Межрелигиозный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Межрелигиозный форум » Литература » Литературное творчество. Теория и практика.


Литературное творчество. Теория и практика.

Сообщений 1 страница 30 из 153

1

Много лет я пишу. Стихи и прозу. Субъективно, самым разным людям в общем нравилось то, что получалось в результате. Объективно, я зарабатывал  этим, когда был "на мели". Думаю, как раз это, последнее, достаточный показатель того, что мне действительно есть, что сказать. А самое главное - я имею на это моральное право. С "классической теорией" писательства, (если можно так выразиться) я знаком постольку-поскольку, но имею вполне сформированный собственный взгляд на подготовку и реализацию задуманных идей. Главное понимать, что цель настоящей темы вовсе не выпендреж, а желание быть полезным. И если я смогу чем-нибудь помочь  творческим людям в освоении писательского мастерства, я буду считать задачу темы выполненной, а свой труд не бесполезным.
С уважением, ваш Ystyrgar.

+4

2

Итак, уважаемые дамы и господа. Коль настоящий раздел посвящен литературному творчеству, предлагаю разобраться с некоторыми его видами, приемами и инструментами, чтобы хотя бы примерно представлять, чем мы с вами здесь вообще занимаемся. Вашему вниманию предлагаю некоторые суммы выводов, в большей своей степени основанные на моей личной практике, перемежающиеся подходом, который опирается на ряд научных источников. Это значит, что ни здесь, ни далее нет выдумок и фантазий, но присутствует мой собственный взгляд на некоторые  теоретические модели, предлагаемые исторической наукой. Ввиду этого,  нижеизложенный текст "Частей" (которых будет три) вполне может быть подвергнут аргументированной критике, а также просто - обсуждению, с предъявлением своих взглядов по поводу того или иного ключевого момента. Буду рад вашему вниманию, вопросам и любым конструктивным комментариям.

Часть 1.  Что такое поэзия.

"Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное (в узком смысле термина)."
(Википедия)

Отсюда мы понимаем, что поэзия - это совершенно лишняя сущность, когда дело касается собственно речи, как источника своевременной информации. То есть, представляет собой этакий целиком эстетический каприз, никак с реальной жизнью не связанный а, следовательно, весьма легкомысленный и не заслуживающий к себе особого внимания. Так-ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно убедиться в справедливости и полноте предложенного Википедией определения.
Сначала определимся в различии понятий, как "речь" и "язык". Избегая долгих и заумных категорий отличия, нам достаточно знать следующее: язык - это устойчивый шаблон. Это установленный ряд норм. Речь же - субстанция динамическая, не ограниченная какими-либо жесткими рамками. Две эти части не могут полноценно существовать друг без друга, представляя в альтернативе - неразрывное целое. Любое упорядочивание, а результатом такового является абсолютно любая знаковая система, в том числе и алфавит, берет свое начало в зыбких абстракциях и символике, особенности которых также нуждались в некотором упорядочивании, благодаря чему появлялись устойчивые фигуры и формы, в той или иной степени отражающие таковые. Вот так возникали первые наборы символов, предназначенные лишь для ритуальных, религиозных целей и не использующиеся (с разной степенью табуирования) в обыденной жизни и при общении. Сейчас трудно (или даже невозможно) с уверенностью и однозначно утверждать, какая из систем коммуникации - бытовая речь, или сакральная - оказали принципиальное влияние на формирование современных языковых систем. Полагаю, у разных обществ была своя история и свои доминанты в этом случае. Однако всюду, где имеет место быть развитая речь, мы находим в обязательном порядке эти две смежные линии - бытовую и сакральную, взаимно отражающие друг-друга, но и принципиально различные в то же время. Что же отсюда следует? А именно то, что любой развитый язык уже изначально избыточен, то есть несет в себе не только утилитарную, но и сакральную функцию, хотя бы и в самой своей малой, теперь уже "неактивной", части. Потенции такого рода мы наблюдаем и для кельтской огамической символики (где бытовая функция отмечается уже в самые позднейшие времена, а после заменяется латиницей), так и для скандинавского "Футарка" - руны изначально использовались как исключительно гадательные символы. Русский язык в этом отношении не менее (если даже не более)"избыточен".
И отсюда же прямо следует, что речь совсем не так проста, как мы привыкли думать. И потому кажущееся нам случайным "родство" некоторых слов (а иначе - симпатия), находящая себя во всей возможной палитре рифм - вовсе не дань пустой эстетике, но следствие куда-более весомых, древних принципов, заложенных в саму языковую структуру и раскрывающихся с помощью специальных методов, к которым, в частности, принадлежит и поэзия. Отсюда мы устанавливаем, что таковая совсем не является сторонним, искусственным привнесением, как утверждает Википедия, но напротив, открывает язык как инструмент куда-более тонкий, способный отразить, конечно, и почти неуловимые, едва представимые субстанции. Права-ли она в том, что быт исключает подобный возвышенный дух? И да, и нет. Поскольку сакральное следует за обыденным попятам, и подчас трудно уловить, где заканчивается одно и начинается другое. Отсюда происходит видимый парадокс: когда мы не находим точных слов, мы прибегаем к еще менее точным выражениям, используя образы для ощущения и понимания на самой грани возможных чувств, дабы выразиться наиболее ясно и точно. Итак, настоящая поэзия требует неизменной точности во всей своей символичности, и ясности понимания, во всей полноте своей мистичности.

Как же может звучать общее определение таковой, на мой взгляд? Оно следующее:
Поэзия - это наиболее полный вид коммуникативной деятельности, включающий потенциально весь возможный спектр выразительных средств данного языка.

Конец первой части.

0

3

#p34182,Ystyrgar написал(а):

Много лет я пишу. Стихи и прозу.

Я не поэтесса, не писатель, просто читатель), но люблю читать и тема Ваша мне интересна

#p34183,Ystyrgar написал(а):

Буду рад вашему вниманию, вопросам и любым конструктивным комментариям.

#p34183,Ystyrgar написал(а):

настоящая поэзия требует неизменной точности во всей своей символичности, и ясности понимания, во всей полноте своей мистичности.

У меня вопрос
Мне было бы интересно узнать, что Вы думаете о стихах моей любимой поэтессы Алены Васильченко
На Ваш суд три ее стихотворения)
___________________________________

Мне было плохо. И была суббота.
Осенний вечер – стрелкой на часах.
Я в церковь шла – просить у Бога что-то
с косынкой красной в темных волосах.
Под запах мирры тоненькие свечи
пускали свет искры до высоты…
а рядом, близко, худенькие плечи
девчушки-кнопки, может, лет шести.
Зажаты лентой белые косички.
Ребенок в храме – странно, непривычно…
Держа в руках обугленную спичку,
я на нее смотрела безразлично.
Мне было плохо. Жалость пеленой.
Недетский взгляд сверлил меня глазами.
- Оставь меня. Хочу побыть одной.
Она смутилась. Поспешила к маме.
Причастия обряды не по мне –
я проигравший в этом поединке.
Я ухожу, и слышу в тишине:
- «…за тетю ту, в малиновой косынке…»
Не предала значения. Ушла,
себя своими бедами пьяня.
И только за порогом поняла,
что девочка молилась за меня!

