Божия Матерь являлась трем пастушкам с 13 мая 1917 года по 13 октября 1917 года. Она просила их много молиться и жертвовать всем, чем они могут, ради обращения грешников. Богородица показала детям ад, где мучаются души грешников. Она сообщила пастушкам Секрет, который позже, по указанию Божией Матери, должен быть сообщен священноначалию. Проблема настоящего времени состоит в том, что накопилось слишком много грехов, содеянных против Непорочного Сердца Девы Марии. В наказание именно за эти грехи Правосудие Божие наказывает человечество войнами, гонениями на Церковь и адом. В письме от 2 марта 1945 года к отцу Апарисио Лусия писала: Я радуюсь успеху распространения Преданности Непорочному Сердцу Марии. Это то, что спасет нас в нынешние времена. Необходимо существенно усилить молитвы и жертвы за обращение России. Хотя посвящение этой нации не было сделано в согласии с условиями, изложенными Девой Марией, может быть, мы сможем добиться ее возвращения к Богу. Я возлагаю на это большие надежды, ибо Бог Господь хорошо знает наши трудности.
Философско-мистические традиции мира
Сообщений 1 страница 30 из 538
Поделиться212.03.23 17:14
Божия Матерь являлась трем пастушкам с 13 мая 1917 года по 13 октября 1917 года. Она просила их много молиться и жертвовать всем, чем они могут, ради обращения грешников. Богородица показала детям ад, где мучаются души грешников. Она сообщила пастушкам Секрет, который позже, по указанию Божией Матери, должен быть сообщен священноначалию. Проблема настоящего времени состоит в том, что накопилось слишком много грехов, содеянных против Непорочного Сердца Девы Марии. В наказание именно за эти грехи Правосудие Божие наказывает человечество войнами, гонениями на Церковь и адом. В письме от 2 марта 1945 года к отцу Апарисио Лусия писала: Я радуюсь успеху распространения Преданности Непорочному Сердцу Марии. Это то, что спасет нас в нынешние времена. Необходимо существенно усилить молитвы и жертвы за обращение России. Хотя посвящение этой нации не было сделано в согласии с условиями, изложенными Девой Марией, может быть, мы сможем добиться ее возвращения к Богу. Я возлагаю на это большие надежды, ибо Бог Господь хорошо знает наши трудности.
Это из католического источника?
Вы не знаете как найти книгу какого то католического святого о крови причастии? Как она называется кто ее написал?
Поделиться312.03.23 17:14
Это из католического источника?
Вы не знаете как найти книгу какого то католического святого о крови причастии? Как она называется кто ее написал?
католический мистицизм
Поделиться412.03.23 17:15
Поэтому, нужно ясно осознать, что именно Россия должна быть выбрана, отделена. На самом деле это великая честь. Это не унижение русского народа, или России, как страны, коли на то пошло. На самом деле это великая честь быть избранным Небом, чтобы быть особо специальным образом посвященным Пренепорочному Сердцу Девы Марии.
В Нью Йорке, несколько лет назад, было совершено убийство в Соборе Святого Патрика. Тогда кардинал должен был пойти туда и снова благословить, переосвятить это здание опять для служения Богу, так как в этом месте было открыто совершено серьезное преступление против человека и против Бога.
Аналогично, в России было совершено великое преступление против русского народа и против Бога. В силу чего ресурсы (как человеческие, так и природные) этой великой страны были приспособлены, были захвачены, сатанинскими силами для борьбы против Бога по всему миру.
Возвращаясь к Апостолам, вспомним, что Наш Господь сказал им: “дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…” (Мф.28:18-19). Они могут посвятить нацию. На это им не нужно испрашивать разрешения России.
С другой стороны, Посвящение России должно быть колоссальным событием, потому что, когда вы увидите почти мгновенное обращение России, это будет нечто, что войдет в историю, чего верующие заодно с неверующими не смогут не заметить. Это будет немедленным отказом России быть нацией, ведомой атеистами против Бога, будь то грубый коммунизм или практический атеизм Запада. Суть в том, что (когда произойдет обращение России) они повернут с этого направления на 180 градусов, в противоположном направлении, став пламенными, верующими, церковными католиками. И с этого момента они будут распространять свою церковность по всему миру, чтобы весь мир сделать католическим.
Это заметит каждый независимо от цвета, характера, или убеждения. Очевидно, что это еще не произошло. То, что мы видим, это политические изменения — одно за другим. Все это — небольшие экономические реконструкции.
Father Gruner's interview
Поделиться512.03.23 17:28
Это из католического источника?
Да.
Вы не знаете как найти книгу какого то католического святого о крови причастии? Как она называется кто ее написал?
Юзеф Августин. Жизнь и Евхаристия. http://www.agnuz.info/app/webroot/library/340/2/
И вот наступил момент, когда Иисус подчеркнуто объявляет всю правду о Себе как о Живом Хлебе, правду о сущности Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ящущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в день последний.
Однако толпа искала не глубинного "смысла вещей", а решения чисто земной проблемы "хлеба насущного", поэтому речь Иисуса показалась ей непонятной и трудной. Даже многие из Его учеников, которые слышали эти слова, говорили: "Какие странные слова! Кто может это слушать?" С этого времени некоторые ученики отошли от Него и больше с Ним не ходили. Иисус не собирал вокруг себя учеников любой ценой, ценой компромиссов, полуправд и дешевых обещаний, ценой "хлеба насущного". Труд добывания хлеба насущного может быть поводом не для искушения Бога, но для призыва к поиску Его.
Иисус требует от своих учеников, с одной стороны, полного доверия к себе и своему учению, а с другой — принятия на себя лишений и труда для добывания хлеба насущного. Иисус требует радикального участия человека и в жизни вечной, и в жизни преходящей. Евхаристия не может быть способом изоляции от повседневных невзгод, наоборот, она соединяет жизнь вечную с нашей земной жизнью, любвовь Бога с человеческой любовью. Евхаристия должна соединять "небо и землю, дела Божии с делами человеческими", ибо в Иисусе сам Бог дарует нам действительность как вечную, так и преходящую.
Этот момент, критический для многих учеников, Иисус использует, чтобы испытать веру и самых верных своих учеников — веру Двенадцати: Не хотите ли и вы отойти? Полное доверие от имени Двенадцати выражает Петр: Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого. В Евхаристии мы выражаем наше полное доверие Иисусу, как и Он сам поверил своему Отцу. Через Евхаристию мы выражаем желание, чтобы нас в нашей жизни вел сам Бог, как Иисуса вел сам Его Отец. Принимая участие в Евхаристии, мы подтверждаем, что Он является нашим единственным выходом, единственным решением на дороге нашей жизни.
Поделиться612.03.23 17:36
Используя аналогию, можно сказать, что Евхаристия является для нас, христиан, солнцем. Солнце — это источник животворящей энергии. Там, куда не проникают солнечные лучи, нет жизни. Жизнь не развивается в темноте. Если христианин не участвует в Евхаристии, то жизнь его веры постепенно замирает, как замирает растение, лишенное света.
