Межрелигиозный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Межрелигиозный форум » Мировые религии » Иудаизм » Яков, третий праотец


Яков, третий праотец

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

текст Торы познакомил нас с третим из наших праотцов - Яковом. Мы - все последующие поколения - считаем себя его потомками. Читать эту и следующие главы - все равно, что листать семейный альбом. И нам, конечно, важно, чтобы Яков был положительным героем. Отсюда возникло множество средневековых комментариев к тексту Торы, оправдывающих Якова в каждом его нелестном поступке. Но если мы позволим себе смелость посмотреть на текст непредвзято, не зная заранее, кто тут “свой”, а кто “чужой”, то Яков  представляется довольно неприятным, скользким и изворотливым типом. Он как будто все время выясняет отношения с Эйсавом, когда тот даже этого не подозревает. Уже в момент рождения Яков держится рукой за пятку Эйсава. Хотя текст называет выросшего Эйсава “человеком, сведущим в улове, человеком полевым”, а Якова “человеком бесхитростным, пребывающим в шатрах”, Яков провоцирует брата, возвращающегося с охоты голодным, продать ему первородство за миску похлебки. Почему брат не может накормить брата безвозмездно? Яков хочет получить доказательство своих предположений, что Эйсав не дорожит своим наследием? Эйсав живет одним днем, рискуя жизнью на охоте каждый день, и что там думать о будущем? Это все равно, что у ребенка за мороженное выкупить повышенный процент по будущим пенсионным накоплениям.  Конечно такая сделка не имеет юридической силы. Но она выражает намерение, которое  потом превращается в реальность. На смертном одре их отца Ицхака, когда тот готов благословить старшего сына и определить его долю для будущих поколений, происходит настоящий подлог. Ривка дает Якову указание, принести двух козлят, чтобы приготовить в подмену дичи, которую Ицхак ждет от Эйсава. Якова же волнуют только детали - как сделать так, чтоб отец его не опознал, он не боится идти на обман, он лишь опасаться быть на нем пойманным. Диалог Якова, изображающего Эйсава перед своим полуслепым отцом, напоминает мне сюжет из “Красной Шапочки”. Каждый вопрос отражает сомнения и неприятные предчувствия, в которых неумолимо приближается неотвратимость трагического финала.  “Отчего у тебя такое большие уши, бабушка? Чтоб лучше слышать тебя, Красная Шапочка? Отчего у тебя такие большие глаза? Чтоб лучше видеть тебя…” Так и тут Ицхак чувствует подмену, задает уточняющие вопросы: “ Как это так быстро нашел ты дичь?  -  Случай предоставил Господь Бог твой предо мою”, потом сомнения не отпускают Ицхака, он ощупывает сына, просит приблизиться, будто говорит - я сделал все по протоколу - на мне нет никакой отвественности за подмену. Он использовал все доступные ему органы чувств - вкус ( мясо домашней скотины против ожидаемого улова охоты), слух и осязание (“Голос - голос Якова, а руки - руки Эйсава”), и наконец обоняние  - Ицхак сомневается и просит, чтоб сын наклонился и поцеловал его, и запах платья Эйсава, в которое одет Яков, окончательно успокаивает Ицхака.   В этом странном сказочном сценарии все герои будто с первого шага знают неотвратимость запущенного процесса и только доигрывают свои роли. И вот Яков обманом получает отцовское благословение и зарабатывает себе смертельного врага в лице единоутробного брата. Нелестный портрет для праведника.

0

2

Для меня важным вопросом становится не то, как я могу оправдать поступки нашего патриарха, меня больше мучает вопрос - а мог бы сценарий разворачиваться по-другому? Насколько мы вообще свободны в выборе своих чувств и действий? И является ли чувство вины и дальнейшее раскаяние необходимым ингредиентом будущей праведности? Вражда братьев была заложена генетически, об этом нам прямо сообщает текст : “и сталкивались дети в утробе ее…. И сказал ей Господь: два племени в чреве твоем, и два народа из утробы твоей расходятся, а народ от народа крепнуть будет и старший будет служить младшему”. (Брейшит 25: 22-23).Так был ли у Якова выбор относиться к брату иначе? Ривка еще до рождения детей знала, что старший будет служить младшему. Она ничего не сказала Ицхаку, но младший стал ее любимцем. “И любил Ицхак Эйсава, ибо улов во рту у него, а Ривка любила Якова.“(Брейшит 25:28). Каждый из родителей в своей любви предпочитает того, кого считает наследником. Ривка берет на себя ответственность за подлог и она же отправляет своего любимого сына в бегство к своему брату Лавану, понимая, что не увидит его долгие годы. Теоретически Яков мог отказаться участвовать в подлоге, отказать матери, остаться “бесхитростным”, как его описывает Тора. Но выбор, который он совершит, для всех очевиден. Это все равно, что ребенку предложить выбрать между сладкой конфетой и горькой пилюлей. Теоретически выбор есть, но каким будет сделан следующих шаг, для всех очевидно. Так если весь сценарий спроектирован заранее, и расставлены ловушки, и значимые встречи, и вражда, и любовь, то в чем тогда наша свобода выбора? Или есть только иллюзия, что мы выбираем, кем быть? Если наши взлеты и падения известны наперед, то чем грешник отличается от праведника? Каждый всего лишь реализует свою природу? И почему Якову нужно пройти такой кривой путь, полный обмана, изворотливости, лжи и унижения, прежде, чем он станет Израилем и именем его мы будем благословляться?

