Приведу ключевые цитаты из основополагающих каббалистических и хасидских текстов, где раскрывается суть הִתְבּוֹנְנוּת (хитбоненут), с переводом и контекстом.
1. Классическая каббала. Книга «Зоар»
«Зоар» — основа каббалистической традиции, и хотя термин «хитбоненут» не всегда используется напрямую, сама концепция глубокого проникновения в суть является центральной.
«תָּא חֲזֵי» — «Та хазей»
(букв. "Пойди и увидь")
Контекст и значение: Эта фраза встречается в Зоаре сотни раз. Это не просто "посмотри", а призыв к глубокому, духовному "всматриванию", к проникновению за завесу буквального смысла текста или явления, чтобы увидеть скрытую божественную реальность. Это приглашение к хитбоненуту.
---
2. Учение Хабад (Хасидизм). Рабби Шнеур Залман из Ляд, «Ликутей Амарим» («Тания»)
«Тания» — основополагающий текст хасидизма Хабад, где хитбоненут становится центральным методом работы человека над собой.
«וְהִנֵּה, כְּשֶׁמִּתְבּוֹנֵן בְּמַחֲשַׁבְתּוֹ בִּבְחִינַת פְּנִימִית הַמּוֹחַ, אֵיךְ ה' מְמַלֵּא כָּל עָלְמִין, וּסְבִיב כָּל עָלְמִין, וְהַשְּׂכֵל מִתְפַּשֵּׁט וּבָא מִמֶּנּוּ אֵלָיו, לְהָבִין וּלְהַשְׂכִּיל...»
«И вот, когда человек внимательно всматривается [митбонен] в своем разуме, во внутреннем аспекте мозга, как Б-г наполняет все миры и окружает все миры, и разум [сэхель] распространяется и приходит от Него к нему, чтобы понять и постичь...»
Контекст и значение: Здесь описан сам процесс. Хитбоненут — это не просто мысль, а глубокое "внимательное всматривание" (митбонен), которое активирует "внутренний аспект мозга". Цель — постижение двух аспектов Божественности: "наполняющего все миры" (имманентного) и "окружающего все миры" (трансцендентного). Через этот процесс божественный разум ("сэхель") нисходит на человека.
---
3. Рабби Шнеур Залман из Ляд. «Тора Ор»
«עַל־יְדֵי הִתְבּוֹנְנוּת שֶׁמִּתְבּוֹנֵן בְּגֹדֶל ה', אֵיךְ ה' מְמַלֵּא כָּל עָלְמִין וְסוֹבֵב כָּל עָלְмִין... נִתְעוֹרֵר רְעוּתָא דְלִבָּא, לְהִתְקָרֵב לַה' בְּאהבָה וּבְיִרְאָה»
«Посредством всматривания [хитбоненут], когда человек всматривается [митбонен] в величие Б-га, как Б-г наполняет все миры и окружает все миры... пробуждается "стремление сердца" [р`ута дэ-либа], чтобы приблизиться к Б-гу с любовью и страхом».
Контекст и значение: Здесь раскрыта цель хитбоненута. Это не интеллектуальная гимнастика, а инструмент для пробуждения эмоций. Глубокий анализ божественного величия (годель Адонай) приводит к пробуждению в сердце спонтанного стремления к Богу, что выражается в любви и трепете.
---
4. Рабби Ицхак Лурия (Аризаль). Через его учеников.
Учение Аризаля полно концепций, требующих глубокого созерцания. Один из ключевых терминов — кавванот (мн.ч. от кавана), которые являются сложными медитациями на основе хитбоненута.
«כִּי הַכַּוָּנוֹת הֵם הִתְבּוֹנְנוּת בַּסְּפִירוֹת וְהַיִּחוּדִים שֶׁל הָאֵין סוֹף בָּרוּךְ הוּא»
«Ибо каванот — это всматривание [хитбоненут] в сфирот и объединения [йихудим] Бесконечного, благословен Он».
Контекст и значение: Эта цитата (в изложении последователей) прямо связывает высшую форму намерения (кавана) с хитбоненутом. Чтобы выполнить молитву с правильным намерением, нужно "всматриваться" в динамику сфирот и их объединения, представляя, как молитва воздействует на высшие миры.
---
5. Рабби Дов Бер из Межирича (Магид)
Магид был преемником Баал-Шем-Това и углубил интеллектуальную составляющую хасидизма.
«הִתְבּוֹנְנוּת הִיא שֶׁרוֹאֶה בְּדַעְתּוֹ כְּאִלּוּ הוּא רוֹאֶה בְּעֵינָיו מַמָּשׁ»
«Всматривание [хитбоненут] — это когда человек видит своим сознанием, как будто он видит своими глазами воочию».
Контекст и значение: Это гениальное определение. Хитбоненут — это не абстракция, а достижение такой ясности и интенсивности внутреннего видения, когда постигаемая истина становится столь же реальной и очевидной, как физический объект, видимый глазами. Это превращение интеллектуального понимания в живой, непосредственный опыт.
Резюме цитат:
Как видно из этих источников, хитбоненут в каббале — это:
1. Активный процесс глубокого внутреннего всматривания («Та хазей»).
2. Инструмент постижения божественных аспектов мироздания (как в «Тании»).
3. Метод пробуждения сердца, связывающий интеллект с эмоцией (любовью и трепетом).
4. Основа для высших медитаций (кавванот) во время молитвы.
5. Достижение прямой "умственной визуализации" духовных истин (по Магиду).
Это инвестиция в самый главный актив — ваше собственное сознание, которое определяет качество всей вашей жизни.