Согласно традиционному христианскому учению о природе человека, у человека есть дух, душа и тело. Корни этого учения были заложены еще в книге Бытие. Это подтверждается и Новым заветом Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (1Фесс.5:23).
Однако же на деле христиане не видят разницы между двумя совершенно разными понятиями, которые выражены двумя совершенно разными словами, как на иврите, так и на греческом.
Нефеш (ивр.) и псюхе (греч.) – душа; руах/нешама (ивр.) и пнеюма (греч.) – дух.
В христианстве зачастую не понимают разницу между этими двумя понятиями, хотя их функция совершенно различна. То, что отделяется от человека после его смерти – это руах, а не нефеш – И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).
О душе же Библия говорит конкретно, что она смертна. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается (Иез.18:20).
Различие между душой и духом очень четко видно на примере Иисуса.
Как ТаНаХ, так и Новый Завет однозначно говорят, что Мессия отдает свою душу на смерть. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. (Ис.53:10).
Точно так же пишет Иоанн: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Иоан.3:16).
Эти тексты однозначно говорят о том, что душа умирает.
С другой стороны, Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух (Лук.23:46).
Эти слова согласуются с записанным в процитированном нами тексте из Екклесиаста.
Если душа человека принадлежит человеку, то человеческим духом управляет Бог.
Бог, забирая у человека жизнь, забирает дух.
Желая что-то показать пророку, Бог повелевает духу пророка покинуть на какую-то минуту тело.
И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование. (Иез.8:3).
И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. (Откр.21:10).
Возвращаясь к исходному вопросу, хочу заметить, что Павел во 2 Кор. 5:8 не говорит о выходе души из тела, но говорит о водворении у Господа, что опять же согласуется со словами «а дух идет к Богу». К тому же этот стих является зеркальным отражением 5 стиха, где сказано о том, что Бог дал нам залог Духа.
Все тексты, которые похожи по смыслу на 2Кор.5:8, в частности Филиппийцам 1:23, Евреям 12:22-24, истолковываются аналогично 2 Кор. 5:8. Так, в частности Фил. 1:25-23 не употребляет слово «душа», но говорит о том, что Павел ожидает встречи со Христом. Как 2 Посл. к Коринфянам, так и послание к Филлипийцам и к Евреям написаны в римской тюрьме незадолго до его казни. В отличии от многих современных преступников, приговоренных к смерти, которые используют любой судебный предлог для того, чтобы продлить свою жизнь, Павел явно не искал такой возможности. Он тяготился условиями своего пребывания в темнице и, следуя тому, как Иисус встретил свою смерть, был готов сделать то же. Все эти тексты в посланиях Павла не говорят о душе, выходящей из тела, но говорят о том, что Павел ждал своей смерти, будучи уверенным в своей встрече с Иисусом.