В первые столетия христианства, в эпоху больших гонений христиане всегда собирались на "ломание хлеба" вопреки запретам и угрозам преследователей. Перед лицом судей они отважно отвечали, что не могут не принимать участия в Евхаристии, поскольку являются христианами. Многие из них приняли мученическую смерть за верность Евхаристии. Так было и в периоды всех последующих преследований. Евхаристия в течение всех двадцати веков христианства всегда оставалась в центре литургии Церкви, она была не только "первой молитвой", но и "вершиной молитвы Церкви".
Почему?
Потому что Евхаристия является представлением и напоминанием самого важного момента в истории спасения: смерти и воскресения Иисуса Христа. Евхаристия — это наисвятейшая Жертва Церкви, в которой Иисус Христос, наш единственный Священник, однажды уже пожертвовавший себя на кресте за спасение всего мира, снова повторяет и воспроизводит свою жертву. В Евхаристии Иисус беспрестанно отдает себя в руки Отца для нас и за нас. В этом акте, когда Сын отдает себя Отцу, участвует вся Церковь, участвует каждый из нас.
Отделенные Тело и Кровь Иисуса, представляемые в виде хлеба и вина, являются подлинными знаками Иисусовой смерти на кресте. Смерть Иисуса, исполняемая в Евхаристии, постоянно свидетельствует нам о наивысшей любви Бога к человеку. Евхаристия является живым осуществлением слов Иисуса: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 16).
Сила всякой любви измеряется величиной подарка. Любовь Бога к нам бесконечна, как бесконечным является дар, пожертвованный нам Отцом в Иисусе Христе. Если мы распознаем (скорее сердцем, чем умом) эту бесконечную любовь Отца, то поймем подлинное значение Евхаристии. С другой стороны, созерцание Евхаристии, живое участие в ней может приблизить к нам бесконечную любовь Бога.
Евхаристия не только свидетельствует о бесконечной любви Бога к человеку, но и наполняет христианина этой самой любовью. Благодаря Евхаристии христианин может любить той любовью, которой любит его сам Бог. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей (Ин 15, 9). Благодаря Евхаристии мы пребываем в любви самого Бога. И хотя любовь христианина не является бесконечной, как любовь Бога, она все же остается любовью той самой природы, что и любовь Бога. Хрупкая и слабая человеческая любовь в Евхаристии становится божественной. Благодаря ей "Тело и Кровь Христа расходятся по нашим членам. Так мы становимся частицей Божественной Природы, Божьей любви" (св. Кирилл Ерусалимский).
Для христианина Евхаристия является источником всякой любви: любви к Богу, к людям, к миру, к себе самому; любви дружеской, супружеской, родительской, священнической, монашеской; любви, осуществляющейся в каждом призвании и жизненном положении. Евхаристия призывает христиан любить так же, как любил Христос, который отдал за нас свою жизнь (1 Ин 3, 16). Такое отношение к любви — любви, отдающей жизнь, — возможно только тогда, когда, благодаря Евхаристии, христианин проникнется логикой любви, измеряемой даром.
Любовь измеряется даром. Мера любви — это мера дара. А наибольшим даром всегда будет дар жизни. Иисус говорит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15, 13). Чем большей является жертва, приносимая любимому человеку, тем большей оказывается любовь.
Евхаристия неустанно ставит перед нами вопрос о сущности нашей любви, о том, на чем она основана: только ли на наших человеческих потребностях и ощущениях или на чем-то большем. Что в ней преобладает: только ли поиск ощущений, впечатлений, желание изведать что-либо новое или потребность жертвенного труда для Бога или другого человека? Мы можем проверять и измерять нашу любовь к Богу, к ближним, к миру и к себе самим, глядя на нашу жертву и труд, с ней связанный.
Настоящая человеческая любовь не измеряется только лишь чувством. Чувство сопутствует любви как важный ее элемент, но не является ее сущностью, ибо чувство само по себе изменчиво, непостоянно и слепо. Нередко случается, что любящие вначале друг друга "до безумия", но только чувственно, спустя некоторое время так же "до безумия" ненавидят друг друга. Ненависть часто оказывается лишь обманутым чувством любви, разочарованем в потребности любить. Легко возненавидеть человека, которого любишь, если эта любовь опирается только на желание удовлетворить всевозможные человеческие потребности. Хотя бы некоторое чувственное постоянство всегда необходимы для любви. Такое постоянство является плодом эмоциональной упорядоченности. Речь идет не только об упорядочении чувств, связанных с любовью, но обо всех человеческих чувствах, потребностях и желаниях. Только имея эмоциональную свободу мы сможем питать друг к другу те чувства, которые были у Иисуса Христа (ср. Рим 15, 5). Чем больше наша эмоциональная свобода, тем больше мы похожи на Иисуса в любви.
Участвуя в Евхаристии, которая воспроизводит наивысшую жертву, приносимую Богом, христианин должен спрашивать себя: "А чем жертвую я ради любви к Богу, к людям и себе самому?" Если в любви недостает жертвенного отдавания себя, если мало самоотречения, чтобы приблизиться к другому, то такие заверения в любви оказываются пустыми словами.
Устранение в последнее время Церковью накопившихся в течение веков излишне формальных и строгих предписаний многие христиане восприняли как "снижение" требований, связанных с христианством. Христианство не имеет уже существенного влияния на наше существование, поскольку часто недорого нам стоит.
Евхаристия ставит нам вопросы: Какое влияние имеет Евангелие на наши желания, решения, действия? Формирует ли оно стиль нашей жизни, наши потребности, запросы, труд, отдых, наше отношение к ближним? Говорит ли нам о чем-либо Евангелие в критические моменты нашей жизни: в случае конфликтов с другими людьми, когда что-либо угрожает нашим личным интересам, в жизненных неудачах, в минуты тоски, страха за себя и свое будущее, в искушении отчаянием и т. п. ? Иными словами, существует ли связь между Евхаристией и нашей повседневной жизнью?
Христианин — это человек, который решается дарить себя, стать жертвой, чтобы победить самого себя. Евхаристия — жертва Иисуса Христа — дает нам способность одержать победу над собой, ведь она является воспроизведением не только распятой любви, но также и любви воскресшей. Если нас часто одолевают различные страсти — самолюбие, страх, сибаритство, чувственность, гордыня, жажда возмездия и т. п., — то именно потому, что наше участие в Евхаристии оказывается слишком формальным, слишком внешним.
Нам следует учиться такому участию в Евхаристии, которое становилось бы для нас "школой настоящей любви". Евхаристия должна привести нас от желания получать любовь других к желанию жертвенной отдачи себя другим, от "любви нуждающейся" к "любви дарящей" (К. С. Льюис).
Благодарим ли мы Бога за дар Евхаристии, за то, что Иисус Христос реально вводит нас в Мистерию любви Отца к нам? Просим ли о том, чтобы в глубине нашего сердца мы сумели обнаружить, что "в Евхаристии доброжелательная и бескорыстная воля Бога к спасению всех людей становится наличной, осязаемой и видимой"? (К. Ранер SJ). Просим ли мы о том, чтобы Евхаристия стала для нас центром всей нашей внутренней жизни, вершиной нашей молитвы, точкой пересечения наших человеческих усилий, борьбы и жертвы? Молимся ли мы о великой любви к Евхаристии, которая будет выражаться в непрерывном углублении этой "великой тайны веры"?
