#p129132,Дима1972 написал(а):Я не сказал, что достиг чего то сразу, как только побыл буддистом. Лет 5 я интересовался и практиковал всё, что находил. С 90го по 94 я побыл и буддистом тоже. Потом я раздобыл катха упанишаду и бхагавадгиту, и понял, что это моё. В 95 я узнал то состояние, и с тех пор оно не повторялось. Много лет я пытался узнать что это было, поскольку понимал самадхи так же, как Вы его описали. Потом узнал из трипуры рахасьи и описания откровений исихастов, что и такое самадхи бывает на начальной стадии.
Карма кагью это не совсем махаяна, это больше похоже на бон по.
Дима, я очень ценю Ваш опыт и Путь, который Вы прошли, поэтому воспринимайте мои возражения больше как размышления. Если будет что ответить - рассказывайте.
...
С 90го по 94 я побыл и буддистом тоже
в свое время я интересовался историей буддизма в России (Вы ведь из России?) и был разочарован, что фактически, нигде кроме исторических буддийских регионов (Калмыкия Тува, Бурятия) и дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге буддизма в России не было. Практически до начала 2000 годов, когда в Россию по приглашению немногочисленных групп изучавших буддизм стали приезжать буддийские наставники. Не было достаточно литературы, не было качественных переводов, а переводчики переводили как умели, зачастую допуская смысловые ошибки...
Я помню рекламу Алмазного Пути Оле Нидала. И это все. Признаюсь, несколько лет назад побывал на его учении и увидал яркую молодежную атмосферу. Это слишком "круто" для меня...)) Но даже такой буддизм, где ребятам прививают ценности сострадания и знакомят с Буддой- это уже здорово!
Вот только я не совсем понял, где обучались Вы с 90 по 94 год, кто были Ваши наставники, как они обучали Вас (лоджонг, нендро), как обучали медитации?
В 95 я узнал то состояние, и с тех пор оно не повторялось. Много лет я пытался узнать что это было, поскольку понимал самадхи так же, как Вы его описали. Потом узнал из трипуры рахасьи и описания откровений исихастов, что и такое самадхи бывает на начальной стадии.
Из Ваших слов про успокоить ум и спонтанно начать осознавать нераспознанные состояния видно, что Вы иначе себе это представляете. Однажды я засиделся перед компом и потерял ощущение тела. Тогда, я на несколько секунд ощутил некое счастливое вдохновение, лёгкость в груди... Но это было в разы хуже того, что я ощутил в 95. То состояние можно было сравнить с прыжком с парашутом или прыжком в прорубь из бани. Только восторг вызывался безграничным счастьем и любовью, при полном отсутствии тела и своего я.
Здесь мне немного сложно, так как я не тот человек, кто должен комментировать Вашу медитацию и не позволю себе "запятнать" Ваше переживание, оно еще Вам пригодится. Уж слишком это личное. И в тоже время, это здорово, что у Вас есть опыт переживания такой формы счастья!
Я очень кратко предложу некоторые описания медитации, с учетом вышеописанного, с одной поправкой: это все еще не шаматха.
Вообще, практиковать одну шаматху без випассаны не очень практично, это две составляющие одного процесса медитации развития ума bhavana.
Как Вы знаете, выделяют четыре Джханы медитации, проще говоря этапов. Хотя где-то Вы можете найти еще больше. Это зависит от того что считать ступенью. Ну не суть важно. Интересно то, что еще не вступив в первую Джхану ученик может испытать удивительные ментальные и физические феномены, а что говорить о тех, кто вступил: "С момента усилий в соответствии с методом счета, должным образом, когда грубые выдохи и вдохи успокаиваются и смягчаются, беспокойство и забота о теле умиротворяются, тело и ум становятся легким, а физическое тело поднимается в небо." Комментарий к Анапанасати-сутте.
или:
"4) В том, кто зародил усердие, возникает неплотский восторг. Каждый раз, когда неплотский восторг возникает в зародившем усердие монахе – в этом случае в нём возникает фактор просветления «восторг». Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.
5) У того, чей ум пропитан восторгом, тело становится безмятежным, и ум становится безмятежным. Каждый раз, когда тело и ум стали безмятежными у монаха, чей ум пропитан восторгом – в этом случае в нём возникает фактор просветления «безмятежность». Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём."
Ссылка
Кстати радость, восторг (piti) и счастье (sukkha) (по-сути даже экстатические переживания) появляющиеся у медитирующего - всего лишь условия, которые предшествуют ясному спокойствию (passadhi) и дальнейшему направлению ума и обретению факторов просветления. Piti-sukkha возникает из личного достижения, чувственного возбуждения и самое сильное и продолжительное, за счет отпускания.
Об этом можно много писать.
а в самом начале пути, когда ум по мере углубления медитации берет в качестве объекта самого себя, уже может возникать ощущение покоя, блаженства и света, происходит встреча с нимиттой (nimitta), удивительными знаками медитации ссылка
Зачастую он воспринимается как прекрасный свет, который в виде формы или бесформенный и сопровождается переживанием радости. Известная метафора - это полная Луна, которая в темную ночь вышла на небе из-за облаков. Так впервые происходит встреча с собственным умом, мы впервые, наконец, видим самих себя.
