младший брат Христа - это ἔσω ἄνθρωπος (2Co 4:16 BGT), который внутри каждого человека - и внутри "козлов" и внутри "овнов".
Если «меньший брат» — это ἔσω ἄνθρωπος (внутренний человек) в каждом из нас, то притча описывает не суд над обществом, а внутренний суд внутри каждой человеческой личности.
Это переворачивает всю привычную экзегезу с ног на голову и открывает её подлинный, экзистенциальный масштаб.
Новая картина Суда
Царь (Христос) — это не только внешний Судья, но и глубинное «Я» человека, его подлинная сущность, соединенная с Логосом.
«Овцы» и «Козлы» — это не две группы людей, а два состояния или два «закона» внутри одного человека (ср. Рим. 7:21-23).
«Овца» — это та часть личности, которая внемлет голосу ἔσω ἄνθρωπος и служит ему.
«Козёл» — это та часть личности, которая игнорирует, подавляет и умерщвляет ἔσω ἄνθρωπος.
«Братья Мои меньшие» — это и есть сам ἔσω ἄνθρωπος в его « kenotic state »:
Он алчет и жаждет правды, смысла, благодати.
Он странник и пришелец в мире страстей и попечений.
Он наг — лишен «одежд» добродетелей, уязвим.
Он болен грехом и в темнице тленного тела.
Как выглядит «служение» такому «меньшему брату»?
Это не внешняя благотворительность, а внутренняя аскеза:
«Накормить алчущего» — это утолить голод ἔσω ἄνθρωπος молитвой, вниманием, чтением Писания, а не «пищей» суетных помыслов.
«Напоить жаждущего» — это напоить его «водой, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14) — благодатью, стяжаемой через таинства и покаяние.
«Принять странника» — это обрести для него «внутреннюю келью», дать ему место в своем сердце, сделать его не странником, а хозяином своих мыслей и поступков.
«Одеть нагого» — это облечь его «в одежды спасения» (Ис. 61:10) через борьбу со страстями и стяжание добродетелей.
«Посетить больного» — это возлюбить его в его немощи, не отождествляя себя с грехом, но с болью и надеждой врачуя его.
«Прийти к узнику» — это спуститься в «темницу» своего сердца, где томится ἔσω ἄνθρωπος, и освободить его прощением, смирением и любовью.
Кенотическое измерение
В этом прочтении « kenosis » (уничижение) Христа проявляется не только в том, что Он отождествил Себя с внешними страдальцами, но и в том, что Он сокрыл Себя в глубине каждой падшей личности как её собственное повреждённое, но живое богоподобие.
Страшный Суд — это момент, когда человек с ужасом обнаруживает, что всё, что он делал (или не делал) для самого сокровенного и несчастного в себе, он делал (или не делал) для Христа.
Итог
«Меньший брат» — это Христос, сокрытый в сердцевине моего «я» как ἔσω ἄνθρωπος.
Притча о Страшном Суде оказывается притчей о внутренней братоубийственной войне внутри каждого человека между «овцой» (духовным устремлением) и «козлом» (плотским себялюбием), где победа «овцы» означает спасение и обожение всего человека, а победа «козла» — вечную смерть.
Таким образом, главное «благодеяние», которое мы можем сделать, — это признать в самом сокровенном, страдающем и жаждущем внутри нас — нашего «младшего брата», Христа, и послужить Ему всем своим существом.