Поделиться712.03.23 17:41
Вона как))) А вы всю страну посетили? И всех 147 000 000 россиян лично проверили?
Трудно оставаться чистым среди грязи. Исключение подтверждает правило.
Романчук, вы сами чьих будете?
Украинская Греко-Католическая Церковь.
Поделиться812.03.23 17:46
Да.
Юзеф Августин. Жизнь и Евхаристия.
И вот наступил момент, когда Иисус подчеркнуто объявляет всю правду о Себе как о Живом Хлебе, правду о сущности Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ящущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в день последний.
Однако толпа искала не глубинного "смысла вещей", а решения чисто земной проблемы "хлеба насущного", поэтому речь Иисуса показалась ей непонятной и трудной. Даже многие из Его учеников, которые слышали эти слова, говорили: "Какие странные слова! Кто может это слушать?" С этого времени некоторые ученики отошли от Него и больше с Ним не ходили. Иисус не собирал вокруг себя учеников любой ценой, ценой компромиссов, полуправд и дешевых обещаний, ценой "хлеба насущного". Труд добывания хлеба насущного может быть поводом не для искушения Бога, но для призыва к поиску Его.
Иисус требует от своих учеников, с одной стороны, полного доверия к себе и своему учению, а с другой — принятия на себя лишений и труда для добывания хлеба насущного. Иисус требует радикального участия человека и в жизни вечной, и в жизни преходящей. Евхаристия не может быть способом изоляции от повседневных невзгод, наоборот, она соединяет жизнь вечную с нашей земной жизнью, любвовь Бога с человеческой любовью. Евхаристия должна соединять "небо и землю, дела Божии с делами человеческими", ибо в Иисусе сам Бог дарует нам действительность как вечную, так и преходящую.
Этот момент, критический для многих учеников, Иисус использует, чтобы испытать веру и самых верных своих учеников — веру Двенадцати: Не хотите ли и вы отойти? Полное доверие от имени Двенадцати выражает Петр: Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого. В Евхаристии мы выражаем наше полное доверие Иисусу, как и Он сам поверил своему Отцу. Через Евхаристию мы выражаем желание, чтобы нас в нашей жизни вел сам Бог, как Иисуса вел сам Его Отец. Принимая участие в Евхаристии, мы подтверждаем, что Он является нашим единственным выходом, единственным решением на дороге нашей жизни.
Спасибо, пойду прочитаю, может конечно это не она, не знаю.
Поделиться912.03.23 17:48
Спасибо, пойду прочитаю, может конечно это не она, не знаю.
Пожалуйста! На том ресурсе, очень много иной полезной литературы. Рекомендую.
Поделиться1012.03.23 18:24
Пожалуйста! На том ресурсе, очень много иной полезной литературы. Рекомендую.
Спасибо, меня влечёт мистицизм, но я понимаю, что вера и мистицизм не совместимы. Про католизацию России это врядли получиться, у нее в крови православие, не знаю смогли ли протестанты перьев нащипать или нет…
Поделиться1112.03.23 18:40
Спасибо, меня влечёт мистицизм, но я понимаю, что вера и мистицизм не совместимы. Про католизацию России это врядли получиться, у нее в крови православие, не знаю смогли ли протестанты перьев нащипать или нет…
Все совместимо. Есть католические мистики. Я придерживаюсь этого направления. Почитайте тут. Эвелин Андерхилл. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека. http://psylib.org.ua/books/andev01/index.htm
А здесь лекция:
Поделиться1212.03.23 18:47
Все совместимо. Есть католические мистики. Я придерживаюсь этого направления. Почитайте тут. Эвелин Андерхилл. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека.
А здесь лекция:
Спасибо, начала ту читать, к сожалению я медленно читаю, потому что *впадаю в размышления*, появлюсь позже, но уже не сегодня.
Поделиться1313.03.23 07:07
Эвелин Андерхилл. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека.Почитайте тут
Это мой конспект книги. Как обычно - раз в 10 короче. Почитайте тут.
https://forum.arimoya.info/threads/Мистицизм-Андерхилл.1791/#post-41238
Underhill E. Mysticism. A study in the nature and development of man's spiritual consciousness. N.Y.: The Noonday Press, 1955; 1st ed. 1910
Этой важнейшей книге больше ста лет, и по прежнему ничего даже близко ей равного пока не написано.
- Подпись автора
Не важно, что написано. Важно - как понято.
Поделиться1413.03.23 18:42
Это мой конспект книги. Как обычно - раз в 10 короче. Почитайте тут.
Прочитал.
Этой важнейшей книге больше ста лет, и по прежнему ничего даже близко ей равного пока не написано.
Есть еще Томас Мертон. Томас Мертон (1915-1968) - всемирно известный духовный писатель, монах-траппист, священник.
«Семена созерцания» — одна из его лучших книг о духовной жизни. Как писал он сам, «если подобные книги и достигают цели, то человек над этим не властен. Попробуйте читать её, возводя ум к Богу, потому что она написана в Его присутствии. Если вам это удастся, она увлечёт вас и вы, быть может, получите пользу — уже не стараниями автора, а по Милости Божией. Если же — нет, то вы по крайней мере узнаете что-нибудь для себя новое».
Книга, которую вы держите в руках, примечательна тем, что только её одну Томас Мертон писал в два приёма. «Семена созерцания» были опубликованы в 1949 году, а «Новые семена созерцания» — в 1962 г. Первоначальный вариант был хорош и популярен. Его охотно переиздавали и переводили на разные языки. Однако сам Мертон был им недоволен. Он считал, что текст получился холодным, и опасался, что его примут за «руководство для начинающего созерцателя». Руководств он, конечно, не писал — хотел лишь поделиться тем опытом, который обрёл на нескончаемом пути к тайне Бога.
Вторая книга почти целиком вобрала в себя первую. Мертон слегка подправил старые главы, дополнил их и написал три новые: две о созерцании (что это такое и чем оно не может быть) и одну заключительную («Вселенский танец» многие считают одним из лучших его эссе). И ещё одно: во второй книге Мертон обращался ко всем христианам, а не только к католикам.
В созерцании мы не видим Бога, а знаем Его любовью, ибо Он — чистая Любовь, и когда мы любим Его ради Него Самого, мы опытно познаём, Кто Он и каков Он.
Истинный мистический опыт и всецелое отречение от всего внешнего Богу — это две стороны одной медали. Когда наши разум и воля свободны и не привязаны ни к одному из творений, их тут же наполняет Божественная любовь, — не потому, что таков порядок вещей, а потому, что Бог хочет дарить нам Свою любовь. «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29).
Мы познаём Бога в ту меру, в какой обнажены, пусты и свободны от привязанности к творениям. Избавившись от всех прочих желаний, мы сполна вкусим нетленной радости. Бог дарует нам Свою радость не для нас одних. Если мы хотим обладать Им только для себя, то окончательно теряем Его. От Бога — лишь та радость, которая изливается из наших душ, помогая другим ликовать в Нём. (Только не думайте, что вы непременно должны видеть, как ваша радость переходит в чью-то душу. По домостроительству благодати Божией, мы часто делимся Божиим даром с теми, кого узнаем, только взойдя на небеса.)