Я складываю пазлы шестеренок
у алтаря и с верой на запястьях:
когда за взрослых молиться ребенок,
ты понимаешь, что такое – счастье…

__________________________________

Занимаюсь самокопанием,
и воздушные строю дома.
Твое дерзкое обаяние
просто сводит меня с ума!
Мой любимый, мой милый сказочник,
так волшебны твои слова.
И в преддверьи осеннем, праздничном
Просто кружится голова.
Разыгрался октябрь листьями,
пожелтели, упали сны.
Засыпай, засыпай меня письмами!
Береги меня до весны...
И пускай мы - мосты разные,
между нами дорог тьма, -
разрисуй мои ночи красками:
Я от сказок сойду с ума!
Забываю свои старания,
Аргументы к нулю близятся.
Ты. Октябрь. И мои желания. -
Наша странная метафизика...

___________________________

Почему в этом городе пахнет стоком, модным лаком и соком, и бьются током незнакомые лица сплошным потоком?
А в ночной тишине - белым дымом клубит их окон...

Почему мы хотим постоянно и много больше, а каноны диктует нам диктор со скучной рожей, не смотря ни на что божье...
Почему все кобылы ужасно боятся вожжей?
А мужчинам так часто нравятся те, у кого силикон под кожей?..

Отчего по морозу в жестком снегу пара пьяниц снимают друг другу шубы, наливают в гранёный, суют туда души-губы,
и теряют остатки ума...
Почему очень часто теплотрассные трубы теплей, чем жилые дома?..

Отчего нам по жизни так нужен какой-то треш:
стриптизерши с костюмами стюардесс,
кровяной бифштекс,
ботокс,
квест,
секс.
Почему нам всегда говорят: не уйдёшь, пока всё не съешь?..

Почему от тоски нам всегда есть, о чём сказать, перелистывая события, словно диск -
раздражающе переходим тот час на писк...
И готовы - хоть тысячу раз на " Бис!", хоть уже и плывёт в глазах.

Объясни, как мы так научились лгать - без окраса в лиловый щёк
- кто как может, и кто как мог, вырываем у жизни клок. И боимся его отдать...

Почему второсортная музыка - данность моде?
Отчего одеваемся не по погоде?
Почему всё съедаем в один глоток? - И кого мы любили - тех нынче судим.
А по венам идёт кровоток. Кипяток. И его чай в бутылке студит...

Отчего замолкаем, когда нужно быть искренним? -
сыпать письмами,
сгорать мыслями,
пылать искрами...
Когда нужно любить без подлости, рьяной гордости, мерзкой пошлости...
И себя не топить в вине - ведь от этого лишь больней.
Обожать не портвейн, а горячий компот со сливами.
Объясните!
Скажите мне -
кто мешает нам быть счастливыми?..
_______________________________________

+2

4

#p34260,Полина написал(а):

Я не поэтесса, не писатель, просто читатель), но люблю читать и тема Ваша мне интересна

Без читателей нет писателей. Очень рад, что сумел заинтересовать Вас.

#p34260,Полина написал(а):

У меня вопрос
Мне было бы интересно узнать, что Вы думаете о стихах моей любимой поэтессы Алены Васильченко
На Ваш суд три ее стихотворения)
___________________________________

Скажу так: критик из меня неважный. Я куда больше практик. Но свое мнение, конечно, выражу.
Думаю, учитывая вышесказанное, уместно будет ограничиться оценкой в общем, но если Вам интересен детальный разбор - напишите. Я хорошенько подумаю над каждым стихотворением и постараюсь сделать подробный анализ.
Итак, что я думаю. Мне видится здесь в первую очередь действительно поэт, то есть человек не просто ляпает слова и их сочетания как придется по рифме, но понимает, а точнее - глубоко чувствует то, про что пишет. И из этого чувствования рождается необходимое понимание о том, что должно быть сказано, какими словами, что
оставить невысказанным, какой придать ритм стиху, какую рифму использовать, на чем поставить акцент. Очень сильная и пылкая натура, полностью сконцентрированная на сути мысли, и стремящаяся к ясному ее отображению. На этом пути не преследует задачи подобрать еще более подходящие слова, чтобы стих принял более "ровный" вид, ее не интересуют "технические" мелочи. Гораздо важнее для поэтессы успеть отразить свой законченный творческий порыв, который так быстротечен в своем проявлении. Это говорит об искреннем отношении к своему делу и это мне лично чрезвычайно приятно наблюдать.
Честно признаюсь - я не очень люблю женскую поэзию ввиду обыкновенного переизбытка лирики и недостатке глубины мысли. Но это, однозначно, совсем не тот случай. У Вас отличный вкус, Полина.

+1

5

Часть 2. Истоки и структура поэзии.
Глава 1. Сущность поэтики слова.

Слово, являясь деятельной смысловой единицей, изначально представляло собой устойчивую взаимосвязь особых символов, записанных в определенном порядке. Этот порядок не являлся случайным еще и потому, что от положения буквы зависело ее "сильное" или "слабое" проявление в данном случае (то есть в конкретном слове), а само слово принимало вид формулы со вполне конкретным смыслом. Ну, или четко установленным рядом таковых. И в этом случае буква уже перестает быть фигурой, со всей совокупностью своих значений, какой она являлась сама по себе, но представляет уже вполне определенное значение, под влиянием соседних фигур и собственного положения в слове. Вот так мы приходим к обязательном пониманию другой важнейшей пары - понятия "символ" и понятия "знак". И вновь, не заостряя внимание на деталях, здесь будет вполне достаточным отметить, что символ - это неслучайная форма, определенная свойствами человеческой психики - то есть универсалия, форма, независимо выделяемая всеми людьми с интуитивным приписыванием таковой перечня сходных смыслов. То есть символом является не совершенно любая, произвольно выдуманная загогулина, но элемент, представляющий некий ряд определенных подсознательных смыслов. Символы бывают простыми, базовыми, выраженные видами - точка, вертикальная прямая линия, горизонтальная прямая линия, дуга, круг, так и сложными (составными) - точка в круге, пересекающиеся линии (крест), взаимодействующие треугольники (т.н. "Звезда Давида"), и пр.. Сложные символы составляются также на основе изначально обусловленного порядка, но это вновь - детали. Буква, например, глаголицы - сложный символ, составленный из трех основных: круга, линии и треугольника. С течением времени буква теряет внешнюю очевидность такого  объединения.
Когда подобный символ, со всей полнотой разнообразных значений попадает в определенный контекст, он становится знаком - то есть носителем одного конкретного смысла. Отсюда можно понять, что знаки также имеют две природы: естественную (предоставленную исходным символом) и искусственную (не опирающиеся на символику, являя собой чисто формальные структуры).

(!)Исконная поэзия работает со знаками (словами) первой - то есть естественной категории.(!)

И эту особенность очень важно понимать всем пишущим людям, потому что именно здесь кроется ключ к самой сущности литературного искусства - духу, лишь отражаемого словом (а любое зеркало, очевидно, не имеет никакого отношения к предмету своего отражения). Здесь проходит граница между "звучанием", и "молчанием" написанного. Успехом или полным провалом писателя.
Отсюда же возникает закономерный вопрос: как добиться "звучащего" текста? Того самого, заставляющие читателя смеяться, переживать или плакать? Этот вопрос я постараюсь более-менее ясно осветить во второй главе.

Конец первой главы.

0

6

Глава 2. Раскрытие и взаимодействие знаковых единиц.