Есть шесть особенностей ее распознавания, если это интересно, напишу.
Что же до удивительных спонтанных переживаний, которые могут случиться...то нужно проанализировать что это было и двигаться дальше.
Аджан Брахм в своей книге рассказывает:
"Блаженство - это основная черта первой джханы, причем настолько, что это первое, на что вы обращаете внимание, когда выходите из джханы и делаете ее пересмотр. В самом деле, более поздние чем буддизм, мистические традиции были настолько поражены неимоверной глубиной, безличностностью, успокоением, экстазом, полнотой и полной сверхъестественностью первой джханы, что они трактовали этот опыт как "единение с Богом" Однако Будда говорил, что это одна из форм сверхмирского блаженства, но есть еще и другие, более возвышенные."
И это только первый уровень.
Индуисты говорят, что каждый из богов на своём уровне ощущает своё счастье. И счастье низших полубоов в миллионы раз слабее счастья высших. Кришнаиты уверяют, что буддисты заняты самообманом, их душа объявляет забастовку и отказывается очиститься полностью, уверяя себя, что уже всего достигла.
ну, кришнаиты веселые люди, ну хотят уверять... кто же им запретит? а вот если бы поглубже познакомились с тем, что хотят постичь буддисты, уже не уверяли бы так)
Думаю, такое возможно, если остановка ума достигнута без очищения от страстей. Возможно, такой человек будет ощущать своё самадхи через призму сохранившегося в нём самодовольства, тщеславия, эго.
Есть такое сравнение ума с песчаным берегом. Обычно мы видим песчаный берег подобным единому желтому рыхлому полотну. Точно также и наш ум видится нам единым во всех своих феноменах и переживаниях жизни, в котором мысли и чувства так переплетены, что кажутся единым целым.
Но если внимательнее присмотреться к песку, то окажется, что он состоит из множества камушков и пространств между ними. Точно так же и постижение ума происходит через осознание бесчисленных его феноменов , что мерцают в своем потоке как кадры кинопленки и некоего ясного и чистого пространства.
Приближаясь к этому пространству, придется максимально освободить свой ум от всех видов ментальных загрязнений. От всех. По этой причине, невозможно достичь Освобождения не очистив ум от клеш. Можно на доли секунды или секунды "прорваться" туда, но сами клеши вытолкнут обратно (даже на наитончайшем уровне). По этой причине, ученик будет дальше уже осознанно освобождать свой ум от всех форм загрязнений.
Состояние любви не просто нераспознанное пребывает в человеке, оно спрятано страстями. Его нельзя распознать, пока есть страсть, и сохранить при этом себя, как личность. Преподобные отцы христиане говорят, что обычный человек попавший в это состояние утрачивает осознание себя. Так и со мной произошло. Но святой преподобный человек, в этом состоянии сохраняет свою личность в Боге и может свободно действовать. Мы это то, что мы любим. В присутствии Бога страсти замирают и личность человека вместе с ними. Если же страсти уже заменены любовью к Богу, то человек сохраняет личность. Очевидно, Бог не хочет сделать нас овощами, погружая в самадхи неготовых страстных ещё людей
Да, состояние четвертой Джханы "изолирует" человека от чувств и тела, там нет даже привычной нам умственной активности. Ум, как описывают, пребывает в блаженстве, переживая собственное чистое пространство.
Еще это описывается как состояние самого высокого развития чистой безмятежности, в котором ум настолько очищен, что это состояние нельзя описать как существующее или несуществующее и только наитончайшее воприятие отделяет от Окончательного Освобождения. (из объяснений Хенелопы Гунаратаны)
Впрочем, это не помешает человеку, достигшему четвертой Джханы, вернуться к людям, с пониманием своей истинной природы.
Есть история одного буддиста (верить или нет решать вам), который вошел в подобное состояние. Его жена решила, что он умер и вызвала скорую. Его сердце на ЭКГ не билось. Ему проводили дефибрилляцию сердца, от которой его подбрасывало на кровати.
Когда он вышел из медитации, то не мог понять как оказался в реанимации, он не слышал сирен, ударов дефибрилятора. Он полностью "отрезал" свой ум от чувств тела и в то же время был полностью осознан в блаженстве переживания природы ума.
Будда ведь тоже вернулся к людям и еще десятки лет учил.
Наша главная страсть, которая тождественна эго и действует даже без тела, это самолюбие, гордость, тщеславие... Поэтому медитация бессильна её преодолеть.
Дима, медитация и направлена на то, чтобы преодолеть эго. Именно развернув свой ум извне вовнутрь и взглянув на собственный ум осознанно мы и можем увидать все его клеши загрязнение и нераспознавание своей природы, а зная методы растворить все его загрязнения.
Отредактировано Silence (24.07.20 18:11)
- Подпись автора
Сквозь миры