В созерцании мы опытно постигаем Бога не только для себя, но и для других. Впрочем, если наш опыт действительно от Бога, мы отнюдь не спешим рассказать о нём кому-то ещё. Нам кажется, что, говоря о даре Божием, мы расточаем его, пятнаем чистую пустоту, в которой сиял Божий свет.
Нет человека стыдливей, чем созерцатель в тот момент, когда речь заходит о его созерцании. Иногда разговор об обретённом им опыте причиняет ему почти физическую боль. По крайней мере он никогда не скажет, что этот опыт — его собственный.
Но вместе с тем созерцатель искренне хочет, чтобы все кругом разделили с ним его мир и радость. По-новому воспринимая людское сообщество, он с тайной и тихой надеждой оглядывается вокруг, пытаясь угадать по лицу или голосу других людей, не призваны ли и они к тому же глубокому счастью и мудрости.
Он заговаривает о Боге с теми, в ком приметил познанные им самим свет, мир, внутреннее пробуждение и тайну. Если нельзя говорить, то он пишет; однако его созерцательная жизнь остаётся неполной без общения, дружбы, сопричастности.
Поделиться1513.03.23 19:00
Спасибо, меня влечёт мистицизм, но я понимаю, что вера и мистицизм не совместимы.
Начнём с того, что медитировать сегодня модно. Психологи, коучи, лидеры мнений и звёзды шоу-бизнеса, все как один называют медитацию и осознанность чуть ли не единственной панацеей в борьбе со стрессом и избавлением от различных психозов. Современный интернет пестрит кучей предложений, обучающих различным техникам медитаций, а такие мировые корпорации, как Google, Apple, Facebook, Twitter и многие другие внедрили медитацию в программу развития своих сотрудников. В связи с этим возникает закономерный вопрос: как нам, современным христианам, относиться к медитации? Является ли она чуждой для нашей христианской традиции, и есть ли формы медитации, не противоречащие нашей вере?
У христиан слово «медитация» вызывает когнитивный диссонанс, и многие христиане испытывают при этом слове волнение, ассоциируя медитацию главным образом с буддийским учением. Но давайте обратимся к этимологии этого слова и истории его популяризации.
Слово «медитация» имеет латинское происхождение и переводится как «размышление». Катехизис Католической Церкви называет медитацию, наряду с устной и мысленной молитвами, одной из основных 3 форм молитвы (ККЦ 2721). Катехизис определяет медитацию, как «молитвенный поиск, который побуждает к работе мысль, воображение, эмоции и желания»(ККЦ 2723). «Такая мобилизация необходима для углубления убежденности в вере, для обращения сердца и укрепления решимости следовать за Христом. Христианская молитва отдает предпочтение медитации о “тайнах Христа”, как в божественном чтении (lectio divina) или в Розарии. Эта форма молитвенного размышления имеет большое значение, но христианская молитва должна стремиться дальше – к познанию Господа Иисуса в любви, к единению с Ним» (ККЦ 2708).
Так почему же христианское сосредоточенное размышление и буддийская практика именуются одним общим словом «медитация»? Ключ к разгадке лежит в событиях, происходивших в обществе в начале и середине прошлого столетия. Долгие годы в Церкви акцент ставился на словесные формы молитвы. Медитация и умственная молитва негласно считались уделом монахов и великих сподвижников веры и к занятию мирянами не поощрялись. Но в 20 – 60 гг. произошёл процесс проникновения восточной культуры, в том числе и буддизма, в Европу. Люди хотели дать название тем новым практикам, которые они увидели и, чтобы не использовать сложные буддийские термины, такие как «бхавана», «смрити», «пранджа» и прочее, люди стали называть всё это привычным для слуха словом «медитация», руководствуясь внешней схожестью восточных практик с тем, что делают монахи в монастырях. Таким образом, в современном обществе, особенно в русскоязычном, произошло наложение на слово «медитация» разных смыслов, характеризующих внешне схожие действия.
Интересно обратиться также к разъяснению умственной формы молитвы, как её видит католическое вероучение. Умственную молитву мы также называем молитвой созерцания или латинским словом «контемпляция». Катехизис называет её «высшей формой молитвы» (ККЦ 2714) и определяет так: «Простое выражение тайны молитвы. Она представляет собой взор веры, сосредоточенный на Иисусе, слушание слова Божия, безмолвную любовь. Мысленная молитва приобщает к молитве Христа в той мере, в какой она дает нам участвовать в Его тайне» (ККЦ 2724). Выходит, по своей сути умственная молитва очень близка с практикой осознанности и тоже включает в себя элементы медитации в общераспространённом смысле этого слова. Умственная молитва является не чем иным, как осознанным нахождением в Божьем присутствии. Святой Павел говорит: «Вникай в себя и учение» (1 Тим. 4:16). Обычно мы хорошо вникаем в учение, а вот про первую часть этого увещевания забываем. А ведь Царствие Божие внутри нас есть (Лк. 17:20), и цель христианской жизни – уподобиться Христу так, чтобы смотря на Бога, видеть себя в Нём, а заглядывая в себя – видеть внутри Бога. «Я гляжу на Него, а Он глядит на меня», – сказал крестьянин из села Аре, молившийся перед Святыми Дарами, святому настоятелю своего прихода Жану Мари Вианне. «Вхождение в мысленную молитву аналогично вхождению в Евхаристическую литургию: “сосредоточиться” сердцем, собраться всем нашим существом под действием Святого Духа, находиться в обители Господней, какой мы являемся, пробудить веру, чтобы войти в присутствие Того, Кто нас ожидает, сбросить наши маски и обратить наше сердце к любящему нас Господу, чтобы предать себя Ему как приношение, которому надлежит очиститься и преобразиться» (ККЦ 2711).
Таким образом, практика медитации не является частью только буддийского наследия или новым изобретением человечества, это важная часть католической традиции, имеющая древние христианские корни. Во многих странах уже существуют группы молящихся, практикующих христианскую медитацию. Мы встретились с одним из лидеров Международного Общества Христианской Медитации бенедиктинским монахом лондонского аббатства о. Лоренсом Фрименом в Риме, где он проводил ряд встреч, посвящённых практике медитации и созерцательной жизни.
«Медитация в христианской традиции, – говорит о. Лоренс, – это молитва сердца, берущая своё начало в личности Христа, это путь тишины и простоты. Это не только молитва веры, но и личные живые отношения со Христом. У любых отношений есть начало и должно быть развитие. Цель христианской медитации – углубить отношения со Христом. Св. Павел говорит, что мы не знаем, как молиться, но Святой Дух молится в нас. Через медитацию мы входим в молитву Христа.
В нашей общине мы не только учим как медитировать, но и знакомим с христианской традицией медитации – о том, как учит нас молиться Сам Христос, а также древнему наследию монахов-пустынников. Медитация «заряжает» нас, но она не заменят другие формы молитвы, особенно такие, как Святая Месса.
Светские организации давно оценили плоды медитации. Многие люди хотят следовать этой практике, открывая новый для себя полезный опыт. Вот почему уже более 30 лет Общество христианской медитации учит людей по всему миру медитации в христианской традиции. Медитация – простая и доступная для всех практика молитвы. Медитация действительно снижает стресс, помогает избавиться от бессонницы, но что ещё важнее – посредством её мы преображаемся в Христа и наполняемся любовью, миром, добротой и верой».
