00:00:461. Блаженный Шука сказал: - Весьма похвальны твои вопросы, государь. Нет на свете человека, кто хоть раз не спрашивал бы себя о цели жизни и о своем месте в мироздании. Мудрецы, постигшие тайну бытия, единодушны во мнении, что всякий, ответивший на сии вопросы, не зря прожил жизнь на Земле.
00:01:182. Затянутые в водоворот суетных забот, люди в большинстве своем не спрашивают себя, кто они и зачем появились на свет. Человек находит себе тысячи предметов для толков, никчемных и бессмысленных - и лишь самый главный предмет – цель жизни - он старательно обходит внимением.
00:01:463. День его пролетает в трудах, плоды коих достаются его алчному семейству. Ночью человек забывается сном, либо в беспамятстве отдается любовным утехам. Старится, тащит к погребению своих покойников. Так в забытии и хлопотах проходит вся жизнь человека.
00:02:154. Не ответив себе на два главных вопроса «кто я?»и «зачем живу?», люди ищут бессмертия в своей плоти, плоти потомков или памяти соплеменников. Великое заблуждение – полагать, что от смерти спасет тот, кто сам обречен на погибель.
00:02:415. В сущности, смерти нет, но есть страх смерти, от коего исцелит лишь тот, кто сам Бесстрашный. Слух свой должно обращать к сказаниям о Нем, над Кем не властна смерть, и у Него вымаливать спасение.
00:03:036. Каких бы успехов ты не достиг на земном поприще, постиг ли строение мира или устроил благополучие близких, все твои успехи – сущий вздор в сравнении с подлинным сокровищем – возможностью в час смерти внимать слову о Господе Боге.
00:03:287. Однако Слову Божьему возрадуется лишь то сердце, что не очаровано образами внешнего мира, и что не связано узами долга и узами нравственности.
00:03:458. Сам я услышал благую повесть о Господе Вседержителе, в коей заключена суть всех преданий, от своего родителя Вьясы Двайпаяны в пору, когда на смену веку Двапаре пришел век безобразия, Кали.
00:04:069. С самого рождения я был мертв к делам мира: ни образы его, ни события не возбуждали моего внимания. Но стоило мне однажды заслышать Песню о Господе - Неотразимом Лицедее, как все существо моё в миг оказалось в рабстве Его обаяния.
00:04:3110. И не знаю я иного средства спастись от смерти, кроме как внимать сей песне о Прекрасном Владыке. Ищущему сердцу она послужит путеводной звездой в его вожделенное отечество; искреннему укрепит веру во Спасителя.
00:04:5611. Кто непрестанно внемлет Божьему имени и воспевает Его дивные похождения, тот добивается исполнения всех своих желаний – будь то обладание всеми богатствами мира или свобода от оных. Устремившему слух свой к слову Божьему неведомы страхи и печали.
00:05:2212. Лучше миг прожить в ясном сознании, чем целый век в наваждении, ибо в этот миг душе открывается путь к подлинной Действительности.
00:05:3813. Так былинный царь Кхатванга, сведав о том, что жить ему осталось одно мгновение, презрел весь долг свой пред миром и вручил себя воле Высшего Спасителя.
00:05:5314. Что до тебя, государь, судьба подарила тебе целых семь дней, коих вполне достаточно, чтобы подготовить существо своё к лучшей доле, чтобы жизнь твоя не завершилась бесплодно.
00:06:1515. Итак, первый долг твой, как человека, осознавшего приближение смерти, - отринуть всякий страх пред нею. Ты должен разорвать в уме все узы, что связывают тебя с твоей плотью и сопутствующими её предметами, презри потребности тела.
00:06:3916. Забудь, что у тебя в этом мире есть дом, и найди себе уединенное пристанище близ святой обители, где омовениями смой с себя прошлые грехи, а покоянием и воздержанием умертви свои чувства для этого мира.
00:07:0317. Восседая в должном положении на должном сидении, совершенно пресеки дыхание и, соединив все мысли воедино, направь их на предвечное лучезарное звучание «ОМ», что доносится из самых недр несотворенного бытия.
00:07:3018. Мысли твои, отсеченные от своих предметов, немедленно поступят на службу разуму. Так ум, бывший некогда орудием порабощения для души, станет орудием её спасения; яд обратится в лекарство.
00:07:5119. Затем, в своем новом, просветленном уме следует создать человекоподобный образ Высшего Существа – Вишну, и созерцать вместе и по отдельности Его члены, покуда в сознании твоем не изчезнет самое понятие о вещественном мире.
00:08:1920. Сознание, обращенное в мир предметов, неизбежно попадает в одно из двух вещественных состояний: творческого возмущения или бездеятельного уныния. И лишь обратив взор свой к Непорочному Существу, Кто вне добра и зла, возможно достичь просветленного упокоения.
