Гуданец Н. Л. «Певец свободы», или гипноз репутации.
Выступление О. А. Проскурина.
Центральная установка книги (как это следует уже из ее названия) – это разоблачение мифа о Пушкине как певце свободы, в каковом мифе автор усматривает немалый общественный вред. Здесь, как мне кажется, уважаемый автор ломится даже не в открытую дверь, а в дверь, через которую сейчас мало кто ходит. Проблема Пушкина как «певца свободы» сохраняет актуальность разве что для поколения, к которому принадлежим мы с уважаемым Николаем Леонардовичем, т. е. к поколения, имеющего опыт советской школы, опыт чтения советских авторов – как официозных, так либеральных и т.д., но все это уже история, это уже прошлое. Современный Пушкин, Пушкин XXI века – для многих прежде всего певец самодержавия, православия и народности. Буквально несколько месяцев назад вышла статья сотрудника Института мировой литературы Игоря Виноградова, посвящённая Пушкину, Уварову и Гоголю. И там главная проблема видится в том, что «своя своих не познаша». Уваров (замечательный человек и государственный деятель) и Пушкин (замечательный поэт) с разных сторон делали одно общее дело по укреплению русской национальной православной государственности, но не смогли объединиться. А если бы объединились, то горы бы свернули. Вот современный Пушкин! Вот тот герой, который начинает доминировать даже в академическом дискурсе. И, боюсь, что и в педагогической практике (во всяком случае – в некоторых учебных заведениях).
Но, даже отвлекаясь от этого идейного мейнстрима, мы можем констатировать: конечно, Пушкин не был идеальным и героическим «певцом свободы» каким он нередко представал в школьной практике. Но, в принципе, те моральные оценки, которые постоянно выносятся Пушкину в книге, не всегда уместны и корректны. Да, здесь совершенно правильно говорилось, что Пушкин иногда совершал поступки, которые не соответствовали не только нашим стандартам, но и этическим стандартам своего времени. Но, скажем, мне (в отличие от Николая Леонардовича) при всем желании трудно увидеть что-либо циническое или обидное по отношению к «народу» в высказывании «Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич…». Опыт десятых и – особенно – двадцатых годов XXI столетия даёт нам особенно отчётливое понимание политического контекста и психологического состояния поэта: мы сейчас видим, что в ряде стран – в Российской Федерации едва ли не в первую очередь – «народ» вовсе не жаждет социальных, политических, гражданских перемен. Более того, он часто приветствует репрессивные действия властей по «наведению порядка» и ликвидации гражданских свобод. Нечто подобное в европейском масштабе видел в свое время и Пушкин, и это вполне объясняет его горечь и разочарование.
- Подпись автора
Райский он же air - жирный тролль богоборец, использующий имя Иисуса Христа для троллинга и абьюза форумчан. Осторожно: air рукоблудит при троллинге.
Райский,«не бывай часто в доме друга твоего, да не присытится тобою и не возненавидит тебя» (Послании к Римлянам (12:18))