Как бы прозаично это ни прозвучало, после интервью вместе с отцом Фрименом мы отправились в кафе испробовать итальянскую еду, и там, уже за поеданием пасты, я спросила: «О. Лоренс, а что же такое осознанность?».
«Осознанность, – улыбнулся он, – это антипаста. Она помогает сосредоточиться и войти в Божье присутствие. А паста – это медитация. И пожалуй, эта паста – одно из самых вкусных и полезных блюд в мире».
https://catholic-kazakhstan.org/mogut-l … ditirovat/
Томас Мертон (англ. Thomas Merton; 31 января 1915, Прад, Пиренеи Восточные — 10 декабря 1968, Бангкок) — американский поэт, монах-траппист, богослов, преподаватель, публицист, общественный деятель, проповедник дзэн-католицизма. Родился в семье художников, рано потерял мать, а вскоре и отца.
По первой профессии журналист из протестантской семьи, без интереса к религии. В 1930-е годы Томас Мертон познакомился с известной католической деятельницей Екатериной Фёдоровной Дохерти — эмигранткой из России и основательницей католического движения «Дом Мадонны». Он начал свою социальную деятельность в основанном ею «Доме Дружбы» в Гарлеме.
В результате духовных поисков пришёл к католицизму, вскоре после этого принял решение стать монахом. Со временем стал одним из крупнейших католических писателей XX века, популяризатором католицизма.
Знакомился с множеством деятелей и духовных опытов разных религий, в том числе освоил техники буддийской медитации Японии, Шри-Ланки и Тибета. Воспитывал в своих учениках глубокое уважение и интерес к духовному наследию Востока. В качестве влиятельного католического публициста вызвал неудовольствие американских властей после протестов против агрессии США во Вьетнаме. Ему было запрещено публиковать статьи в прессе, и он организовал издание самиздата в монастыре.
Погиб в Бангкоке в результате несчастного случая от удара электрического тока.
Поделиться1613.03.23 21:41
Вот видите: восторги наши общие
Да, читала конечно. А начала знакомство с ним вот с чего
«Семена созерцания» — одна из его лучших книг о духовной жизни
#p311473,Соня написал(а):Это мой конспект книги. Как обычно - раз в 10 короче. Почитайте тут.
Прочитал.
#p311473,Соня написал(а):Этой важнейшей книге больше ста лет, и по прежнему ничего даже близко ей равного пока не написано.
Есть еще Томас Мертон. Томас Мертон (1915-1968) - всемирно известный духовный писатель, монах-траппист, священник.
«Семена созерцания» — одна из его лучших книг о духовной жизни. Как писал он сам, «если подобные книги и достигают цели, то человек над этим не властен. Попробуйте читать её, возводя ум к Богу, потому что она написана в Его присутствии. Если вам это удастся, она увлечёт вас и вы, быть может, получите пользу — уже не стараниями автора, а по Милости Божией. Если же — нет, то вы по крайней мере узнаете что-нибудь для себя новое».
Книга, которую вы держите в руках, примечательна тем, что только её одну Томас Мертон писал в два приёма. «Семена созерцания» были опубликованы в 1949 году, а «Новые семена созерцания» — в 1962 г. Первоначальный вариант был хорош и популярен. Его охотно переиздавали и переводили на разные языки. Однако сам Мертон был им недоволен. Он считал, что текст получился холодным, и опасался, что его примут за «руководство для начинающего созерцателя». Руководств он, конечно, не писал — хотел лишь поделиться тем опытом, который обрёл на нескончаемом пути к тайне Бога.
Вторая книга почти целиком вобрала в себя первую. Мертон слегка подправил старые главы, дополнил их и написал три новые: две о созерцании (что это такое и чем оно не может быть) и одну заключительную («Вселенский танец» многие считают одним из лучших его эссе). И ещё одно: во второй книге Мертон обращался ко всем христианам, а не только к католикам.
В созерцании мы не видим Бога, а знаем Его любовью, ибо Он — чистая Любовь, и когда мы любим Его ради Него Самого, мы опытно познаём, Кто Он и каков Он.
Истинный мистический опыт и всецелое отречение от всего внешнего Богу — это две стороны одной медали. Когда наши разум и воля свободны и не привязаны ни к одному из творений, их тут же наполняет Божественная любовь, — не потому, что таков порядок вещей, а потому, что Бог хочет дарить нам Свою любовь. «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29).
Мы познаём Бога в ту меру, в какой обнажены, пусты и свободны от привязанности к творениям. Избавившись от всех прочих желаний, мы сполна вкусим нетленной радости. Бог дарует нам Свою радость не для нас одних. Если мы хотим обладать Им только для себя, то окончательно теряем Его. От Бога — лишь та радость, которая изливается из наших душ, помогая другим ликовать в Нём. (Только не думайте, что вы непременно должны видеть, как ваша радость переходит в чью-то душу. По домостроительству благодати Божией, мы часто делимся Божиим даром с теми, кого узнаем, только взойдя на небеса.)
В созерцании мы опытно постигаем Бога не только для себя, но и для других. Впрочем, если наш опыт действительно от Бога, мы отнюдь не спешим рассказать о нём кому-то ещё. Нам кажется, что, говоря о даре Божием, мы расточаем его, пятнаем чистую пустоту, в которой сиял Божий свет.
Нет человека стыдливей, чем созерцатель в тот момент, когда речь заходит о его созерцании. Иногда разговор об обретённом им опыте причиняет ему почти физическую боль. По крайней мере он никогда не скажет, что этот опыт — его собственный.
Но вместе с тем созерцатель искренне хочет, чтобы все кругом разделили с ним его мир и радость. По-новому воспринимая людское сообщество, он с тайной и тихой надеждой оглядывается вокруг, пытаясь угадать по лицу или голосу других людей, не призваны ли и они к тому же глубокому счастью и мудрости.Он заговаривает о Боге с теми, в ком приметил познанные им самим свет, мир, внутреннее пробуждение и тайну. Если нельзя говорить, то он пишет; однако его созерцательная жизнь остаётся неполной без общения, дружбы, сопричастности.
- Подпись автора
Не важно, что написано. Важно - как понято.
Поделиться1713.03.23 21:44
Спасибо, меня влечёт мистицизм, но я понимаю, что вера и мистицизм не совместимы.
Вера без мистицизма невозожна. Веренее, вера остается всего лишь верою
- Подпись автора
Не важно, что написано. Важно - как понято.
Поделиться1814.03.23 04:41
Вера без мистицизма невозожна. Веренее, вера остается всего лишь верою
Стремясь во всем следовать примеру Христа, католические мистики старались представить себя в образе Иисуса и пережить на своем личном опыте (натурально) все то, что он пережил. Но подражание Христу не должно было остаться чисто внешним. Оно должно было перерасти в мистическую «жизнь во Христе», которая способствует преображению личности как цели мистической практики.
Так же, как исихазм, католическое учение признает основным препятствием на мистическом Пути эгоцентрическое сознание. Франциск считал, что основной враг постоянно с нами, и не следует искать его в ком-то другом: «Немало таких, кто, согрешив или потерпев обиду, склонны винить врага или ближнего. Но это неверно, ибо каждый имеет в своем распоряжении врага, то есть тело, посредством которого он грешит. Потому блажен тот раб, который такого врага, доверенного ему во власть, всегда будет держать в плену и мудро от него охраняться; ибо, пока он так делает, никакой другой враг, видимый или невидимый, не сможет ему причинить вреда».