Поясню название главы, начиная с конца: знаковая единица в данном случае - это слово; взаимодействие - это способы и причины объединения слов друг с другом; раскрытие - это метод, позволяющий производить такие манипуляции.
И вновь здесь нам удобнее начать с конца. Методом любой настоящей поэзии является транс - состояние сильной концентрации БЕЗ определенного предмета таковой. То есть это, в первую очередь, сосредоточенность вообще. Не нужно сразу пугаться, подразумевая под этим некую дешевую псевдоэзотерику, ибо речь совсем не о том. Я говорю о способности человека порой отключаться от внешних раздражителей (иногда и очень сильных), под влиянием важной информации или нахлынувших эмоций. Именно "ПОД" влиянием, а не концентрации "НА" таковых. В этом состоянии человек может заметить, как в голове его с сумасшедшей скоростью проносится поток мыслей, а его "я" словно бы находится в стороне, будучи совершенно не причастно к таковому, выполняя роль наблюдателя. Время перестает иметь значение, больше не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Есть только СОСТОЯНИЕ, как их единое выражение. Вот это и есть - транс.
Развить такое умение вполне способен каждый человек, упражняясь в концентрации и тренировке внимания. Здесь я специально не предлагаю конкретной системы, дабы читающие не сужали весь возможный спектр таких тренировок до какого-то одного подхода, ведь дело совершенно не в технике, а в положительном от нее результате. Каждому - свое.
Что дает транс и почему он так важен? Поясню. Он - это, в сущности, чувство, продолженное в бесконечность - сито, просеивающее вечное же движение мыслей. Умение достигать такого состояния автоматически формирует все основные параметры будущего сочинения: основную мысль, тему, сюжет, метр, особенность рифмы и ритма, подходящие выразительные средства, эмоциональный настрой и т.п., подчас, невероятно сложные штуковины. То есть происходит не синтетическая постройка стихотворения, как здания, "кирпич к кирпичу", а его целостное предощущение, как единого явления, существующего пока в целой симфонии эмоций и абстрактных значений. Это его самый "зародыш", от качества которого зависит успешность последующего произведения. Поэтому лично я не люблю определения творчества, как создания. Скорее, это порождение, в буквальном смысле слова.
Рассредоточенность по отношению к мыслям позволяет поэту интуитивно отсеять из потока лишь те выражения, которые являются наиболее удачными. А, как мы помним, именно интуиция заведует символикой и естественной  совместимостью для ее форм. Поэтому же часто рифма строится как бы сама, подчиняясь закону взаимосочетания. Также мы помним, что слово - это символ, преобразующийся в знак, то есть оно имеет явную (отображенную в контексте) и неявную (все остальные смыслы) части. Явная сторона определяет сюжет стихотворения; неявная - дух, сопровождающий таковой, как ряд невыраженных значений слов, также представляющих свой уникальный контекст относительно друг-друга, но доступных для восприятия лишь подсознанию.
На этом этапе уже появляются первые строчки (не обязательно первые по порядку) и сочиняющий чувствует их "звучание". Ну, или отсутствие такового... В любом случае, здесь нам уже доступно слово во всем богатстве его свойств и значений. Мы его (точнее, конечно, их - словА) раскрыли, хорошенько прочувствовав. Однако этого еще не достаточно, стихотворение ни о чем не может рассказать, а его эмоциональная палитра должным образом не "настроена". Теперь мы переходим ко второму пункту - взаимодействие.

Что же оно из себя представляет? В первой части я уже упоминал о т.н. симпатии. Слова тоже обладают ей. И, главным образом для того, чтобы отчасти погрузить и слушателя/читателя в такое же состояние транса, которое испытывал автор, хотя бы отчасти. Зачем это нужно? В прежние времена так достигался принцип "остановки" времени, его закольцованность, как минимум. Начинаясь и сюжетно продолжаясь, структура рифмы и ритма постоянно как бы возвращает читателя к исходной точке, с которой все началось - преемственность слов в окончаниях, корнях, комбинациях букв, или ударении не позволяет нам "сместиться" - читатель словно бы  привязан к смысловой веревке, оборачивающейся кольцами вновь и вновь, узлами которой являются отдельные слова на всем ее протяжении. Ритм совсем очевиден в данном случае, ибо структурно регулярен в принципе. Достигая подобного эффекта, любая сказанная  фраза переносилась как бы в изначальное время "ДО-мира", когда все происходило в первый раз, в том числе и акты Божественного Творения. Эта особенность наделяла фразу  особенной творческой, изначальной первородной силой, откуда сказанное уже не могло считаться просто звуками или словами. В поэзии же это является ключом к невыраженным значениям слов, позволяя буквально чувствовать их смысл. И потому плетение рифмы не есть праздное занятие, но такое действительно выглядит как целый лабиринт из неявных значений, то на одно, то на другое из которых указывают те или иные словесные симпатии. А потому одно и то же слово, поставленное в разные места, будет отражать и различный же смысл даже, казалось бы, без сопровождения соответствующим контекстом. Ведь его собственный ряд значений очень широк, а потому оно может быть поставлено в отражении к самому себе, точно бы говоря в молчании. И вот такое умение - высший поэтический пилотаж, доступный далеко не каждому. На этом же целиком строится поэтика японских хокку, где слова соотносятся друг с другом так, что совместно перекликаясь друг с другом выводят целый узор из невысказанных смыслов.
И задача поэта на этом этапе как можно вернее подобрать слово, наиболее богатое значениями, но, в то же время, чей явный смысл достаточно сопряжен с выраженной конструкцией стиха, не ломая сюжет. Особенности его и связи с другими словами должны точно указывать на выбранные смыслы неочевидных (параллельных) значений, подчас задействуя даже и целые комплексы таковых. И чем более плавным будет "изгиб" такого решения, почти незаметно уводящий читателя из сферы очевидного в область неочевидного и обратно, чем значительнее будет "перекличка" слов в их взаимоотражении, тем богаче и насыщеннее получится стихотворение.

Так что нужно понимать: поэзия - это не затейливое суесловие. Она - целый каскад смыслов, способный увести через приемственность своих симпатий в такие дали веков, о которых мы не подозреваем. И раскрыть нам вещи в такой их полноте и глубине, о которой мы пока даже не умеем судить. Бывали времена, когда песни бардов прекращали или предотвращали войны, столь потрясая человеческое сознание, что разгоряченные воины складывали свое оружие и объявляли мировую. И нет, не слово имеет такое могущество, конечно. А выраженный принцип и смысл, в нем лишь отраженный. Поэтому не нужно усердно графоманствовать, считая, что всяк умеющий складывать рифму - поэт или сколь-нибудь преуспел в поэзии. Ибо это, как видите, гораздо большее, к чему нам всем стоит стремиться, если мы желаем оставаться честными и значимыми в своих действиях.

Конец второй главы.

0

7

#p34182,Ystyrgar написал(а):

Много лет я пишу. Стихи и прозу. Субъективно, самым разным людям в общем нравилось то, что получалось в результате. Объективно, я зарабатывал  этим, когда был "на мели". Думаю, как раз это, последнее, достаточный показатель того, что мне действительно есть, что сказать. А самое главное - я имею на это моральное право. С "классической теорией" писательства, (если можно так выразиться) я знаком постольку-поскольку, но имею вполне сформированный собственный взгляд на подготовку и реализацию задуманных идей. Главное понимать, что цель настоящей темы вовсе не выпендреж, а желание быть полезным. И если я смогу чем-нибудь помочь  творческим людям в освоении писательского мастерства, я буду считать задачу темы выполненной, а свой труд не бесполезным.
С уважением, ваш Ystyrgar.

