):

.. а если пригласили, то забыли...

Это уже 5 коан.

Подпись автора

С Уважением Александр.

+1

16

makdim написал(а):

Друзья!
В этой теме размышляем над коанами.

Димыч, давайте пищу для ума, а то мы уже грызем непонятно что....

+1

17

triatma написал(а):

Димыч, давайте пищу для ума, а то мы уже грызем непонятно что....

я только в этой теме узнал что коан это сплит

+3

18

Гудвин написал(а):

triatma написал(а):

    Димыч, давайте пищу для ума, а то мы уже грызем непонятно что....

я только в этой теме узнал что коан это сплит

А я еще тогда гуглил нашу Коан и в википеди прочел - во какой я одаренный! ))
(хотя может и вру, и в религиях мира упоминал кто-то из буддистов)

+2

19

makdim написал(а):

«Вот большой камень. Как вы считаете, он внутри или снаружи вашего ума?».

Есть камень снаружи и есть камень внутри - и это два совершенно разных камня.

+2

20

Блонди написал(а):

Есть камень снаружи и есть камень внутри - и это два совершенно разных камня.

а между ними что?

0

21

Гудвин написал(а):

а между ними что?

Субъективная призма.

+1

22

На счет камня.
Все зависит от этого мизерного "вот".
1,мы его чувствуем снаружи;
2,мы его мыслим внутри;
3,мы о нем неозабочены и это разумно.

Подпись автора

С Уважением Александр.

+1

23

Блонди написал(а):

Субъективная призма.

а может атмосфера?

0

24

Гудвин написал(а):

а может атмосфера?

Тосно! Атмосфера недоверия.

Подпись автора

С Уважением Александр.

+1

25

Александр2312 написал(а):

Тосно! Атмосфера недоверия.

я только сегодня понял что показано на вашей аватаре, думаю атмосфера недоверия между нами теперь отсутствует.

+2

26

Александр2312 написал(а):

На счет камня.
Все зависит от этого мизерного "вот".
1,мы его чувствуем снаружи;
2,мы его мыслим внутри;
3,мы о нем неозабочены и это разумно.

1,2, "Вот" мы его чувствуем внутри нашего кармана, или за пазухой ближнего..
3 "Вот" мы уже озабочены, не полетит ли он нам в голову.. и это тоже разумно.

таки все относительно

Отредактировано triatma (29.01.19 11:21)

+1

27

triatma написал(а):

1,2, "Вот" мы его чувствуем внутри нашего кармана, или за пазухой ближнего..
3 "Вот" мы уже озабочены, не полетит ли он нам в голову.. и это тоже разумно.

таки все относительно

Отредактировано triatma (Сегодня 11:21:54)

Это все большой внешний.
Разум,это когда тебя уже нет(вместе с камнями)(коан)

Подпись автора

С Уважением Александр.

0

28

Наставник дзэн Хакуин однажды хлопнул в ладони, затем молча поднял одну руку и спросил: «Как звучит хлопок одной ладони?» https://ezoport.ru/meditacija/koany-dzen-buddizma.html

0

29

makdim написал(а):

Наставник дзэн Хакуин однажды хлопнул в ладони, затем молча поднял одну руку и спросил: «Как звучит хлопок одной ладони?» https://ezoport.ru/meditacija/koany-dzen-buddizma.html

Молча.

Подпись автора

С Уважением Александр.

+1

30

#p3600,Александр2312 написал(а):

Наставник дзэн Хакуин однажды хлопнул в ладони, затем молча поднял одну руку и спросил: «Как звучит хлопок одной ладони?»

Хлопок одной ладони
Дзэнская притча

Настоятелем монастыря Кэннин был Мокурай — Безмолвный Гром. У него был любимец по имени Тойо, которому было всего двенадцать лет. Тойо видел, как другие ученики каждое утро и каждый вечер приходят к учителю за указаниями по сандзэн — индивидуальному наставлению, когда ученику задаётся коан, упражнение для остановки блужданий ума. Тойо тоже захотел себе сандзэн.

— Подожди немного, — сказал Мокурай, — ты ещё слишком мал.

Но ребёнок так настаивал, что учитель, наконец, согласился.

Вечером в назначенный час маленький Тойо пришёл к Мокураю за сандзэн. Он сообщил о своём приходе ударом в гонг, не переступая порога, трижды почтительно поклонился и сел перед учителем, сохраняя вежливое молчание.

— Ты можешь слышать звук двух хлопающих ладоней, — сказал Мокурай. — Покажи мне, как звучит одна.

Тойо поклонился и ушёл в свою комнату размышлять над задачей. Из окна слышалась музыка гейш.

— Ага, нашёл! — воскликнул он.

На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тойо стал играть музыку гейш.

— Нет, нет, — сказал Мокурай, — не годится. Это вовсе не хлопок одной ладони. Ты ничего не понял.

Решив, что музыка может ему мешать, Тойо перебрался жить в тихое место. Он медитировал снова. Что же может быть хлопком одной ладони? Вот он случайно обратил внимание на звук капающей воды. «Есть», — догадался Тойо. Придя снова к учителю, он изобразил этот звук.

— Что? — спросил Мокурай. — Это же звук капающей воды, но не хлопок одной ладони. Попробуй ещё.

Напрасно Тойо медитировал снова, стараясь расслышать звучанье одной ладони. Он слышал звук ветра, но и этот звук был отвергнут. Он слышал крик совы, но и это не подошло. И шелест саранчи также не был звучаньем одной ладони.

Больше десяти раз приходил Тойо к Мокураю с разными звуками. Все они не годились. Почти целый год размышлял он о том, чем может быть звучанье одной ладони. Наконец Тойо вошёл в настоящую медитацию и оказался за пределами всех звуков.

— Я больше уже не мог собирать звуки, — объяснял он потом, — и поэтому достиг беззвучного звука.

Тойо постиг звучанье одной ладони.

+1