Во-первых, Иисус говорил о защите себя. Наверное, он имел в виду не разжигание злости там, где это не нужно.
Иоан Златоуст сказал несколько столетий позже Иисуса:
«Когда мы, видя других оскорбленными, не защищаем их, а молчим, это — малодушие; когда же сами, получая оскорбления, терпим, это — кротость.»
«Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы...»
Во-вторых, мне кажется, Иисус пришёл с определёнными задачами на Землю. И, возможно, одна из них была снизить уровень ненависти, зла и агрессии в мире в то время. И его изречение было как инъекция, противоядие.
В третьих, в Евангелии, Иисуса спрашивают воины:
«... а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».
То есть, Он не сказал им сложить оружие. Значит, он признавал, что войско нужно для защиты.
И Он не закрыл глаза, когда грешницу хотели побить камнями и вступился за неё. Хотя и сделал это мудро и без насилия.
Я раньше понимал ненасилие, как неприменение силы в любых ситуациях, но у меня были противоречия и вопросы, на которые не было ответов.
Например, во Второй Мировой Войне, если бы фашизму не дали отпор, это бы увеличило количество зла на всей планете.
Ответы, которые меня устроили, я нашёл у Хайдакхан Бабаджи.
Цитаты Махаватара Хайдакхан Бабаджи о ненасилии:
«Теория непротивления злу насилием нанесла урон мужеству человека и его сознанию. Я за борьбу, борьбу со злом и преступлениями, терпеть которые более нельзя.»
«Я хочу уничтожить ненасилие, которое доминирует в мире. Оно порождает апатию и праздность. Это неиспользование силы остудило кровь и уподобило ее холодной воде. Ненасилие стирает грань между добром и злом. Каждый должен быть смелым в жизни. Трусливый человек подобен мертвому. Жизнь без отваги — это не жизнь.»
«Теория непричинения вреда и ненасилия вместо того, чтобы вести людей к знаниям, привела их к невежеству. Благодаря тому, что человек не использует силу, он лишился своих прав и стал бояться собственной тени. Я хочу, чтобы мир населяли сильные люди!»
«Я против теории неиспользования силы, которая делает человека трусом. Боритесь за правду! Чтобы смело смотреть в лицо завтрашнему дню, нужно ежедневно проявлять отвагу».
«Ненасилие, каким его сейчас воспринимают, портит мир. Предубеждение о ненасилии, как таковое, должно быть устранено, виновные должны быть наказаны. Для этого нужно применить силу. Для этого Бабаджи нужны сильные люди, способные исполнять Волю Бога, чтобы другие смогли расти в мудрости, были проницательны и учились принимать правильные решения.»
«Я хочу, чтобы каждый был храбрым. Кровь человека стала как вода. Совершается так много жестокостей, а люди позволяют происходить этому, прячась под лозунгом ненасилия. Ненасилие не для этого. Я не хочу, чтобы люди были слепы, когда у них на голове два глаза.»
«Тот, кто борется за справедливость, должен развивать в себе умение давать отпор бесчеловечности и жестокости. Нужно быть проницательным и знать, чему и когда противостоять и какими конкретными методами, подходящими для данной ситуации, пользоваться».
Насколько я вижу, учение Бабаджи не противоречит словам Христа, а уточняет их.
Споры могут быть из-за непрояснения значений слов. Под насилием я понимаю причинение вреда другим в корыстных интересах или по глупости. Бабаджи проповедует не это. Если под ненасилием понимать не причинение вреда другим в корыстных интересах, то это правильное учение, и Бабаджи тоже за него. Но он говорит, как написано выше: «Я против теории неиспользования силы, которая делает человека трусом». Он против того, чтобы закрывать глаза на жестокости и несправедливость по отношению к другим. Бабаджи на стороне Иисуса.