– Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах.
А кого пригласили бы Вы в свой вечный дом? Из тех, кого Вы любите, кем интересуетесь и кто Вас не встревожит? Сделать это можно виртуально, прикрепив в данную тему какой-нибудь клип с лекцией, беседой, музыкой и т.п. Выбор сейчас у всех богатый - в интернете много материала на любой вкус. Но необходимо помнить, что выставляя сюда тот или иной материал, Вы как бы даёте добро на то, чтобы он, а точнее, его автор, источник его происхождения, сопровождал бы Вас в вечной жизни и давал бы Вам paйское наслаждение.
Первым человеком, которого я сейчас при вожу сюда является Леонид Немцев, лекции которого я уже давно время от времени слушаю и нахожу их интересными для себя.
Счастье - лучший университет (лекция #3.24); Леонид Немцев
00:15 Введение
•
В видео обсуждается тема счастья и его роль в жизни человека.
•
Автор хочет объяснить, что счастье - это категория мышления, которой нужно научиться пользоваться.
02:12 Цитаты и примеры
•
Автор опирается на цитаты и примеры, чтобы объяснить свою точку зрения.
•
Он говорит о том, что счастье - это не только романтическая идея, но и процесс мышления.
07:28 Пушкин и его письмо
•
Пушкин написал письмо своему другу, в котором выразил надежду на изменение его жизни и счастье.
•
Автор анализирует это письмо и пытается понять, что Пушкин имел в виду под счастьем.
10:43 Заключение
•
Автор приходит к выводу, что счастье - это лучший университет, который довершает воспитание души.
•
Он подчеркивает, что счастье - это не просто удача или неудача, а процесс мышления и подход к жизни.
11:47 Обсуждение понятия счастья
•
В лекции по пиковой даме Пушкин объясняет, что счастье является лучшим университетом и завершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному.
•
Пушкин использует метафоры и сравнения для объяснения своих идей, что делает его тексты глубокими и интересными для анализа.
16:25 Гений и злодейство
•
Пушкин утверждает, что гений и злодейство - две вещи несовместные, но в современной культуре это утверждение часто оспаривается.
•
Писатель Темников предлагает свою версию развития этой идеи, где гений и злодейство могут быть совместимыми.
21:38 Отсутствие понятия счастья в современной культуре
•
В современной культуре понятие счастья часто избегают, что затрудняет серьезный разговор на эту тему.
•
Пушкин предлагает использовать понятие счастья в связи с темой смерти, что позволяет нам лучше понять его значение и важность.
23:57 Пушкин и его отношение к миру
•
Пушкин описывает состояние пробуждения и отрешенности от всего ненужного, сосредоточенности и ясности сознания.
•
Он говорит о "школе", где учат любить и лелеять, и о том, что счастье не может быть определено однозначно.
31:14 Пушкин и его подход к мышлению
•
Пушкин использует категории жизни и смерти, чтобы показать, что мир существует, пока мы развиваемся и движемся.
•
Он подчеркивает важность освоения этих категорий и использования их в своем мышлении.
37:10 Пушкин и его первая наука
•
Пушкин говорит о том, что чтить самого себя - залог величия и счастья.
•
Он подчеркивает, что познать себя - это главная заповедь греческой философии и что это не значит познать себя как единственную истину.
34:00 Размышления о счастье
•
Видео начинается с обсуждения идеи о том, что счастье - это не цель, а процесс.
•
Автор говорит о том, что счастье не может быть достигнуто, но может быть пережито.
38:49 Отказаться от себя
•
Автор говорит о необходимости научиться отказаться от себя и потерять себя, чтобы обрести себя заново.
•
Подростковое состояние характеризуется открытием себя и своих границ, но это не означает, что человек познал себя.
42:21 Экзистенциализм и Пушкин
•
Автор обсуждает философию экзистенциализма, которая основана на отказе от счастья и других иллюзий.