Основным методом психопрактики католические мистики, как и православные, утверждают любовь, потому что «из всех порывов и движений души любовь — то единственное, посредством чего создание, пусть и не на равных, может общаться с Создателем и возвращать что-то, напоминающее то, что было ему дано». Святой Бернар Клервосский учил, что Любовь, по сути своей, является самим Божеством и величайшим мистическим даром.
Вот видите: восторги наши общие
Любовь является взаимным стремлением Бога и человека друг к другу, во время которого происходит соединение двух энергий — божественной благодати и человеческой воли. Святой Бернар отмечает: «Благодать необходима для спасения; то же самое можно сказать и о свободной воле; но благодать дает спасение, а свободная воля получает его. Стало быть, мы не должны делить работу добра между благодатью и свободной волей; эта работа производится единым и неделимым действием их обеих; всю ее выполняет благодать, всю ее выполняет свободная воли, но работа второй проистекает из работы первой».
Всей своей жизнью святой Франциск Ассизский и его последователи призывали к искренней, безграничной любви к Богу и его творению. Первичной Франциск считал любовь к Богу, обращаясь к людям: «Я прошу всех моих братьев и министров, и прочих, чтобы они, не взирая ни на какие препятствия и отложив все заботы и попечения, любили Бога и служили Ему, и воздавали хвалу чистым разумом и чистым сердцем».
Также и св. Анжела говорила, что «Любовь Божия — величайшая из всех добродетелей, и без нее нет силы в молитве, и даже больше — без нее молитва тщетна и неугодна Богу, а остальные добродетели — бесплодны».
Вместе с тем, одной любви к Богу недостаточно. По мнению Бернара Клервосского, полнота Божественной любви реализуется только в Троице, то есть при условии участия Бога, души и ближнего. Любовь всегда должна быть обращена на людей, которые являются братьями и сестрами Христа по плоти. Для католической мистики характерна не пассивная любовь-наслаждение, а деятельная любовь и труд на пользу ближним, самоотверженное служение обществу. Св. Франциск говорил, что «блажен человек, который поддержит ближнего своего в его немощи, как сам бы хотел, чтобы тот поддержал его, если бы и он был в сходном положении».
Святой считал, что любовь не должна быть избирательной, и призывал любить всех: «И братья должны радоваться, общаясь с людьми ничтожными и презренными, с нищими и калеками, больными, прокаженными и уличными попрошайками». Он также призывал любить врагов своих, не осуждая их: «Пусть лучше не ищут у других их малых грехов, а в скорби душевной размышляют о своих». «Воистину, тот любит врага своего, кто не скорбит из-за обиды, которую тот причинит ему, но в глубине сердца, ради любви Божией, сокрушается о грехе души его. И делами являет ему свою любовь».
Перед своей смертью св. Анжела оставила такой завещание: «Сынки мои, старайтесь обладать любовью, без коей нет ни спасения, ни заслуги... И увещаю вас питать эту любовь не только друг к другу, но и ко всем людям.. . Я не оставляю иного завещания, кроме восхваления вам этой взаимной любви и глубокого смирения».
В то же время, Анжела предупреждала об опасности исказить смысл истинной любви: «Знайте, сыны, что в любви заключается как всяческое благо и заслуга, так и всяческое зло осуждающее и грех». И это зло заключается в том, что если человек «любит Бога затем, чтобы защитил Бог его от немощей и страданий телесных и от временных опасностей», то «любит он Бога только ради себя самого, ибо из тела своего и из самого себя делает себе Бога». «Есть и другие, которые считают себя любящими Бога и действительно любят Его, но любовью немощною и несовершенной. Ибо любят они Бога ради того, чтобы простил Он их грехи, освободил их от ада и даровал им славу рая, а не ради благости Его... Другие любят Бога, чтобы у них были утешения и сладости божественные и чувства духовные. Любят другие Бога, чтобы Он любил их... Ученые любят Бога, чтобы даровал Он им смысл, знание и разумение Писания».
Именно поэтому св. Бернар подчеркивал, что любовь должна оставаться бескорыстной, потому что «любви не нужны ни причины, ни плоды своего существования; она сама по себе — плод, сама по себе — наслаждение. Я люблю, потому что я люблю; я люблю в силу того, что я могу любить».
Руководствуясь концепцией «единства во Христе», католическая любовная мистика способствовала формированию интеграционной мистической традиции. Любовь к ближнему св. Франциск считал только частью той безграничной любви, которая своим таинством должна была объединить Вселенную. Святой видел пребывание Бога в каждом творении: проповедовал птицам, змеям, цветам, убирал с дороги и относил в безопасное место каждого червяка, не допускал попадания воды под ноги, и даже не позволял гасить пожары. А св. Анжела призывала любить все тварное: «лягушек, жаб и даже бесов».
Такая безусловная любовь, по мнению католических мистиков, приводит к абсолютному доверию и отдаче Абсолюту. Св. Анжела отмечала, что любящая душа считает «за ничто все прошедшее и даже все сотворенное и не заботится ни о немощи, ни о чести либо позоре, и так умиряется и успокоивается, что ни к чему не стремится, теряет желания». Душа начинает видеть в Божественном свете, «что Бог создал все в таком порядке и необходимости, что не слабеет она даже от Его отсутствия». Душа «довольна всем, что сотворил Он, и все снова препоручает Ему, как хорошо устроенное».
Плодом любви-доверия к Богу является молитва. Святая Анжела считала, что познание Бога невозможно без «искренней, чистой, смиренной, сильной, внимательной и настойчивой молитвы, каковая есть не только молитва уст, но и молитва сердца и духа и всех сил души». Молиться необходимо, чтобы получить все то, что нам необходимо, потому что сам Христос всегда молился.
Анжела говорила, что молитва должна осуществляться всей душой человека, «чтобы сердце наше в молитве было целостным, а не разделенным, ибо, если разделено наше сердце, теряем мы плод молитвы». Она выделяла три вида молитвы — телесную (словесную), духовную и сверхсущную. «Телесная всегда бывает со звуком слов и телесными движениями», и она помогает творить духовную молитву, потому что побеждает леность и сон. «Духовная молитва отсекает язык, так что не может он говорить, ибо дух так и настолько полон Богом, что ни о чем не может мыслить, кроме как о Боге». Только от нее возможен переход к молитве сверхсущной, «когда от этого размышления о Боге и наполнения Им душа так возносится, что расширяется за пределы своего естества и понимает о Боге более, чем может понять по своему естеству».
На первой ступени молитвы происходит концентрация воли, а вторая ступень имеет значение «молитвы внимания», которая способствует предельному сосредоточению сознания на Абсолюте. И только на третьей ступени достигается цель мистической практики — «соединение» с Богом.
Мистики были уверены, что истинная молитва дает все — веру, надежду, любовь, Божественный свет и благодать: «Молитвою же ты озаряешься, молитвою освобождаешься от искушений, молитвою очищаешься, молитвой соединяешься с Богом. Молитва — не что иное, как обнаружение Бога и себя». Благодаря молитве «полнее вливается благодать в душу и там растет», «и так увеличивается в душе Божественный свет». Так мистик обретает опыт мистического света.