Знаешь, есть такие люди - редакторы, которые исправляют недочёты авторского текста. Ты редактор?
Вопрос к тому, что на редактора тоже учиться надо и, стало быть, иметь полное представление о "классической теории" писательства.
В противном случае выйдет, что один графоман поучает другого графомана.
Я давно читала один детективный роман нашего соотечественника (фамилию не помню) и до сих пор задаюсь вопросом: а был ли там редактор?
Ибо вот такие выражения: "он накинул спортивный костюм и побежал"; "она шла нагруженная сумкой"; "они сели на лавку, истёртую тысячами ягодиц" ни в какие ворота не лезут, будучи опубликованными не на каком-то замшелом литературной сайте, а в книге!

Отредактировано Альфа (17.09.19 08:09)

Подпись автора

Когда я умру, то хочу, чтобы меня похоронили в солнцезащитных очках и с руками, сведенными за головой. Так что, когда мой труп сгниет, я стану самым крутым скелетом на всем кладбище.(с)

0

8

#p34534,Альфа написал(а):

Знаешь, есть такие люди - редакторы, которые исправляют недочёты авторского текста. Ты редактор?

Я тебе уже говорил прежде: мадам, для Вас я буду кем угодно!:D
Нет, Плонь, я не редактор. Но имею опыт в преобразовании и исправлении текста, превращая словесный хлам в удобоваримое чтиво. Эта же тема совсем не о том.

#p34534,Альфа написал(а):

Вопрос к тому, что на редактора тоже учиться надо и, стало быть, иметь полное представление о "классической теории" писательства.

Конечно. Поэтому я сразу и расставил все точки над i. Тема не о том, как писать технически правильно (подобной литературы сегодня и без меня завались), а о том, что это в принципе значит. В чем ценность некоторых, привычных уже, понятий.
В практической части я попробую рассмотреть конкретные трудности, с которыми сталкивается абсолютно каждый, кто хоть раз пробовал свои силы на писательской ниве, покажу возможные причины таковых, а также пути их эффективного решения. Редакторы такими вопросами не занимаются, это целиком задача и умение писателя.

#p34534,Альфа написал(а):

В противном случае выйдет, что один графоман поучает другого графомана.

Творчество это не специальность, Плоня. Ему не обучают, а раскрывают суть.
Талантливые люди примут к сведенью, остальные - просто узнают кое-что новое.
Если же хочешь оценить мои способности, полистай тему Владимира, там мои стишки присутствуют. Критика приветствуется.

#p34534,Альфа написал(а):

Я давно читала один детективный роман...

Дальше можно и не продолжать.:D
Детективы и фентези - в большинстве своем - две половины огромной задницы. Коммерция чистой воды.

#p34534,Альфа написал(а):

до сих пор задаюсь вопросом: а был ли там редактор?

Зачем? Ведь его услуги не бесплатны. А если нет препятствий оказаться на книжной полке, кроме недостатка денежных знаков, зачем же платить этому дармоеду?:)

#p34534,Альфа написал(а):

Ибо вот такие выражения: "он накинул спортивный костюм и побежал"; "она шла нагруженная сумкой"; "они сели на лавку, истёртую тысячами ягодиц" ни в какие ворота не лезут, будучи опубликованными не на каком-то замшелом литературной сайте, а в книге!

Ты бы еще любовный роман полистала на этот предмет.:D
Кстати, если хочешь ухихикаться до слез, вот тебе ссылка на разбор подобной же чепухни: https://ann-duglas.dreamwidth.org/143363.html

0

9

#p34571,Ystyrgar написал(а):

Творчество это не специальность, Плоня. Ему не обучают, а раскрывают суть.
Талантливые люди примут к сведенью, остальные - просто узнают кое-что новое.
Если же хочешь оценить мои способности, полистай тему Владимира, там мои стишки присутствуют. Критика приветствуется.

Творчество есть в любом виде деятельности, точнее оно должно там быть.
А суть людям как раз раскрывают своим творчеством талантливые люди в своих произведениях.

Гремит лишь то, что пусто изнутри.(С)

0

10

#p34599,Viktor 8 написал(а):

Творчество есть в любом виде деятельности, точнее оно должно там быть.

Не нужно путать ремесло и мастерство с творчеством. Одаренный человек может выражать себя посредством того и другого, но далеко не каждый специалист одарен. Разница в следующем:
Во-первых, мастерство предполагает следование шаблону. Это идеальное (точнее, почти идеальное) исполнение задачи. В противном случае это уже не мастер. То есть он не привносит в свою работу никаких принципиальных новшеств. Творчество всегда имеет оригинальный, неповторимый вид. Оно вне всяких целевых границ и не может быть поставлено на поток;
Во-вторых, деятельность - это в принципе объективный процесс, то есть направленный во-вне. Творчество - субъективный. Так что ни фига подобного. Далеко не каждый талантливый человек умеет выразить абстрактные формы через определенные понятия. Вот для этого и существуют подобные темы - указать точки пересечения одного и другого.

#p34599,Viktor 8 написал(а):

А суть людям как раз раскрывают своим творчеством талантливые люди в своих произведениях.

Вы говорите о продукте, результирующей. Которую, кстати говоря, способны уловить, подчас, только специалисты. А я пишу о базовых началах самого процесса. Праздношатающимся по форуму таковые, понятное дело, совершенно не нужны. Так я не для них и стараюсь.

#p34599,Viktor 8 написал(а):

Гремит лишь то, что пусто изнутри.(С)

Если оно пустое, то что тогда гремит?
Дело не в наличии/отсутствии звука, а в его характере.

0

11

Часть 3. Поэт.

