Два крыла высшей мудрости
//"религиозная истина" - некое исходное положение принятое без доказательств.//
Вовсе не обязательно и скорее всего - нет.
Поэтому, провозглашая свои религиозные истины, Будда призывал ни в коем случае не верить ему на слово!
//Если хоть как то проверяется или очевидна, например как параллельные прямые,это аксиома.Если не проверяется никак - догма. Религиозная догма не проверяется.//
1. Проверка и очевидность - разные вещи. Очевидно, что солнце всходит и заходит. Истина - что вращается земля. Проверка - кругосветное путешествие.
2."параллельные прямые, это аксиома" Тезис о параллельных является аксиомой и потому не может быть доказан.
3. Этот тезис очевиден.
4. Проверка его невозможна.
5. Тезис о параллельных является аксиомой и потому не является фактом. Как факт это просто, вообще говоря, неверно.
Основной ваш тезис тоже сомнителен.
Вера в эмпирических, опытных системах является, если и не обязательной, то весьма желательной. Вера заключается в том, что система работает и имеет смысл ею заниматься.
Если перед тобой рецепт супа, то,
1. Прежде чем пожертвовать ценными продуктами (овощами и мясом), бросив их в кипящую воду, желательно верить, что вся указанная в рецепте последовательность действий приведет к хорошему супу.
2. Суп получается не моментально, поначалу брошенные в воду ценные продукты никак не меняются. Вполне еще можно успеть вытащить их обратно и съесть привычным образом, сырыми. (В нашем, религиозном случае, таким ценным продуктом является потраченное время и затраченные усилия).
Риск негодного рецепта - пропавшие время и деньги.
Различие между религиями откровения (например, авраамическими) и религиями опыта, эмпирическими, наступает на следующем этапе.
В религиях опыта можно начать варить суп, несмотря на сомнения. То есть частично полагаясь на один из видов вер: вера авторитету. (что это не "слепая вера" - очевидно?)
И тогда (приняв на себя первые тяготы (траты ресурсов) достаточно быстро получить подтверждающий или опровергающий результат.
То есть. Хоть просветления за пару месяцев и не достичь, первые благие плоды медитации уже начнут сказываться. В йоге хоть сублимации кундалини и единение с Абсолютом (господом Шивой) за пару месяцев и не достичь, первые благие плоды занятий, йога-практики, уже начнут сказываться.
С религиями откровения несколько сложнее. Хоть частично вышесказанное относится и к ним (благодать молитвы проникает в сердце даже и при малой вере), вершинные утверждения, догматы, проверить на опыте возможно весьма не скоро и далеко не всем.
"Наш бог истинный" при этом занимает промежуточное положение. "Чувство истинности", радостное подтверждение сердца, возникает относительно быстро. Конечно, эта истинность никак не умаляет и не отрицает возможность "истинности" для иных путей. Однако, такое допущение делается чисто умственно, и не ощущается на сердечно-эмоциональном уровне.
Так, ребенок, любя свою мать, ощущая уникальное, только к одному человеку на свете направленное особое чувство "мамости",
может лишь с большим трудом признать, что, раз тот сопливый соседский мальчик свою маму тоже называет "мамой", возможно и он испытывает к ней нечто подобное. Хоть представить себе, что эту жирную соседскую тетку можно любить ка свою мамочку, - весьма затруднительно.
Но, если в стародавние времена донкихоты и прочие рыцари вызывали на поединок любого, кто отказывался признать, что именно его Дульцинея - самая прекрасная женщина на свете, со временем, с постепенным взрослением человечества такие страсти как-то поутихли. Хоть в присутствии такого донкихота деликатность и осторожность поможет промолчать и не заявлять, что его Дульцинея - простая свинарка. Иные друзья могут даже сказать влюбленному в Нинку, про "грязная" и "разные" и что она живет со всей Ордынкою, - и обойтись без фингала. Иные времена.*
------
*) О чем уж тут рядить, когда сами папы отказались от тезиса "слепой синагоги" со Святого престола уж более полувека заявляют, что обетование не покинуло евреев, что у них свой, гарантированный Библией путь к Богу и для спасения - о диво! - им даже вовсе не обязательно креститься.
"В соответствии с католическими традициями Экклесия – олицетворение католической церкви – выглядит как победительница, с короной на голове, с крестом и чашей в руках. Синагога – олицетворение иудейской религии – изображается как женщина со сломанным копьем и завязанными глазами, из рук которой падают на землю скрижали пророка Моисея. "
Торжествующая церковь (слева) и поверженная синагога (статуи на Страсбургском соборе)
Церковь и Синагога . Пушкинский музей.
- Подпись автора
Не важно, что написано. Важно - как понято.