0

3

Нам не дано изменить ключевые события в нашей жизни, мы не выбираем, кого любить и кого ненавидеть, но в чем да мы свободны - это извлекать уроки из происходящего. Кого-то испытание может озлобить, сломить, столкнуть в пропасть, а кто-то благодаря собственным ошибкам на всю жизнь привит скромностью, зная, что все ошибаются, и за свои поступки надо платить. Яков вынужден покинуть отчий дом, оторваться от матери, но в компенсацию он получает любовь к Рахели, за которую отрабатывает в доме Лавана четырнадцать лет. Это счастливые годы роста и развития, подготовки к тому, чтобы стать Израилем.

Тот же вопрос возникает у меня при воспоминании о Моше - был ли у него выбор не стать убийцей? Является ли грех  - обязательным ингредиентом будущей праведности? Моше, живущий как принц в доме фараона,  убивает египетского надсмотрщика, издевающегося над рабом-евреем. Моше вынужден бежать. Это событие мне кажется таким же ключевым в его биографии, как и подлог Якова. Это должно было случиться. Во-первых, чтоб принц Моше, запятнав себя убийством, стал скромнее. Во-вторых, вступившись за одного еврея, он не смог бы потом отказаться вступиться и за весь еврейский народ, потому что это дает хоть какую-то осмысленность случившемуся. Он, как и Яков, период изгнания не проводит впустую, заводит жену и детей. Это период роста, счастливой жизни с горьковатым привкусом вины и времени подготовки стать тем, кем суждено.

Тора не просто так демонстрирует нам жизнь своих героев без прикрас, не для того, чтоб мы искали оправдания им или оправдывали себя (раз даже они падали, то мне и подавно простительно). Тора показывает нам, как реализуется свобода человека и его рост в лабиринте предначертанных событий. Сложнее всего извлекать уроки из собственных ошибок, легче их оправдать обстоятельствами непреодолимой силы. Сложно признать и принять собственное несовершенство и сказать себе: я не мог поступить иначе, но я верю, что любое падение может стать поворотной точкой роста, если научиться извлекать уроки из всего, с чем мы сталкиваемся на жизненном пути.

Шаббат Шалом,

Алла Мительман

0

4

отрывок

.... То же относится и к религиозным представлениям**). Верующий извлекает из них смысл, который иные не видят.

Иаков. Находится в Библии в уникальном положении. Бог (обретающий речь в словах псалмопевца) настойчиво называет Себя Богом не Авраама и Исаака, а именно Иакова. И в то же время для воспитания души Своего любимца и истинного патриарха еврейского народа Он ведет его через череду поступков, претящих нравственному юноше из приличной семьи. Послушный воле матери (знающей, что по воле Божией первородство суждено ему еще до рождения) он для подтверждения своего права должен прибегнуть к обману. Точно так же не может он без обмана получить давно заслуженное у тестя своего Лаваана... Подлинная праведность приобретается через разотождествление с самой своей праведностью. (То же повторяется и при исходе из Египта: Бог почему-то велит хитростью взять у египтян давно заслуженную годами рабства плату в виде бесполезного в пустыне золота, нужного лишь для создания культовых объектов Скинии – прообраза будущего Храма.)