Теперь, когда мы имеем некоторые общие представления о началах и структуре поэзии, неплохо бы разобраться с ее "представителями". На первый взгляд, поэтом может считаться любой сочинитель, приобщенный к соответствующему жанру на регулярной основе.
Википедия отмечает:
" Поэ́т, поэте́сса [от др.-греч. ποιητής «стихотво́рец»), арх. «версифика́тор» (от «версификация») — стихотворец, писатель, создающий произведения в стихах. Автор стихотворных, поэтических произведений."
Между тем, чуть ниже, углубляет это понятие:
" Владимир Иванович Даль в 1882 году в составленном им «Толковом словаре живого великорусского языка», в статье «Поэзия», дал определение поэта (от арх. «пиит» [4] ) как человека, одарённого природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать её словами, творить изящное."
То есть Даль отмечает уже не просто сугубо техническую возможность писать стихи, но указывает на обладание таким человеком некоей особенной чувствительности, выражающейся лирически. В обыденной жизни очень часто считается, что наличие стихов определяет автора как поэта, коль скоро таковой способен к соответствующему отображению своих мыслей. Это кажется вполне логичным, однако на самом деле является и целиком неверным. Ибо, как не любой стихоплет - это поэт, далеко не каждый поэт - стихоплет. Так в чем же конкретно различие? Давайте разбираться.
Мы помним, что у слова две стороны: символическая и знаковая. Однако эта дуальность свойственна отнюдь не только словам, но и любым формам проявления в целом, как натуральным, так и абстрактным. То есть, как можно понять, символизм вполне способен к, потенциально, бесконечному утоньшению, когда сумма предчувствий от слов преобразуется в единый символизм предложения или фразы, а таковой, в свою очередь, может представить уже следующую сумму неявных значений, пронизывающих абзац... Вот с чем на самом деле работает любой настоящий автор, будь то поэт или прозаик - он строит совсем не буквенно-словесные, но символьные мосты, объединяющие значения и события в единый, неразрывный текст. Это очень важное условие успешного сочинения, создающее необходимое пространство для событий сюжета или просто хода мысли автора. И именно работа на этом уровне, по объединению значений, создает будущее произведение, в отличие от графоманской катавасии, пытающейся насиловать слово, как собственно знак.
Отсюда внешние атрибуты стиха, да и сам язык, слово, к собственно литературному творчеству не имеют прямого отношения, и это очень важно помнить.
Странный вывод? Только на первый взгляд. Поскольку ничто в самом стихотворении не является ценным. И даже оно само никакой ценности не представляет. Это всего-навсего порядок знаков, призванных отобразить то, что написано между строк. А что там, "между строками"? У настоящего автора обыкновенно просто "зеркало", позволяющее читателю заглянуть в собственные глубины, узнать себя самого. Это и побуждает нас плакать или смеяться, приобщаясь к действию. И всему виной, конечно же, умение прочувствовать автором ту самую - естественную закономерность символики, о которой шла речь еще в самом начале. То есть поэт должен обладать обостренным восприятием, чтобы манипулировать такими тонкими субстанциями. И это, конечно, имеет оборотную сторону - чувствительность и ранимость, собственно, как и у любого сложного прибора - восприимчивость и хрупкость. Но мало просто чувствовать. Нужно еще иметь возможность и структурировать этот бурный поток. Отсюда, поэт должен быть и неплохим философом, способным уравновесить противоречивые настроения множества сил. И здесь также существует оборотная сторона: поэт не может быть ни идеалистом, ни материалистом, ни расположиться посередине, представляя просто баланс. Осуществляя рановесие, такой стремится проникнуть в само единство этой двойственности, просто лишая себя какого-либо четкого положения. А это уже сродни сумасшествию. Такое внутреннее состояние неизменно приводит и к положительным следствиям - настоящая поэзия не может быть деструктивной. А это способствует следующему - она всегда таит в себе нотку глубокой печали, потому что призвана отражать далеко не совершенные события и вещи...
Отчасти провидящий, отчасти сумасшедший. Неистовый, словно пламя пожара и хрупкий, как весенний лед. Способный охватить Вселенную, но ничего не знающий и совершенно беспомощный. Радостный, словно сама жизнь, и всегда безутешный в своей чистой печали - вот кто такой настоящий поэт. Те, кто имеют подобное в какой-то мере, пишут стихи - гениальные, просто талантливые или хотя бы заслуживающие внимания. Но те, кто целиком живет подобными взаимоисключениями, уже ничего не пишут. Ибо великим поэтам суждено молчать - к счастью или сожелению. Такое молчание приносит нам вдохновение, но само уже в нем не нуждается. Вот почему, если мы с Вами пока не научились так талантливо молчать, нам не стоит в полной мере называться поэтами. Ибо поэт - это не просто слово, но целая судьба и очень не легкая жизнь.

Конец.

+3

12

Практические занятия.

В вышеприведенных частях я попробовал осветить важнейшие моменты, знание которых дает самое общее представление о самой сущности поэтического творчества и поможет сформировать у интересующихся  правильный взгляд и подход к делу без уклона в графоманию.
Со всеми же конкретными деталями теории легко можно ознакомиться на соответствующих ресурсах, а потому их мы обсуждать не будем. Нас здесь интересует лишь то, о чем редко пишут или же вообще опускают из рассмотрения. Итак, достаточно осознав теорию, перейдем к практике.

Занятие 1. Рифма и смысл.
Трудность 1. Артефакты.
(прим.: Артефактом здесь я называю любые случайные образования в тексте, возникшие в результате неумелой работы и представляющие более или менее серьезный вред для итога творческой деятельности)

Самый точный параметр, отличающий опытного поэта от начинающего (или просто - болвана) - рассогласовка двух этих важнейших составляющих. Вообще, качественное творчество, как проза так и поэзия, предполагает очень широкое распределение внимания сразу на множестве составляющих, особенно богата ими проза. Но нас пока интересует поэзия и наиболее явные структуры из таковых.
Трудность заключается в том, что рифма, также как и смысл, резко сужает перечень подходящих слов - изложение мысли требует точности и последовательности; рифма же ставит целью гармонию и соблюдение выбранного размера стиха. Получается противостояние и закономерный выбор, чем пожертвовать в данном случае: красотой или точностью?
Начнем с примитивнейших примеров соответствующего же качества:

"Осень. И кроны кленов
Снова пожаром охвачены.
Линии наших судьбов,
Давно уже обозначены."

Как написать: кленОв, или клЕнов? Лучше б, конечно, второй вариант, однако в таком случае нарушается рифма, да и ритм "плывет".  Выбирая незначительное искажение и кое-как выползая на второй строке, нашего виртуального рифмоплета ожидает новый неприятный сюрприз куда-более острого характера: хочется по смыслу сказать о линии судеб, однако в стих это совершенно не ложится. А! Была - не была! - решит он, как это делает большинство - в стихотворении главное чувства, а не словарное соответствие! И с легким сердцем угождая рифме, производит очередное чудо своей изящной мысли, как вариант - "судьбов".
Стоит-ли говорить, что вот это - не поэзия и не стихотворение абсолютно. А форменное издевательство.
Ибо уже самая первая строчка давала понять - неверное ты, дружок, построение составил. Не будет оно играть, ибо ты уже попустил ошибку, а учитывая, что стихотворение - это единое целое, где все влияет на все,  дальше будет только хуже. Так и вышло. Ради справедливости здесь необходимо отметить, что опытный писатель может выкарабкаться почти из любого положения. И никакие слова-уроды ему не страшны. Совсем другое дело - начинающий. Вот поэтому на первых порах я очень рекомендую избегать разных новшеств и экспериментов со словообразованием. Лучше попробовать подобрать более подходящее из перечня нормы, даже если это займет куда больше времени. Разберем такой подход подробнее. Итак, что при этом от него потребуется? Конечно же - четко представлять себе картину описания ЦЕЛИКОМ. Нужно впредь и навсегда оставить привычку механически стыковать слово к слову - стихи это не мозаика! Итак, создав образ планируемого сюжета, нужно как можно короче сформулировать передаваемую мысль. В нашем случае это может выглядеть так: "Конец теплого сезона и яркость красок служат символом завершения близких отношений." ВОТ! Это и есть ключ к успеху нашего несчастного горе-поэта. Он выкинул все "кружева", оставив смысловое ядро. Теперь же ему предстоит просто подобрать удачные ассоциации к этим базовым элементам. Осень - это яркие краски. Что у нас яркое? Солнце? Допустим. Какого оно цвета? В основном, "золотое". Подходит - листья тоже могут быть "золотыми", тем более - кленовые. Еще: огонь, пламя, пожар, факел... и т.д.
Следующий момент: отношения и судьба. Аналогии: рок, доля, удел. Ассоциации: линия, путь, дорога, нить; менее распространенные: луч (может быть использован в качестве связки между символическими образами  стихотворения, как: солнце и его луч - осень и судьбоносные изменения.) полет чего-либо (падение листа - судьбы "падение") строка (буквы могут отобразить капли холодного дождя), и т.д.. Не будем использовать слишком экзотические образы - их в большинстве случаев довольно трудно удачно применить, а поэт у нас начинающий. Следовательно, посоветуем ему остановиться на следующих аналогиях: "пожар", "огонь", "нить", "линия".
Следующий этап - избегание дробления стиха. Если можно сказать тоже самое по смыслу двумя словами, без применения дополнительных "вот", "так бы" "как бы ни было", "ну и вот же", и пр.. - лучше так и поступить. Однако здесь следует помнить, что избыточное количество длинных точных слов воспринимается как "тяжесть" или "удары молотом". Не умея вызвать подобного эффекта в гармонии, лучше его избегать, излишне не перегружать строку, соблюдая золотую середину.
Где у нас проблема по данному случаю? А вот она - "Давно уже...". "Уже" здесь не несет никакой смысловой или выразительной нагрузки. То есть, просто "висит", загромождая строку в этих случаях. И функция этого слова только одна - держать заданный ритм, чтобы он не "упал". Но, позвольте, мы ведь занимаемся внутренним дизайном помещений, "пряча" функциональные элементы его конструкции еще на стадии плана. Не бывает так, что из одного угла комнаты в другой, по-диагонали, проходило бы некое ребро жесткости, совершенно необходимое для устойчивости здания, верно? Также и здесь. Смысл должен "конденсироваться" строкой, а не строка поддерживать нечто эфемерное и постоянно ускользающее. Стих не должен быть капканом смысла. Стих должен быть его воплощением. Поэтому, всю конструкцию "Давно уже" мы убираем. Прямое значение длительности можно выразить и менее топорно. Например, через слово "переплетение". Отсюда расставание разумно представить двумя параллельными прямыми. Логично? Я думаю - вполне. А уточнение "уже" просто на фиг не нужно. Так что мы его выкидываем без всякой жалости.
Итак, после долгих и упорных стараний, у начинающего поэта может получиться вот такое, например:

"Осень. И клены в огне -
Снова пожаром охвачены.
Переплетенья в судьбе
Парой прямых обозначены."

Просто и красиво.

Итак, здесь мы рассмотрели самую легкую сторону вопроса - как избежать нежелательных артефактов, навязанных рифмой. В следующий раз мы поговорим о более коварных ее проделках, когда рифма не просто навязывает словотворчество, но и портит сюжет.

+3

13

Занятие 1. Рифма и смысл. (Продолжение)
Трудность 2. Доминирование рифмы.

Такая неприятность возникает почти сразу, но становится большой проблемой гораздо позже, когда начинающий поэт уже достаточно освоил умение избегать явных артефактов и научился складывать более-менее грамотные стихи. Это опасный период еще и тем, что на данном этапе в силу вступают ошибки не столь очевидного характера, нежели прежде, и наш поэт часто оценивает  свое творчество намного выше, чем оно представляет собой в действительности. В игру вступают скрытые артефакты, одним из которых и наиболее типичным является ДОМИНИРОВАНИЕ РИФМЫ над смыслом. Как это происходит практически? Рассмотрим пример:
Человек ставит себе задачу (по всем правилам Занятия 1.), в условия для первого четверостишия которой входит - "Описание места произростания волшебного цветка в глухом лесу у родника."
И, как говорится, понеслась.
Первый вариант может быть такой:

"За темными спинами елей согбенных,
Где холодно-синий поток
Сверкает стеклянно, как... (ля-ля) священных
Растет одинокий цветок."

Сложность с рифмой по третьей  строке.
Интуитивно ему понятно, что после запятой должно быть этакое замысловатое сравнение, начинающиеся со слова "как". Это явствует из самого построения, до сих пор ошибок не содержащего, но вот беда - ничего путевого на ум как назло не приходит. Что ни вариант - или вычурно, или совсем уж глупо. Поэт рвет волосы, старается, но результат по прежнему удручающий.
На этой стадии кто-то просто "забивает" на продолжение и прекращает попытки; иной домучивает сравнение, представляя что-то вроде "...как в залах священных" и продолжает дальше, вполне удовлетворенный такой околесицей; третий же, понимая всю тупиковость сравнения в принципе, вполне разумно решает вообще от него отказаться и качественно изменить конструкцию, получая на выходе примерно следующее:

"За темными спинами елей согбенных,
Где холодно-синий поток
Сверкает стеклянно. В глубинах вселенных..."

И вдруг на этом этапе ему вдруг приходит, по его мнению, гениальная мысль: а чего я вообще к этому цветку привязался, собственно? Ну не пишется про цветок, напишу про волшебный ручей, например! Кто узнает, чего я там изначально задумывал? Тем более, что такой вариант, кажется, вполне проходит! И вот, решив так, он заканчивает:

"...Его происходит исток."

Смотрит - снова фигня какая-то получилась. Слово "где" дистанцирует сам предмет описания. И возникает вопрос: о чьем истоке вообще идет речь? Поэтому он выкидывает "где" и меняет его на "там". "Происходит" также выглядит слишком искусственно - ибо исток и есть происхождение. Повтор налицо. А потому здесь появляется более подходящее "обнаружим". Любуется шедевром:

"За темными спинами елей согбенных,
Там холодно-синий поток
Сверкает стеклянно. В глубинах вселенных его обнаружим исток."

Все равно чушь. Двойное указание на местоположение объекта: первой строчкой и ненужным уточнением "там". И балбесу ясно, что там - это где написано выше, и значит уже нигде больше. Меняем на функциональное  "есть"; "обнаружим" теперь с "есть" перекликается. Бли-ин! Ладно. Меняем обнаружим на "небывалый". В конце-концов, наш родник волшебный, а не какой-нибудь. Так что все теперь на месте, вроде бы:

"За темными спинами елей согбенных,
Есть холодно-синий поток.
Сверкает стеклянно в глубинах вселенных
Его небывалый исток."

Ура-ура. Все получилось. Поэту цветы и овации.
И вот уже ни за что не докажешь такому, что он, в общем-то, ничего и не сочинил. Да, работал много, только во всей этой суматохе он следовал исключительно потребностям рифмы, но отнюдь не смысла. Это рифма управляла им с того самого момента, когда он решил изменить объект описания. А дальнейшие операции явились только следствием, в общем-то, чисто стихийного процесса подбора аналогий и соответствий. Скрытый артефакт, отображающийся сначала будто бы вполне естественным сравнением "как", был преодолен лишь наполовину, в результате чего разросся и пустил свои корни в саму структуру, изменив даже объект описания.
Как же быть в подобных случаях? А очень просто:
Нужно помнить, что рифма - это не жесткая рама и ее вариации порой даже необходимы, добавляя сочинению еще большей выразительности. Так что нашему несчастному поэту вовсе не стоило заморачиваться на окончаниях. Можно очень красиво увязать слова и по созвучию, или, например, по начальным слогам. В стихотворении главное целостность, однако механическая строгость ему противопоказана. Поэтому здесь нужно вспомнить теоретические Части, где отмечалось, что настоящий поэт  работает не со знаками, а с символами - одно и то же слово может звучать совершенно по разному в зависимости от местоположения или контекста. Так что здесь необходимо поработать с сочетаниями, уловив интересное созвучие, а не акцентироваться на жесткой схеме, словно бы неизменной раз и навсегда.
Что можно получить, следуя таким советам? Вот, например, нечто подобное:

"За темными спинами елей согбенных,
Где холодно-синий поток
Сверкает стеклянно лучами согретый,
Растет одинокий цветок."

