В отличие от традиционных конфессий и прочих социальных групп, где такие методы (пусть и не все) также применяются, секты используют их в первую очередь с антисоциальными целями (исключительно в интересах узкой группы лиц и в ущерб всем остальным). Вот эти методы.
1. Распространение сектантской литературы, где в краткой, доступной и привлекательной форме излагаются некоторые стороны пропагандируемого вероучения. Главное, суть учения остается большей частью за кадром - человеку показывают "наживку", но не крючок. Литература для посторонних раздается бесплатно и желательно в больших объемах, чтобы примелькаться и стать привычной. Эта невинная, но коварная уловка, использующая правило взаимного обмена: принесенное в дар невольно рождает чувство ответной благодарности. Кришнаиты в США, взяв на вооружение этот прием, собирали огромные пожертвования от людей, которым перед тем "дарили" цветок.
Американцы, раскусив в конце концов эту данайскую хитрость, стали обходить кришнаитов стороной, опасаясь встречаться с ними лицом к лицу, так как стереотип общения срабатывал помимо воли. Принявшие в дар книжку, скорее всего, не откажутся хотя бы поговорить с миссионером, а может быть, и заглянуть на приветливый "огонек" секты.
2. Бомбардировка любовью - демонстрация сектантами трогательного внимания, заботы, нежности, милосердия, готовности помочь и решить все проблемы, с которыми человек не справлялся самостоятельно ранее. Это эффективный психотерапевтический прием, особенно успешный в силу контраста происходящего "спектакля любви" и того, что было "в миру" (равнодушие, черствость, отторжение, жестокость, обвинения и др.) - еще один «счастливый подарок», вводящий в игру правило взаимного обмена. "Любовь" сектантов - это в сущности имитация материнской любви, когда мать любит свое дитя только потому, что оно есть, и любит тем сильнее, чем больше ребенок страдает.
3. Устрашение. Саентологи, например, с этой целью "запускают" для обследования внешне вполне научный и респектабельный "Оксфордский тест". Тестирование обычно показывает, что испытуемый имеет столь глубокие проблемы, что самостоятельно с ними не справится и его будущее находится под угрозой. Его спасение возможно, но только если он будет посещать занятия по саентологии. В сектах с криминальной направленностью выход из них сурово карается: адепты знают, что могут быть дискредитированы и даже уничтожены физически. "Страх - лучший наставник", - говорили древние, и этот наставник занимает в сектах парализующее волю и потому весьма почетное место.
4. Сакральность - для большинства рядовых адептов происходящее в секте является непроницаемой тайной, непостижимой загадкой, покрыто мистическим туманом. Искусно нагнетается атмосфера пиетета, благоговения и священного трепета. Феерические "действа" в секте по-детски поражают, удивляют, изумляют, шокируют, блокируя тем самым активность сознания и критического мышления. Соответственно этому повышается внушаемость, человек более не способен что-то противопоставить давлению на него и пассивно, без всякого сопротивления принимает на веру даже очевидные нелепости. Строго говоря, речь идет о непосредственном внедрении в сферу бессознательного индивидуума.
5. Запрет на критику, высказывания несогласия, недовольства и даже сомнения относительно истинности вероучения. Когда человек не имеет возможности свободно высказывать мысли, а запрет интернализуется, он прекращает самостоятельно думать. За соблюдением запрета обычно строго следят. У саентологов (и не только у них) практикуют и поощряют доносы адептов друг на друга. Предпочитаются доносы в письменной форме. Нарушение запрета влечет наказания, штрафные санкции. Со временем внешние запреты трансформируются во "внутреннего цензора", аналогичного такой защитной психологической стратегии, как репрессия.
6. Манипуляции тщеславием - развитие у членов секты чувства превосходства, исключительности, элитарности, укрепление убеждения в том, что они - самые достойные, богоизбранные люди, лучшая и единственно заслуживающая спасения часть человечества. Тщеславие - едва ли не самая чувствительная струна человеческой души, и совсем не многие способны устоять перед ее соблазнами.