Поделиться1914.03.23 07:07
каждый имеет в своем распоряжении врага, то есть тело, посредством которого он грешит. Потому блажен тот раб, который такого врага, доверенного ему во власть, всегда будет держать в плену и мудро от него охраняться; ибо, пока он так делает, никакой другой враг, видимый или невидимый, не сможет ему причинить вреда».
1. Тут св. Франциск несколько увлекся. Как часто в таких случаях бывает, естественный для себя путь полагается общечеловеческим.
Коль захотите, мы это можем обсудить:
- где тут телега, а где лошадь
- постился ли Иисус
- "если глаз твой соблазняет тебя". Рай - царство безруких, безногих и безглазых
- - эллинское (гностическое, не иудейское) противопоставление плоти и духа
.
подражание Христу
«О подражании Христу» Фомы Кемпийского. (De Imitatione Christi)----
*)Синопсис текста тут https://ru.wikipedia.org/wiki/О_подражании_Христу
аудиокнига - аудиокнига
https://akniga.org/o-podrazhanii-hristu
И вообще: коли речь идет именно об этой книге,
обсудить нам ее с вами было бы общеполезно.
А если Артемида будет еще и так любезна,
что перенесет туда это начало наших студий,
то ангелы на небесах бы возрадовались,
а ветка с облегчением претерпела такую полезную для нее
оффтопотомию
Отредактировано Соня (14.03.23 17:01)
- Подпись автора
Не важно, что написано. Важно - как понято.
Поделиться2014.03.23 07:13
Философско-мистические традиции мира
Обсуждается как сама тема, так и предлагаемый как коренной текст.
Подождем, не случится ли перенос начавшейся беседы.
В (не так уж) противном случае
нам придется самим передублировать ее вручную.
Так что именно дабы не повторяться
лучше продолжить разговор с самых его корешков.
Отредактировано Соня (14.03.23 07:20)
- Подпись автора
Не важно, что написано. Важно - как понято.
Поделиться2114.03.23 11:55
став пламенными, верующими, церковными католиками.
Каким образом если Россия формально православная страна станет католической? Этот тезис непонятен.
- Подпись автора
Иду я лесом....
Поделиться2214.03.23 12:05
Каким образом если Россия формально православная страна станет католической? Этот тезис непонятен.
Католической? Вряд ли станет. Она же атейская по сути своей
Поделиться2314.03.23 12:09
Католической? Вряд ли станет. Она же атейская по сути своей
По сути да, но формально православная. Пусть это православие в массе выхолощенное, мёртвое, формальное, но есть корень и в нём может теплиться жизнь. И если будет возрождение религиозности то не с католичества, а с очищенного от накипи имперства и лизоблюдства государственности православия. Это просто более вероятно чем католичество как новый путь религиозности, если таковой ещё в принципе возможен.
Отредактировано Юрий139 (14.03.23 12:13)
- Подпись автора
Иду я лесом....
Поделиться2414.03.23 12:34
По сути да, но формально православная. Пусть это православие в массе выхолощенное, мёртвое, формальное, но есть корень и в нём может теплиться жизнь. И если будет возрождение религиозности то не с католичества, а с очищенного от накипи имперства и лизоблюдства государственности православия. Это просто более вероятно чем католичество как новый путь религиозности, если таковой ещё в принципе возможен.
Отредактировано Юрий139 (Сегодня 12:13)
Россия по сути страна светская и это видно
А православие - от силы 5-10% от всего населения.
В 90е годы протестантизм имел шансы прижиться куда как мощнее, но и то не смог так массово.
А уж католичество не сможет точно
Поделиться2514.03.23 15:49
Каким образом если Россия формально православная страна станет католической? Этот тезис непонятен.
Зайду издалека. Начну с высказывания Любомира Гузара о том, что Христос не создавал множества церквей, а создал одну, единую Церковь - Христову. Люди разделились между собой впоследствии, а не Церковь Христова. Мы, как католики, верим, что вся полнота власти в Церкви находится у преемников апостола Петра - Пап Римских. Именно Католическая Церковь и является той самой Церковью Христовой, которую и врата ада не одолеют. Христианство пришло на Русь из Византии в 988 году, когда князь Владимир крестил киевлян, как известно. В то время, еще не было разделения на католиков и православных, а была единая Киевская Церковь в сопричастии как с Римом, так и Константинополем, впрочем как и со всем христианским миром. Когда в 1054 году произошел раскол, Киевская митрополия отнеслась к конфликту между Римом и Константинополем нейтрально, поддерживая отношения со всеми, то есть по сути и не теряла никогда сопричастия с Римом. После периода правления кардинала Любомира Гузара общепринятая историография УГКЦ относит себя к Х веку и крещению князем Владимиром Руси. Официально греко-католическая церковь считает себя «церковью Владимирова Крещения», а Берестейскую Унию лишь одним из этапов развития, когда было установлено сопричастие с Римом. Правильнее сказать, что уния не установила сопричастие с Римом, а лишь подтвердила его. То, что Киевская митрополия стала разделенной, было продиктовано политическими событиями в Украине. Уния как раз, и пыталась восстановить первоначальное единство Киевской митрополии. Украинские греко-католики всегда стремились и стремится к восстановлению единства со своими православными братьями в Украине. Первоначальным основным акцентом была идея единства. Это видно даже по самому названию – Униатская церковь, то есть объединенная. Термин «греко-католическая» появился уже позднее, в конце XVIII века, с подачи австрийской императрицы Марии Терезии. На протяжении всего XVII в. между Униатской и Православной частями Киевской митрополии велись переговоры по объединению. На повестке дня православного митрополита Петра Могилы даже была идея создания объединенного Киевского патриархата, который был бы одновременно в церковном общении и с Римом, и со Стамбульским патриархом.
Фактически еще четыре столетия тому назад украинские иерархи были по сути вдохновлены идеей экуменизма – движения за единство церквей. Украина должна была стать мостом, соединяющим христианский Восток с Западом. В силу уникального географического расположения, близости к различным центрам религиозной культуры и историческому опыту проживания в конфедерации Речи Посполитой, это место было идеальным для подобного религиозного эксперимента. Объединиться древнему Риму и Новому Риму было бы очень сложно в силу как назревших культурных отличий, так и сформированных традицией особых мнений о собственном величии каждого.
Но идея состояла как раз в том, чтобы сначала объединились между собой составные части Православной и Католической церквей – Униатская и Православная части Киевской митрополии. Это бы установило сопричастие между ними, а значит через них между Римом и Стамбулом.
Национальная церковь
Однако проект объединенного Киевского патриархата так и не был реализован. И православные пошли своим путем, а униаты – своим. Первых довольно скоро поглотил Московский патриархат и начал постепенно переваривать. Унифицировались практики московской и киевской церквей. Вернее, особенности первой доминировали, а второй стирались. Поменялся даже богослужебный язык. Церковно-славянский с украинским произношением был заменен таким же, но только с русским акцентом.