Итак, не стоит угождать рифме только потому, что изменение сюжета весьма благоприятно. Эта, внешне малозначимая слабость, повлечет за собой очень серьезные проблемы в будущем: во-первых, возрастает риск ненамеренного копирования чужих текстов - подсознание, привыкнув искать легкие пути, может "начать подсовывать" некогда прочитанные куски чужих произведений, о которых вы давно позабыли. Во-вторых, это затормозит рост мастерства, если и вообще позволит такому состояться. В-третьих, и самых главных - вы никогда не сможете писать сложные и красивые вещи, особенно большого объема, а потому навсегда останетесь на уровне графомана-рифмоплета и никогда не станете поэтом в любом смысле этого слова. То есть потраченное время и силы окажутся совершенно напрасными.

На следующем занятии мы попробуем разобраться с текстовыми акцентами, рассмотрев самые элементарные азы создания атмосферы произведения - того что создает ощущение "волшебства" и неизъяснимой  притягательности стихотворения. То есть как раз собственно работу со словом, как с символом, а не знаком.

+3

14

#p34272,Ystyrgar написал(а):

Итак, что я думаю. Мне видится здесь в первую очередь действительно поэт, то есть человек не просто ляпает слова и их сочетания как придется по рифме, но понимает, а точнее - глубоко чувствует то, про что пишет. И из этого чувствования рождается необходимое понимание о том, что должно быть сказано, какими словами, что
оставить невысказанным, какой придать ритм стиху, какую рифму использовать, на чем поставить акцент. Очень сильная и пылкая натура, полностью сконцентрированная на сути мысли, и стремящаяся к ясному ее отображению. На этом пути не преследует задачи подобрать еще более подходящие слова, чтобы стих принял более "ровный" вид, ее не интересуют "технические" мелочи. Гораздо важнее для поэтессы успеть отразить свой законченный творческий порыв, который так быстротечен в своем проявлении. Это говорит об искреннем отношении к своему делу и это мне лично чрезвычайно приятно наблюдать.

Спасибо за Ваше мнение)
Я бы не стала любить стихи Алены меньше, если бы Вы отозвались о ее стихах негативно, но Ваши слова меня порадовали

#p34272,Ystyrgar написал(а):

Честно признаюсь - я не очень люблю женскую поэзию ввиду обыкновенного переизбытка лирики и недостатке глубины мысли.

Согласна, такое часто встречается.
Но на такие стихи есть спрос и есть достаточно широкий круг читателей.
Мне иногда кажется, что поэтессы и циклят на лирических темах не от души, а на потребу, в угоду тем, кто их читает

#p34272,Ystyrgar написал(а):

У Вас отличный вкус, Полина.

Благодарю)
Вкус у меня интуитивный - я скорее "физик", нежели  "лирик".
Критерии просты - если стихи воспринимаю как цельный образ на одном дыхании, если они вызывают катарсис, то да.
Если "не верю", если начинаю разбирать, если слышу, как фальшивую ноту, "что-то не так" и т.п. - то нет

#p34272,Ystyrgar написал(а):

но если Вам интересен детальный разбор - напишите. Я хорошенько подумаю над каждым стихотворением и постараюсь сделать подробный анализ.

Может потом, а сейчас мне интересно Ваше мнение о стихах СказочНика(Юрия Егорова). Я их разместила здесь, чтобы не загромождать Вашу тему

0

15

#p35132,Ystyrgar написал(а):

Переплетенья в судьбе
Парой прямых обозначены."

Просто и красиво.

Красиво и просто - согласна, но с математической точки зрения неверно))
Две прямые могут пересечься только один раз или не пересечься никогда, если они параллельны. Но переплестись они не могут)
Переплестись могут две кривых - синусоиды, косинусоиды)
Предлагаю Вам, "лирику" вариант от "физика")))

"Осень. И клены в огне -
Снова пожаром охвачены.
Пересеченье в судьбе
Парой прямых обозначено."

0

16

#p35306,Полина написал(а):

Красиво и просто - согласна, но с математической точки зрения неверно))
Две прямые могут пересечься только один раз или не пересечься никогда, если они параллельны. Но переплестись они не могут)
Переплестись могут две кривых - синусоиды, косинусоиды)
Предлагаю Вам, "лирику" вариант от "физика")))

"Осень. И клены в огне -
Снова пожаром охвачены.
Пересеченье в судьбе
Парой прямых обозначено."

Полиночка, с этим человеком не торопитесь вступать в спор, он очень болезненно это воспринимает.

Отредактировано Владимир (23.09.19 04:30)

Подпись автора

Ты уже знаешь, зачем живешь?

0

17

#p35305,Полина написал(а):

Спасибо за Ваше мнение)
Я бы не стала любить стихи Алены меньше, если бы Вы отозвались о ее стихах негативно, но Ваши слова меня порадовали

Критика и не должна определять оценку, все правильно. Она ее лишь формирует.
А итог прочтения меня-то как порадовал!:) Куда приятнее читать хорошее и делать заслуженные комплименты. Пусть даже заочно.

#p35305,Полина написал(а):

Согласна, такое часто встречается.
Но на такие стихи есть спрос и есть достаточно широкий круг читателей.
Мне иногда кажется, что поэтессы и циклят на лирических темах не от души, а на потребу, в угоду тем, кто их читает

Подобные персоны существуют вне зависимости от половой принадлежности. Не думаю, что в этом причина. Скорее - разный подход, разные образы и их ценностная значимость. Женская поэзия, в большинстве своем, просто другая. Вот и все. Не для меня созданная.

#p35305,Полина написал(а):

Благодарю)
Вкус у меня интуитивный - я скорее "физик", нежели  "лирик".
Критерии просты - если стихи воспринимаю как цельный образ на одном дыхании, если они вызывают катарсис, то да.
Если "не верю", если начинаю разбирать, если слышу, как фальшивую ноту, "что-то не так" и т.п. - то нет

По-сути, наиболее правильный подход - интуитивный. Хорошая поэзия и пишется для души, а не для ума. Скорее даже вот как: через разум к чувствам. Ибо там, где нет работы для головы, седцу также искать нечего. Но чувства - это основная цель и конечный пункт.

