А как быть с тем, что в Эйн Соф нет ни верха ни низа, ни начала ни конца etc.? Откуда там прямой свет? Можно, конечно, сказать, что там, аки в Греции, всё есть. Но - только в потенциале ("силе"), но не в действии.
Тогда появляется вопрос о том, что такое "действие"?
Прямой свет, да и весь свет - это свет Эйн Соф. Он Источник. Возвратный свет - это не свет самого творения, а свет преломленный в творении, что делает его свойства иными по сравнению с прямым. Но само творение не творит из ничего, и свет возвратный назван "порождением" Малхут."
"Действием", на мой взгляд, следует считать воплощение замысла, но это происходит все равно раньше, чем появляется свет Кав. С Кав начинается Мир Сокращения. "Действием" можно назвать отделение Малхут мира Бесконечности от Эйн Соф. А до начала воплощения замысла - это только в потенциале, "как в Греции".
Слово "прямой" - это термин.
Из предисловия к книге "Паним Меирот"
13. Из этого можно понять необходимость разбиения сосудов и их свойств. Как сказано в книге Зоар и у Ари, два вида света находятся во всех десяти сфирот, при нисхождении и отражении:
- первый свет – это свет мира Бесконечности, нисходящий сверху вниз, и называющийся прямым светом;
- второй свет является порождением кли малхут, он отражается снизу вверх, и называется отраженным светом.
И оба этих света соединяются в один. И знай, что от Цимцум и ниже точка сокращения была отделена от всего света, и осталась пустым пространством (халаль пануй). И Высший свет не достигнет последней стадии до Окончательного исправления, как сказано, "в единстве со светом Бесконечности", что называется прямым светом. Но второй свет, называемый отраженным светом, - он может достигать последней стадии, так как на него вообще не было Сокращения.
Выходит, от пэ Гальгальты и ниже свет уже не прямой, а кривой?
Хотя и написано "и оба этих света соединяются в один", но это еще не значит, что они смешиваются. Это как в православии: "не слитно, и не раздельно". Как после первого сокращения, свет Эйн Соф вернулся в виде луча, так он не смешивается и после Второго Сокращения. Всегда в каббале есть отличия между сосудом и светом, между светом светом прямым и светом возвратным.
- Подпись автора
"Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была"