Иной была ситуация у греко-католиков. Им повезло больше. Они оставались под властью Речи Посполитой, а потом и Австро-Венгрии. Но это были иноверные им сообщества, а потому украинцам-униатам было легче сохранить свою национальную идентичность, поскольку она до европейской весны народов во многом заключалась в особенностях религиозного вероисповедания. Даже несмотря на то, что поляки всячески пытались ассимилировать украинцев, именно восточный обряд оберегал их от латинизации и полонизации, при этом вхождение в юрисдикцию Католической церкви делало униатов как бы своими. Они тоже были частью большой вселенской церкви и были подвластны Папе Римскому, но из-за особенностей обрядовой культуры могли сохранять идентичность. Таким образом униатство стало уникальным феноменом, который помог западным украинцам сохранить свою национальную идентичность и устоять перед ассимиляцией со стороны поляков.
Во многом именно благодаря усилиям греко-католической церкви и ее священников проходили процессы национального возрождения. Без сомнения, главный творческий кружок национальной интеллигенции, положивший начало этно-культурному возрождению украинства – «Руська трійця» (в украинском языке термин «руська» относится к Киевской Руси, а все, что относится к России, описывается прилагательным «российский» – прим. авт.), состоял из трех греко-католических священников – Маркиана Шашкевича, Якова Головацкого и Ивана Вагилевича.
Греко-католическая церковь наиболее полно сохранила национальную идентичность своей паствы. И если посмотреть на украинскую диаспору, то самыми патриотическими будут именно униатские эмигранты.
Помощь и влияние
То, что значительная часть украинцев – около пяти миллионов в самой Украине и еще столько же в диаспоре – являются прихожанами греко-католической церкви, приносит определенные дивиденды. Во-первых, это возможность организации помощи Украине. Папа Римский Франциск выделяет миллионы евро на благотворительные программы для беженцев с Донбасса в рамках проекта «Папа для Украины», поскольку в этой стране есть его паства.
Во-вторых, это возможность влияния. Папа Иоанн Павел ІІ оказывал информационное и политическое давление на СССР, фактически заступаясь за свою паству. А сейчас президент Зеленский предлагает Путину Ватикан как место переговоров между Россией и Украиной. Кроме того, это возможность строить горизонтальные связи, налаживать мосты дружбы в самой большой религиозной организации планеты.
В-третьих, вхождение в универсум католической церкви дает свои привилегии. Украинские иерархи имеют возможность быть включенными в глобальную политику Святого Престола, а кардиналы из Украины участвуют в конклаве, на котором избирают Папу Римского.
***
Украинская греко-католическая церковь могла бы стать национальной конфессией украинцев по типу Армянской церкви. Она так же хорошо сохраняет, оберегает и приумножает национальную культуру и укрепляет идентичность своего народа. Она была бы отличным антиподом экспансионистской католической Польше и православной России. Однако история распорядилась по-другому. Да, униатская церковь справилась со своими вызовами, сохранила самосознание народа. Но не всей нации, а одной из ее частей. Она не стала общенациональной, но превратилась в региональную церковь. И, возможно, именно эту идентичность ей нужно развивать. Становиться региональным лидером в широком геополитическом контексте. Сначала вернуть влияние над вышедшими из-под ее крыла Мукачевской епархией, Словацкой и Венгерской церквями, а также Питтсбургской митрополией в США. А потом, того и глядишь, получится возглавить группу восточных католических церквей. Ведь все шансы – и организационные, и кадровые, и финансовые у украинских греко-католиков для этого есть.
Добавлю, что я, как католик восточного обряда выступаю за создание единой украинской национальной Церкви, в сопричастии с Римом и Папой Римским, как законным наместником Христа на Земле. Считаю, что объединение всех украинцев в единую национальную Церковь должно произойти на базе УГКЦ. Нужно восстановить то изначальное единство Киевской Церкви, которое было в момент крещения Руси в 988 году. Это тема экуменического диалога между всеми христианами в Украине. Что касается современной России, то христианство она получила, будучи окраиной Киевской Руси (Украины). Русь - это Украина, а не современная Россия. Соответственно, Россия, а точнее Московия, укравшая историю Украины, как и само название Русь, модифицировав его на Россия, должна вернуться к первоистокам - единой, апостольской Церкви Христовой, во главе с Папой Римским. По примеру украинских греко-католиков, Россия может пойти путем унии с Римом, признав догматы Католической Церкви, Папу Римского законным главой Церкви Христовой, полностью сохраняя восточный обряд вместе с этим. Таким образом в рамках Католической Церкви будет и Московская, и Украинская национальная церковь воосточного обряда. Но, для начала Россия должна стать национальным государством - Московия, а не империей.
Поделиться2614.03.23 15:51
Как же многословны некоторые товарищи.
Но нет, России явно не светит стать католической страной. Атейской пока она и остается.
Поделиться2714.03.23 15:54
1. Тут св. Франциск нескольо увлекся. Как часто в таких случаях бывает, есткственый для сепбя путь полагается общечеловеческим.
Коль захотите, мы это можем обсудить
Давайте обсудим.
Поделиться2814.03.23 16:00
Как же многословны некоторые товарищи.
Но нет, России явно не светит стать католической страной. Атейской пока она и остается.
Для начала, Росиии нужно стать Россией, а точнее Московией - национальным государством. Потом - уверовать, принять Христа как Спасителя, осудить безбожный коммунистический режим и современный рашизм. Без покаяния нет развития. Вопрос о конфессиональной принадлежности не так актуален на данном этапе. В России современной нет и православия как такового, ибо РПЦ в расколе с мировым православием. А по сути РПЦ - отдел КГБ-ФСБ, часть государственного идеологического аппарата.
Поделиться2914.03.23 16:57
А относительно "....+ католизация всей страны" даже и говорить не хочется
- - исторически Россия определяла себя как страна антикатолическая. видела в католицизме (поляках, отчасти литовцев) своих главных и непримиримых врагов.
Антизападнические настроения глубоко укоренены именно тут.
-Россия может стать светской, открытой Западу, религиозно плюралистической
(в том числе, в значительной своей части исполненной горячей любви к католицизму.
- То есть либо религиозный плюрализм на светской основе, либо
(чему нет ни малейших оснований)
при тотальной рехристианизации, - на традиционной православной основе.
А то что католицизм это прекрасно - никто и не спорит.
Вл. Соловьев ратовал за церковный экуменизм на основе католицизма; в католицизм переходили виднейшие деятели российской культуры; от Чаадаева до Бродского.
Но тем-то элита и отличается от ширнармасс - числом.
Но это совершенно не моя тема.
Спасение глубоко индивидуальный, интимнейший процесс.
Российская нездоровая акцентуация на "спасении всем миром" - в лучшем случае иллюзия,
а в худшем чревато клерикализмом и религиозным тоталитаризмом.
- Подпись автора
Не важно, что написано. Важно - как понято.
Поделиться3014.03.23 17:00
Для начала, Росиии нужно стать Россией, а точнее Московией - национальным государством. Потом - уверовать, принять Христа как Спасителя, осудить безбожный коммунистический режим и современный рашизм. .
Россия уже и есть Россия))) Московия- это уже ваши придумки.
ну а режим не вечен, все поменяется в свое время, а вот каяться и принимать Христа - это дело каждого человека, а не всей страны.