#p35305,Полина написал(а):

Может потом, а сейчас мне интересно Ваше мнение о стихах СказочНика(Юрия Егорова). Я их разместила здесь, чтобы не загромождать Вашу тему

Спасибо за разумный подход, очень благодарен.
Что я скажу о Егорове? Кое-что скажу, как всегда - в общем. Пока впечатления свежи...
Явно "тертый калач", пишущий много лет и, очевидно, талантливый. По-хорошему, это не я его, а он меня должен бы оценивать - там опыт куда как больше. Так что с точки зрения мастерства
я, пожалуй, воздержусь что-либо комментировать.
Что касается моего чисто субъективного восприятия, то есть как читателя, замечу следующее: существует два подхода к стихосложению - я их называю условно "темный" и "светлый". Первый наиболее распространен, и вот Егоров достойный его представитель. Отлично владея словом, он, все-таки, альтернативен мне по духу, ибо некоторые из его сочинений, например, самое первое приведенное Вами, при всей своей силе несут итоговую правду мысли "злыми руками": не нужно так яростно дергать смычком струны скрипки, вплоть до их "взвизга" и обрыва - вовсе ни к чему это. Я не люблю гремящих и надрывно воющих аркестров, мой камертон достаточно восприимчив и к более мелодичным звукам, в конце-концов поэзия - это самозвучание слушателя, а не его агония.:) Далее: строки приходится "вскрывать" самостоятельно, докапываясь до глубинных смыслов. Да, это интересно, хотя бы по прочтении достаточно длинных произведений начинает напрягать. Читаешь, и будто идешь по настовой корке: сделал несколько шагов, достал лопату, разбил лед, разрыл снег, нашел в самой глубине ягоду. Вкусно... дальше пошел. Я предпочитаю ломать наст хотя бы ударом коблука - лопата сильно мешает.
Что мне НЕпонравилось: при всем разнообразии материала прослеживается однообращие философской мысли, начинаешь предугадывать наперед, куда тебя выведет автор. Егоров не меняет своего основного настроения, и поэтому складывается впечатление, что под разными сюжетами скрывается одна единственная мысль, а все сочинения - это некий сериал, показывающий одно и то же с разных ракурсов.
Вцелом - вполне состоявшийся поэт, творчество которого просто невозможно не оценить за его цельность, продуманность и качество.

0

18

#p35306,Полина написал(а):

Красиво и просто - согласна, но с математической точки зрения неверно))

"Красиво" здесь значит "допустимо". Это примитивный пример, не более. С математической точки зрения подходить к процессам естественным в корне не верно.

#p35306,Полина написал(а):

Две прямые могут пересечься только один раз или не пересечься никогда, если они параллельны. Но переплестись они не могут)

И здесь Вы конечно вспоминаете Лобачевского и его аргументы, относительно параллельных прямых. :)

Но даже опуская эти детали, два пути (дороги) вполне могут пересекаться сколько угодно раз, а потом разойтись и идти параллельно также сколь угодно долго.

#p35306,Полина написал(а):

Переплестись могут две кривых - синусоиды, косинусоиды)
Предлагаю Вам, "лирику" вариант от "физика")))

Да сколько угодно.:)
Дело в том, что плох тот "лирик", если в нем ну совсем нет "физика". Я же - "естественник", так что я окорат посерединке.

#p35306,Полина написал(а):

"Осень. И клены в огне -
Снова пожаром охвачены.
Пересеченье в судьбе
Парой прямых обозначено."

Теряем былое единство судеб.

0

19

#p35307,Владимир написал(а):

Полиночка, с этим человеком не торопитесь вступать в спор, он очень болезненно это воспринимает.

И моя болезненность восприятия конечно же проявляется в Вашей неспособности оппонировать. Я правильно понимаю?

0

20

#p35322,Ystyrgar написал(а):

И моя болезненность восприятия конечно же проявляется в Вашей неспособности оппонировать. Я правильно понимаю?

Конечно правильно!

Подпись автора

Ты уже знаешь, зачем живешь?

0

21

#p35323,Владимир написал(а):

Конечно правильно!

Снова от Вас один мусор, Владимир. Чем писать ерунду, могли бы заметить что-нибудь и по-существу темы.

0

22

#p34182,Ystyrgar написал(а):

И если я смогу чем-нибудь помочь  творческим людям в освоении писательского мастерства, я буду считать задачу темы выполненной, а свой труд не бесполезным.
С уважением, ваш Ystyrgar.

Да Вы даже в писсуар попасть не можете, о каком писательском мастерстве может идти речь?. Владимира с ног до головы описали.

Отредактировано conformist (23.09.19 10:02)

0

23

#p35306,Полина написал(а):

Красиво и просто - согласна, но с математической точки зрения неверно))
Две прямые могут пересечься только один раз или не пересечься никогда, если они параллельны. Но переплестись они не могут)
Переплестись могут две кривых - синусоиды, косинусоиды)
Предлагаю Вам, "лирику" вариант от "физика")))

"Осень. И клены в огне -
Снова пожаром охвачены.
Пересеченье в судьбе
Парой прямых обозначено."

Если речь о двух людях, то их судьбы могут представляться прямыми, и всё же переплетаться друг с другом. Прямая жизнь это аллегория, а не геометрия.

Подпись автора

Ваша ее оценка - это оценка живущим в двухмерном мире тараканом реальности парящего в пространстве сокола. Для таракана вертикаль - абстракция, а для сокола - реальность. Вы завидуете крепости и чистоте моей веры
Лука

0

24

#p35324,Ystyrgar написал(а):

Снова от Вас один мусор, Владимир. Чем писать ерунду, могли бы заметить что-нибудь и по-существу темы.

Простите, но я заметил, что здесь по существу никто не имеет права делать замечания, т.к. ни у кого нет специального образования!!! Базар диллетантов! Зачем же еще одному вклиниваться?

Подпись автора

Ты уже знаешь, зачем живешь?

0

25

#p35341,Владимир написал(а):

! Базар диллетантов!

интересно у Пушкина или Есенина было специальное образование? или вы намекаете что можно научить писать стихи и поэмы?

+1

26

#p35344,Гудвин написал(а):

интересно у Пушкина или Есенина было специальное образование? или вы намекаете что можно научить писать стихи и поэмы?

Настоящий поэт интуитивно чувствует, в каком ритме писать, где лишнее слово, где можно пожертвовать точной рифмой, не жертвуя гармонией стихотворения, потом просто с опытом оттачивает талант. А если этого всего изначально не чувствуешь, то лучше вообще не писать.

Отредактировано Блонди (23.09.19 16:07)

+4

27

#p35345,Блонди написал(а):

Настоящий поэт интуитивно чувствует, в каком ритме писать, где лишнее слово, где можно пожертвовать точной рифмой, не жертвуя гармонией стихотворения, потом просто с опытом оттачивает талант. А если этого всего изначально не чувствуешь, то лучше вообще не писать.

Отредактировано Блонди (Сегодня 16:07)

вот и я говорю что таланты это не образование, человека можно научить писать буквы, но писать из этих букв это уже совсем иное.
можно даже научить писать формы, и содержание, искать рифмы и сочинять, но если нет самого главного, аналитического склада ума, то все это образование коту под хвост.

Отредактировано Goodvin (23.09.19 16:13)

+1

28

#p35341,Владимир написал(а):

Простите, но я заметил, что здесь по существу никто не имеет права делать замечания, т.к.

простите, но все имеют, даже Рыбка Глубокого Заплыва))) простите еще раз.)

Отредактировано Гудвин (23.09.19 16:22)

+1

29

#p35344,Гудвин написал(а):

интересно у Пушкина или Есенина было специальное образование? или вы намекаете что можно научить писать стихи и поэмы?

А они критиковали кого-то? Для того, чтобы писать, талант нужен а для того, чтобы критиковать- образование!

Подпись автора

Ты уже знаешь, зачем живешь?

0

30

#p35385,Владимир написал(а):

А они критиковали кого-то? Для того, чтобы писать, талант нужен а для того, чтобы критиковать- образование!

да что вы говорите, а как человек без таланта может критиковать? это же как сапожник без сапог.

0


Вы здесь » Межрелигиозный форум » Литература » Литературное творчество. Теория и практика.