7. Формирование образа врага - культивирование чувства враждебности к людям, находящимся вне данной секты. Все они "чужие", враги, противники, грешники, аморальные личности; им нельзя доверять, так как они непременно обманут, они являются источником угрозы для всего мира, секты и каждого ее члена. В конечном итоге всем этим "злодеям" уготована неминуемая и страшная гибель. В секте "Белое братство" считалось, что при (откладываемом не раз) наступлении "конца света" выживут всего лишь 144 тысячи "юсмалиан" (адептов секты). Объединение против общего врага весьма способствует сплочению группы и развитию сознания коллективной безопасности.
8. Формирование образа лидера секты как харизматической личности, то есть личности, наделенной непререкаемым авторитетом в силу своих исключительных внутренних качеств. Адепты обожествляют своих лидеров, возносят их на недосягаемую для смертных высоту (это поклонение - безусловный признак зависимости). Мало кто в состоянии выдержать экзамен на самоидентичность под давлением титулов, званий, богатства, преклонения или высокого положения в социальной иерархии.
9. Разрыв социальных связей. Непреложное правило большинства сект состоит в требовании прекратить всякие отношения с близкими, друзьями, родственниками, приятелями, коллегами, то есть со всеми, кто реально способен оказать какое-то нежелательное влияние на адепта. Смысл такой тотальной изоляции совершенно ясен - не допустить в сознание адепта конкурентных мыслей, оценок, представлений. Кроме того, прервав связи с прежним социумом, адепт "сжигает за собой мосты", теряет возможность вернуться обратно.
10. Информационная и культурная депривация. Во многих сектах строго запрещают читать, слушать по радио или смотреть по телевидению все, что не соответствует культовым представлениям. Иногда первое, что делает неофит дома, - выбрасывает или сжигает "ненужные, вредные" книги, газеты, убирает и даже ломает телевизор и радиоприемник. Научные взгляды в сектах абсолютно недопустимы. Исключается посещение театров, кинотеатров, просветительских лекций, концертов, спортивных состязаний.
11. Материальные лишения. В ряде сект, если не в большинстве из них, адепты "жертвуют" зарплатой (поначалу - десятиной), имуществом, накоплениями, драгоценностями, машинами, квартирами, дачами, антиквариатом, а продолжая работать на секту по 10–12 часов в сутки без выходных дней, не получают денег. Однако лидеры сект за малым исключением отнюдь не намерены следовать по пути аскезы.
Обнищание адептов помимо «блаженства» освобождения от материальных пут преследует и другую цель: выйти из секты становится почти невозможно. Возвращаться обратно не к кому и не к чему.
12. Принуждение к откровенности. Члены немалого числа сект обязаны сообщать своим руководителям все, что они знают о близких, друзьях, знакомых, коллегах, соседях и т. д., выдавая при этом самые сокровенные тайны. Полученные сведения тщательно проверяются из других источников. Точно так же адепты должны все без утайки рассказывать о себе. Лидеры сект вынуждают к такому полному обнажению адептов по целому ряду причин: из соображений личной безопасности, для вербовки подходящих людей, с целью шантажа, инфильтрации в социальные и политические структуры, в органы исполнительной власти, в целях экономического шпионажа. И, разумеется, для распускания дискредитирующих слухов, клеветы на неугодных людей, "ибо клевета - парадный ход для лжи и черный - для правды".
13. Прозелитизм - стремление обратить других в свою веру.
14. Социальная мимикрия - использование внешней атрибутики и привлекательных признаков той или иной социальной группы ради повышения авторитета и влияния секты. Так, "Черная библия" сатанистов написана с точностью наоборот, но явно с подражанием стилю библейского текста. Многие секты заимствуют веками отточенную риторику других, зачастую самых разных конфессий.
15. Влияние деструктивных ритмов. Из музыкальных предпочтение чаще отдается специально подобранным ритмам, оказывающим успокаивающее, усыпляющее влияние, способствующим расслаблению, релаксации, снижению активности сознания. На обычных людей такая музыка производит, по их словам, "одуряющее" впечатление.
16. Обряды инициации - церемонии посвящения в адепты или, вообще говоря, совершение таинств, итогом которых является чувство принадлежности к какой-либо группе. Такие обряды существуют с первобытных времен по сей день, представляя собой строгую последовательность символических действий. Обряды посвящения - важный, критический момент в развитии Я-концепции личности. В различных конфессиях, а также в сектах церемониям инициации придают поэтому исключительно важное значение.