В чем же подлинный смысл?
Камень св. Иеронима
С темой аскезы связаны странные и даже отталкивающие, но настойчиво проявляющиеся в разных религиозных культурах аскетические практики. Чтоб не множить и не обсуждать конкретные сомнительные примеры, можно указать на весьма известного святого Ерему.
Иконография этого выдающегося ученого, создателя Вульгаты (перевода всей! Библии на латынь) может быть сколь угодно неполной. В ней может отсутствовать пошедший к нему в услужение исцеленный им от занозы лев (превед медвед!: привет от медведя Сергия Радонежского)
пещера, буддийский череп и даже знаменитая красная широкополая шляпа.
Но самым характерном в изображении этого интеллектуала* был камень, которым он непрестанно бил себя в грудь, считая силу своего изможденного кулака недостаточной для покаяния.
Физическая боль, мгновенно трансмутирующая в энергию духовного устремления.
---
*) О себе Иероним говорил: "Я философ, ритор, грамматик и диалектик, иудей, грек и латинянин".
---
Сам же Иероним, несмотря на то, что был одним из учителей Церкви, до конца жизни не в силах был отказаться от Цицерона и Вергилия, Плавта и Теренция, Горация и Саллюстия, Светония и Сенеки. Статистика показала, что на 1223 страницы его текста приходится 284 аллюзии и цитаты из классиков
---
На него ополчились многие представители высшего римского общества, которые были возмущены сатирой Иеронима, ходившей по рукам под заглавием "О сохранении девственности". Сатира была написана в форме письма к Евстохии, дочери отменной римской дамы Павлы, его последовательницы. Конечно, откровенные подробности, касающиеся плотской и грешной любви, в книге Иеронима были не для девичьих ушей.
Святой Иероним в живописи
(он же Иероним Стридонский)
Поскольку он является святым покровителем переводчиков, можно оживить мое непопулярное повествование прогулкой по истории мировой художественной культуры.
Картин посвященных Св.Иерониму великое множество, но условно их можно разделить на несколько основных групп:
1.Св.Иероним как ученый, переводчик Библии. Изображается, как правило, в своей келье, которая вообще-то представляет неплохой кабинет.
2. Св. Иероним в пустыне. Здесь, он изображается и молящимся, и кающимся, и посещаемый различными видениями и искушениями.
3. Св.Иероним, как отец церкви, епископ, в соответствующем облачении.
4. Последние причастие и смерть Св. Иеронима.
Контекст темы призывает ограничиться чисто аскетическими мотивами, но велик соблазн вспомнить тут "отцов живописи", которых много больше, чем Отцов Церкви, коих неизменно четыре:
"Римские" (автоматически и православные) отцы церкви* :
Амвросий Медиоланский,
Иероним Стридонский (345—420),
Аврелий Августин Блаженный (Doctor Gratiae)
Григорий Великий (папа в 590—604);
*) В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания
---
На что наши "схизматики" не преминули дать свой достойный ответ Западу:
Греческие отцы церкви (признаны в 1568 г.):
Афанасий Александрийский (296—373),
Василий Великий,
Григорий Богослов,
Иоанн Златоуст.
- Подпись автора
Не важно, что написано. Важно - как понято.