•
Пушкин в интервью с Иосифом Бродским говорит о том, что настоящее счастье может быть достигнуто через страдания.
46:08 Заключение
•
Автор заканчивает видео, подчеркивая важность мысли о том, что счастье может быть достигнуто через страдания, и что это может быть ключом к пониманию экзистенциализма.
47:07 Разговор о поэзии и стоицизме
•
Бродский говорит о поэзии как о завоевании внимания и о том, что на Западе поэт должен спокойно смотреть в пустоту, не ожидая аплодисментов.
•
Он также упоминает, что счастье может быть только как негатив к страданию, и что счастье и страдание могут быть частью одного и того же опыта.
50:27 Скептицизм и восприятие искусства
•
Бродский говорит о скептицизме как о сомнении в качестве принципа мышления и о позиции защищенности, страха потерять свою точку зрения.
•
Он также упоминает софистов, которые обучали имитировать точку зрения, и философов, которые искали подлинное понимание.
53:21 Встреча с другим и счастье
•
Бродский говорит о том, что настоящая встреча с другим вызывает трепет и мурашки по спине, и что счастье может быть уязвимым состоянием.
•
Он также обсуждает, как современный человек боится счастливого состояния из-за страха быть манипулируемым и причинять боль.
58:11 Критика цинического разума
•
Ричард Докинс, американский ученый, является рупором скептицизма и отрицания богача, и он ввел термин "мем" для обозначения единицы генетической информации.
•
Если ничего нет, то зачем заниматься наукой и философией?
01:00:10 Противоречия и категории
•
Видео обсуждает противоречия и категории, которые возникают в мышлении и жизни людей.
•
Автор приводит примеры из высказываний Данте, Ричарда Докинза и других философов, чтобы показать, как эти противоречия могут быть использованы для создания образа мышления.
01:02:03 Религия и философия
•
Автор обсуждает, как религия и философия могут быть связаны и как они могут быть использованы для развития мышления.
•
Он приводит примеры из книг и бесед с Гете и другими философами, чтобы показать, как категории могут быть использованы для построения логических высказываний и доказательств.
01:10:43 Счастье и мышление
•
Автор обсуждает, как счастье может быть связано с мышлением и как оно может быть отражено в нашей душе и истории.
•
Он приводит примеры из работ Данте и других философов, чтобы показать, как счастье может быть рассмотрено с точки зрения остановившегося времени и смерти.
01:12:53 Введение
•
В видео обсуждается идея о том, что человек должен стремиться к счастью, а не к состоянию убожества.
•
Данте говорит о том, что счастье не дается сразу, а должно быть достигнуто через развитие и использование своего интеллекта.
01:15:53 Система оценок и синдром отличника
•
Обсуждается влияние системы оценок на развитие человека и его желание двигаться дальше.
•
Отличники часто останавливаются в развитии, так как они уже достигли своих целей и довольны собой.
01:19:05 Творчество и деятельное мирное счастье
•
Данте объясняет, что счастье должно быть достигнуто через творчество и работу на благо мира.
•
Творчество должно быть направлено на развитие и достижение новых целей, а не на эгоизм.
01:21:35 Понимание христианства и ренессанса
•
Обсуждается идея о том, что понимание христианства и ренессанса заключается в осознании смысла и сути этих понятий.
•
Счастье и деятельное мирное осуществление заложены в каждом из нас, но не все ими пользуются.
01:17:00 Введение
•
В видео обсуждается тема счастья и его связь с философией.
•
Рассматриваются цитаты из произведений Льва Толстого, Владимира Бибихина и других философов.
01:20:00 Толстой и его философия
•
Толстой был не только писателем, но и философом, который ставил перед собой задачу объяснить, как он чувствует и мыслит.
•
Толстой считал, что счастье - это состояние, когда человек полностью раскрывает свои смыслы и назначение.