http://sd.uploads.ru/t/HYaG1.png

Авраам. Исходя из Библии, каббала понимает его как воплощение всецелой любви (сефира хесед, рахамим). И Бог велит ему совершенно немыслимое. Зарезать своими руками средоточие его любви, все основание его веры и заключенного с Богом завета: «многочисленные, как звезды на небе и песок морской» носители истинного богопознания могут произойти только от Исаака
(суть «библейского проекта» - передача откровения не уже сложившимся взрослым ученикам, а впитывание его с молоком матери и на коленях отца).
В момент занесения ножа над сыном Авраам должен был выйти за пределы не только всякой нравственности, но и всей своей личности, всей своей веры, всего своего существа.
Если преображение для нечестивца – обращение его к добру, для праведника – это полное трансцендирование в Боге всего себя.

http://s3.uploads.ru/t/PqDHw.jpg

Конечно же, для стороннего взгляда хитрый Иаков – отец хитрого народа, а Авраам слепо готов исполнить варвараский приказ варварского Бога.
Для него такое прочтение Библии невозможно, как невозможно для жующей розу коровы увидеть ее глазами поэта, или кадровику – увидеть сотрудника глазами влюбленной девушки.

Отредактировано Соня (21.12.19 06:36)

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

5

отсюда

Никто не умеет со мной поговорить (о Библии и любви)
(сказ о том, отчего я перешла от рунетского общения к публикации своих выписок)

«Никто не умеет со мной поговорить»*. Так недавно сказала одна моя подруга. И произнесла это она с такой наполненностью... (горем, болью, одиночеством и любовью).
Поясню ситуацию. Она – умница и редкая красавица; мужчины вьются вокруг нее буквально роями, а работа ее связана с постоянным общением с людьми, как принято говорить, состоявшимися и реализовавшимися. Отнюдь не монашка; но секс, как всем известно, любви не замена. В чем же дело? А дело в том, что мужчины часто не понимают, что к женщине, даже полной любви и желания, нужен подход.
(В фильме «Игры разума»/«A Beautiful Mind»/ герой-математик так обратился к понравившейся ему женщине: «Мы оба хотим одного и того же. Так перейдем же прямо к делу.» И получил пощечину. В чем же дело? Известный ходок Гете понял. Он заметил: «Женщина принадлежит тому, кто прочтет ее мысли».)
---
*) Не стоит придираться к грамматике. Грамматика - одна из замечательных речевых характеристик. "Где ж ты подевался" Веры Сердючки создает облик героини песни больше чем все в ней слова. Так что речь именно про "уметь поговорить".

Услышав ее слова, я вдруг поняла, почему в последнее время на форумах мне свойственно все больше отмалчиваться. Публикация всех этих выписок, помимо всего прочего, это создание контекста для содержательной беседы. Ткание смыслового поля.
Иначе, как с болью отвечал герой романа ФМД «Идиот» атеисту, «вы все говорите правильно, но не о том».

Поле смысла. Взять, к примеру, все ту же любовь. «Объективный» взгляд на любимого вами человека не имеет смысла. Выясняется, что он, по большому счету, существо довольно жалкое. («Коль судить по справедливости, кто из нас избежал бы пощечины» /Гамлет/) Правда тут уничтожает истину/ФМД/. Церковное предание повествует, что отпадение Люцифера случилось именно поэтому. Он сказал Богу, что наделенный такими возможностями и свободой воли человек испортит все мироздание. Бог смотрел на человека с любовью, а Люцифер – объективно. Объективно, роза – больше пригодна для производства розового масла, чем для вдохновенных стихов.

I
Но если розу доглядеть до чуда...
А как не видеть?! Как же не понять
Откуда эта розовость, откуда,
Каким потоком льётся благодать?!

Упругость лепестков...Какая сила
В одном зерне была заключена
И так безмолвно лепестки раскрыла
И держит...держит...Боже, - вот Она!

А как благоухает! Неужели
Весь этот вал не опрокинул вас?
И вы не услыхали, не прозрели?..
Но как же так?..Ведь вот же...
Вот сейчас...

II
А если душу доглядеть до Бога...
Но как не видеть ?! Как же это - нет?..
Нас в этом мире бесконечно много,
Но если - насквозь, если - напросвет...

Но если в грудь волной неодолимой
Навзрыд и навзничь...если суждено
До дна себя...О, только бы не мимо,
А в глубину, в которой мы - одно.

/Миркина/

http://s3.uploads.ru/t/jgXum.jpg

То же относится и к религиозным представлениям**). Верующий извлекает из них смысл, который иные не видят.