00:08:4721. Представляя бытие как единое Существо, человек подвигается к пониманию бытия как Личности, что в итоге приводит его к личной преданности Вселенскому Существу, мировой Душе.
00:09:1022. Царь спросил: - О мудрец, как можно оторвать чувства от предметов? И как, умертвив чувственный опыт, вообразить себе Высшее Существо, тем более, ощутить Его присутствие?
00:09:3323. Блаженный Шука отвечал: - Это возможно, государь. Для этого необходимо умиротворить ум, что произойдет само собой при удлинении вдохов и выдохов в прямом сидячем положении. Когда же ум успокоен, чувствам более не нужны предметы внешнего мира и с помощью освобожденных чувств легко соорудить в сознании своем человекоподобный образ Вселенной.
00:10:0924. Пусть в твоем воображении весь мир в совокупности предстанет единым телом некоего Высшего Существа, а окружающие предметы будут отдельными его членами. Пусть прошлое, настоящее и будущее представятся тебе движениями этого Исполина.
00:10:3725. Внутри него будет Душа, которая есть сам Господь Бог. Семь первичных вещественных стихий пусть будут кожею Вселеннского Существа.
00:10:5326. Область Патала пусть будет подошвами Его стоп, а Расатала – Его пятками и пальцами. Лодыжками Вселенной пускай будет ярус Mахатала, а икрами – Tалатала.
00:11:1427. Коленями вселенной пусть будет Сутала; бедрами - Витала и Атала; чреслами Mахитала, а пуповинной впадиною - все мировое пространство.
00:11:3228. Грудью Его пусть будут небесные светила; шеей – ярус Mахар; рот – ярус Джана; лоб – Tапа. Головою Тысячеглавому пусть будет верхний ярус вселенной - Сатья.
00:11:5429. Руками Ему будут повелители сил природы и их предводитель Индра. Стороны света станут Его ушами, звук – Его слухом. Ноздрями пусть будут Ему – утренняя и вечерняя зори Ашвини. Обонянием пусть будут Ему запахи; устами – пламя огня.
00:12:2230. Небосвод пусть будет Ему глазницею, Солнце - зрением. День и ночь станут Ему правым и левым веками, обитель творца - бровями. Нёбом Ему будет владыка вод Варуна; языком – вкус земли.
00:12:4631. Священные заклинания пусть будут Ему лбом, посмертный судья Яма пусть будет Ему челюстью, и искусство любви – Его зубами; чарующий обман – Его улыбкою. Безбрежный океан творения пусть будет Его взглядом.
00:13:1032. Скромность будет Его верхнею губою, страсть – Его подбородком, закон – Его грудью, беззаконие – спиною. Творец пускай будет Ему детородным членом, а хранители клятвы и порядка, Mитра с Варуною, пусть будут двумя Его яичками. Океан будет Ему станом, горы – хребтом.
00:13:4033. Реки пусть будут Ему жилами, деревья – волосками на теле; могучий ветер пусть будет Ему дыханием, проносящиеся века – шагами, взаимодействие трех состояний вещества – движениями.
00:14:0034. Облака, что несут влагу, пускай будут Ему волосами на голове, рассветы и закаты – Его одеждою; непроявленная причина бытия будет Ему разумом. Луна, что движет всеми переменами, пусть будет умом Вселенского Существа.
00:14:2435. Первичное вещество пусть будет сознанием Вездесущего, а владыка жизни Шива пусть будет Его самостью; лошадь, мул, верблюд и слон – будут Его ногтями, а лесные звери - поясницею.
00:14:4436. Птицы будут Ему художественным вкусом. Ману, блюститель закона, будет Ему рассудком, а сообщество людей – обителью. Ангелы, чародеи, волхвы и небесные девы будут Его стихотворчеством, демоны-воители – Его отвагою.
00:15:0837. Лицом вселенского Существа будет духовное сословие, руками – правители, животом – земледельцы, ногами – чернь. Небожители, от коих зависит благополучие людей, пусть будут Его благосклонностью.
00:15:2138. Так представляя себе Всевышнего в виде зримой вселенной, в которой знакомые тебе предметы составляют члены Его тела, ты сможешь разорвать узы мира. Разумом постигни бытие Бога и ты обретешь свободу.
00:15:5539. Погрузи ум свой во Всевышнего, кто множит Себя в бесчисленных образах, подобно человеку, прозябающему в сновидениях. Сыщи убежище в Средоточии Счастья, Сущим вне добра и зла. Иначе, увлеченный образами чувственного опыта, ты отдашь себя в рабство самообмана, страха и тревог.