#p126441,Лука написал(а):Следовательно, нирвана не существует, а является выражением мечты человека о невыразимом блаженстве, которое (во парадокс) само по себе в корне противоречит нирване..
для нас это вопрос веры или неверия. Христиане считают, что нирвана - это такая буддийская малопонятная штука о которой ничего не говорится в их книгах, буддисты склонны доверять словам Будды, который указал, что для ума существуют высшие состояния, в которых ум окончательно Освобождается и которые достижимы: "Когда, брахман, кто-либо переживает безостаточное уничтожение страсти, безостаточное уничтожение ненависти, и безостаточное уничтожение заблуждения, то и таким образом также ниббана видна напрямую… познаётся мудрыми самостоятельно». АН 3.55 И поэтапно следуя по пути, буддисты подтверждают, что ум действительно меняется, беспокойство становится не таким сильным, а спокойствия и осознанности становится больше. Поэтому, они доверяют Будде.
Конечно, это совсем не то блаженство, которое мы испытываем от органов чувств или от счастливых состояний ума (психики).
В процессе медитации чувства гаснут и потому ничего, кроме покоя, медитирующий ощутить не может.
Чувства осознаются и прекращаются, но человек вовсе не остается каменной бесчувственной статуей. Ум наоборот становится очень однонаправленным и проясняется и это сопровождается определенными переживаниями. Существует несколько видов медитации, например осознавание чувств, осознавание ментальных явлений и т.д. Все это так или иначе переживается. Но общее самоощущение сохраняется и преобразовывается. Это и феномен ощущения легкости всего тела и другие приятные иллюзии.
Можно привести такой пример: что если бы новорожденный, который кричит завернутый в колючую ткань соприкасающуюся с нежнейшей кожей подумал: существовали ли у него чувства в утробе, когда он плавал в теплой околоплодной жидкости? Наверно, он бы сказал, что там не было чувств, но то переживание было намного приятнее, чем лежать закутанным и обездвиженным в люльке.
Рассуждению доступны только дискретные явления. А т.к. в нирване ничего дискретного нет, рассуждать о ней человек не может.
Кто же нам запретит, о Боге ведь люди рассуждают. Ум может представлять все что хочет и на что способен. Вопрос в том: насколько глубоко он запутается в собственных иллюзиях. Мы не умеем видеть феномены такими какими они являются на самом деле.
Ум считается неуничтожимым
Считается?
в буддизме. В науке он жестко привязан к ткани мозга. В других религиях свои представления.
Абсурд. С большой натяжкой Всемогущество можно рассматривать, как абсолютную наполненность. Но пустотность - это абсолютное бессилие ибо в пустоте нет точки приложения силы.
Собственно, феномен пустотности сейчас активно сравнивают с представлениями квантовой физики о природе реальности. На макроуровне есть объекты, заряды со своими векторами, но переходя на микроуровень невозможно обнаружить объекты, заряды и их векторы. В конечном итоге самые мельчайшие частицы или струны (теория) совершенно нейтральны. Отсюда пустотность определяется как некое пространство обладающее потенциалом всего, в котором бесчисленный калейдоскоп форм и явлений непрерывно меняется. Отсюда всевозможность форм и явлений. Или как я бы назвал - всемогущество.
"Пытаясь объяснить шуньяту – буддийскую «пустоту» и «пустотность всех явлений от самобытия» аналогией с пространством в физике, автор приходит к интересному выводу. Иллюзорность привычных представлений о постоянной и неизменной сущности чего бы то ни было – нас самих, внешних объектов и феноменов, наконец, души и Бога – не «соблазн восточных философов», как мнят себе христиане и иные монотеисты, а, напротив, нечаянная радость и благо: «Если бы не она (пустота) и феномены относительной реальности обладали неизменной и независимой сущностью, то никакие явления не были бы возможны. Во-первых, из-за независимости различных сущностей было бы невозможным их взаимодействие, а во-вторых, их постоянство сделало бы невозможным любые перемены. Так что нам очень повезло, что самобытие – всего лишь иллюзия!»" Ссылка
Чистота - понятие субъективное и относительное. Чистота в доме людей - одно, в доме навозных жуков - другое.
здесь имеется ввиду чистота ума от изначального нераспознавания Я и не-Я, цепляния, неприязни, неведения. Это очень обширные и глубокие темы в буддизме.
Понимаю. Для Вас реальность - это "Бабочка Чжуан-Цзы".
Очень похоже.
Отредактировано Silence (13.07.20 21:32)
- Подпись автора
Сквозь миры