01:23:00 Бибихин и его философия
•
Бибихин был философом, который изучал поэзию и философию Аристотеля.
•
Он считал, что счастье обеспечивает человеку эвдемонию (судьбу под покровительством бога) и позволяет наполнить свою жизнь глубокими смыслами.
01:25:00 Пушкин и его философия
•
Пушкин был примером деятельного возрожденческого состояния, которое достигалось через университетское состояние и воспитание.
01:27:00 Толстой и его мысли о будущей жизни
•
Толстой считал, что будущая жизнь должна быть вне времени и пространства, и что она должна развернуться в восстановившемся хронотопе.
•
Он также говорил о том, что вера придает жизни смысл, который не уничтожается смертью.
01:34:23 Счастье и его понимание
•
Видео обсуждает идею счастья и его понимание разными людьми, включая Толстого, Данте и Пушкина.
•
Толстой стремился к счастью в текущей и будущей жизни, но понимал, что счастье может быть достигнуто только после смерти.
•
Данте и Пушкин также размышляли о счастье, но их мысли были выражены по-разному.
01:36:19 Счастье и его отношение к миру
•
Видео обсуждает, как счастье связано с отношением к миру и как это может быть использовано для развития личности.
•
Пушкин считал, что счастье - это лучший университет, и призывал к движению души к прекрасному и доброму.
01:38:40 Счастье и его отношение к миру у Пушкина
•
Видео обсуждает, как Пушкин относился к счастью и его связи с миром.
•
Пушкин считал, что счастье может быть достигнуто через развитие личности и преодоление глупости и рабства.
01:42:09 Счастье и его отношение к миру у Лермонтова
•
Видео обсуждает, как Лермонтов относился к счастью и его связи с миром.
•
Лермонтов часто оценивал мир без своего эгоизма, что может быть источником счастья для эгоистического сознания.
01:42:59 Пушкин и его индивидуальный рай
•
Пушкин описывает свой индивидуальный рай в стихах, где он освобождает птичку и душу от своего эгоизма.
•
Он достигает абсолютного счастья, когда освобождает божественное творение от своей отягощенности и обязанностей.
01:46:05 Пушкин и его понимание любви
•
Пушкин не навязывает себя в любви, а освобождает и дарует свободу.
•
Он исследует разные стадии любви, от навязывания себя до освобождения и синтеза.
01:47:35 Пушкин и его отношение к истине
•
Пушкин не спорит с низкими и высокими истинами, а выбирает возвышающий обман.
•
Цветаева говорит, что в капитанской дочке нет низких истин о Пугачеве, все истины зрелые и здравые.
01:49:17 Пушкин и его отношение к глупости
•
Пушкин считает, что глупость - это утверждение своей позиции, а не безнадежная любовь.
•
Он не хочет отказываться от своей глупости и неспособности разочароваться до конца.
01:51:47 О противоречиях и их преодолении
•
Видео обсуждает противоречие между двумя категориями мышления: инстинктами и интеллектом. Инстинкты работают по принципу "включение-выключение", в то время как интеллект развивается и движется.
•
Спираль развития и движения вверх иллюстрирует процесс преодоления противоречий.
01:53:40 Глупость и очарование
•
Видео обсуждает два вида глупости: бездумное очарование и не поддаваться очарованию.
•
Пушкин иллюстрирует эти виды глупости в романе "Евгений Онегин", где Ленский и Онегин сталкиваются с противоречиями и выбирают разные пути.
01:57:02 Гегелевская триада
•
Гегель предлагает использовать тезис, антитезис и синтез для преодоления противоречий.
•
Пример: бытие-ничто, становление, бытие-ничто, становление.
01:58:49 Спекулятивное мышление
•
Спекулятивное мышление - это использование рефлексии и размышления для преодоления противоречий и развития.
•
Спекуляция ассоциируется с торговцами, которые делают деньги из воздуха, но само слово происходит от латинского "speculum" (зеркало).