Вот факты
Юлиус Велльгаузен (1844–1918), один из основателей библейской критики и теории документальных источников Пятикнижия, действительно позволял себе ироничные и резкие выражения по отношению к библейским персонажам, особенно в контексте его взгляда на литературную эволюцию религии Израиля.
Когда он, например, называл патриархов «подкаблучниками» (в немецком оригинале — возможно, что-то вроде Pantoffelhelden — «герои в домашних тапочках»), он имел в виду:
---
📌 1. Доминирующее влияние женщин в рассказах о патриархах
Велльгаузен обращал внимание, что во многих нарративах о патриархах (Авраам, Исаак, Иаков) именно женщины принимают решающие решения или влияют на ход событий:
Сара заставляет Авраама изгнать Агарь и Измаила (Быт 21)
Ревекка организует обман Исаака, чтобы Иаков получил благословение (Быт 27)
Рахиль и Лия конкурируют за внимание Иакова, управляя деторождением через наложниц
> Эти сцены, по мнению Велльгаузена, не соответствовали представлениям о патриархальном авторитете, свойственном более поздним этапам израильской религии.
📌 3. Полемика с традиционной иудейской и христианской героизацией
Он критиковал попытки представлять патриархов как безупречных праведников, показывая, что по самому тексту Танаха — они часто пассивны, подвержены обману, уступают инициативу другим, и даже вступают в сомнительные сделки (как Иаков или Авраам).
---
🧾 Пример цитаты Велльгаузена (в пересказе)
> «Патриархи не ведут, а следуют; не решают, а соглашаются. Их воля слаба. Женщины говорят, что делать — они делают».
---
🧩 Итог
Юлиус Велльгаузен называл патриархов «подкаблучниками» не ради насмешки, а как ироническую иллюстрацию своей гипотезы:
Патриархальные нарративы в книге Бытия — это поздние народные или священнические реконструкции;
Они отражают семейный, домашний, а не героико-эпический стиль;
Женские персонажи в них часто более активны, чем мужские;
Идеализация патриархов как "отцов нации" — богословская реконструкция, а не исторический факт.
Вот подборка конкретных примеров из Книги Бытия, где женщины играют решающую роль, а мужские фигуры (патриархи) выступают пассивно, уступают или подчиняются инициативе женщин. Именно такие сцены послужили основанием для ироничного суждения Юлиуса Велльгаузена о «подкаблучности» патриархов.
---
📘 Примеры женской инициативы в рассказах о патриархах
Место Женщина Патриарх Событие Комментарий
Бытие 16 Сара Авраам Сара предлагает Аврааму войти к Агарь, чтобы получить наследника Сара принимает ключевое решение о судьбе потомства Авраама
Бытие 21:9–12 Сара Авраам Сара требует изгнать Агарь и Измаила. Авраам сначала не хочет, но Бог говорит: «всё, что скажет тебе Сара — слушайся её» Инициатива жены становится божественным велением
Бытие 24 Ревекка — Сама решает пойти с рабом Авраама в землю Исаака Женщина выражает волю, хотя ранее женихи выбирали
Бытие 27 Ревекка Исаак, Иаков Организует обман Исаака: переодевает Иакова в одежду Исава, готовит еду, инструктирует, что говорить Вся сцена — её идея; Иаков следует указаниям матери
Бытие 30:1–13 Рахиль и Лия Иаков Обе «дают» своих служанок Иакову, чтобы получить потомство через них, и ведут счёт детям Иаков — объект, женщины контролируют рождение потомков
Бытие 31:14–16 Рахиль и Лия Иаков После решения бежать из дома Лавана, Иаков советуется с жёнами, и они поддерживают его Роль женщин в семейных решениях подчеркивается---
🧩 Комментарий
Патриархи часто изображаются нерешительными или ведомыми.
Женщины — решающие фигуры в судьбе потомства, судьбе завета, браках, наследии.
Это контрастирует с образом «вождей» или «героев» — и, по мнению Велльгаузена, говорит в пользу того, что эти рассказы — не древние эпосы, а народные легенды, отражающие бытовой уровень.