Иаков. Находится в Библии в уникальном положении. Бог (обретающий речь в словах псалмопевца) настойчиво называет Себя Богом не Авраама и Исаака, а именно Иакова. И в то же время для воспитания души Своего любимца и истинного патриарха еврейского народа Он ведет его через череду поступков, претящих нравственному юноше из приличной семьи. Послушный воле матери (знающей, что по воле Божией первородство суждено ему еще до рождения) он для подтверждения своего права должен прибегнуть к обману. Точно так же не может он без обмана получить давно заслуженное у тестя своего Лаваана... Подлинная праведность приобретается через разотождествление с самой своей праведностью. (То же повторяется и при исходе из Египта: Бог почему-то велит хитростью взять у египтян давно заслуженную годами рабства плату в виде бесполезного в пустыне золота, нужного лишь для создания культовых объектов Скинии – прообраза будущего Храма.)

http://sd.uploads.ru/t/HYaG1.png

Авраам. Исходя из Библии, каббала понимает его как воплощение всецелой любви (сефира хесед, рахамим). И Бог велит ему совершенно немыслимое. Зарезать своими руками средоточие его любви, все основание его веры и заключенного с Богом завета: «многочисленные, как звезды на небе и песок морской» носители истинного богопознания могут произойти только от Исаака
(суть «библейского проекта» - передача откровения не уже сложившимся взрослым ученикам, а впитывание его с молоком матери и на коленях отца).
В момент занесения ножа над сыном Авраам должен был выйти за пределы не только всякой нравственности, но и всей своей личности, всей своей веры, всего своего существа.
Если преображение для нечестивца – обращение его к добру, для праведника – это полное трансцендирование в Боге всего себя.

http://s3.uploads.ru/t/PqDHw.jpg

Конечно же, для стороннего взгляда хитрый Иаков – отец хитрого народа, а Авраам слепо готов исполнить варвараский приказ варварского Бога.
Для него такое прочтение Библии невозможно, как невозможно для жующей розу коровы увидеть ее глазами поэта, или кадровику – увидеть сотрудника глазами влюбленной девушки.

А вот какой взгдяд более истинен ...
Ослеплен ли Маленький Принц любовью, отказываясь в целом саду роз найти малейшее сходство со своей Розой?

Прав ли Бог, доверивший Адаму судьбу Творения, веривший в него до самого грехопадения и продолжающий верить в него даже после него?
Или правы последователи Люцифера, считающие человека уродующим Землю инородным, подобным вирусу, образованием в жестокости к себе подобным превосходящим всех тварей?

------
**) Интересно, понятно ли, что это обращение к библейским примерам - все о том же?
Есть способ мышления по архетипу мандалы. Когда мысль не развивается линейно, а в разных образах, разворотах, ситуациях, рассмотрениях, - располагается вокруг единого центра (не всегда даже ясно обозначенного) и указывает на него.

Привычно называя любовью нечто более распространенное
(Как общелягушечью эту икру/Зовут, обрядив ее, паюсной /Пастернак/),
часто не понимают, что любовь невозможно убить. Ей можно только сделать больно.
Хромоножка («Бесы») продолжает любить Ставрогина; Бог продолжает любить павшего человека. Любовь невозможно убить грехом, преступлением, изменой, временем. Проходящая любовь – нечто другое.

Поле смысла. Тиллих определяет Бога просто как Смысл. Иначе «бог» - это просто слово из трех букв. И тогда религиозную составляющую человека можно «анализировать». То есть сводить ее к объяснениям иного порядка. «Лотос растет из грязи» Поэтому лотос можно рассматривать как сублимированную грязь, а бабочку – как летающую гусеницу.
Потому критика религии относится к тому, на что князь Мышкин откликнулся бы «ах, не о том, не о том вы говорите».

Под этим взглядом Иисус (верующие закройте уши) может предстать талантливым шизоидом, сублимировавшим травму своего незаконного рождения в страстное утверждение, что его папой является сам Бог. Дар исцелений, паранойяльный склад личности, личная харизма и пассионарность сплотили вокруг него создавших христианство последователей, сублимировавших травму неудавшегося мессианского движения и трагическую смерть их вождя в миф о его воскресении.
Будда (список можно продолжить) будет выглядеть в таких рассмотрениях немногим лучше.

(Смысл как непреодолимая сила гравитации)
-
Неудовлетворенные профанным существованием и перспективой неизбежной смерти люди ищут смысл (Франкл: «Человек в поисках смысла») и часто находят его в религии. Дальнейший поиск смысла тогда происходит в рамках свойственных данной религии парадигм и представлений. Окрыленные этим смыслом, они могут превратиться, как из гусеницы в бабочку, из маленького мальчика с маленькой планеты своего маленького мирка в летающего Принца (пусть пока и Маленького; но в заглавной букве скрыт большой потенциал).

Другим «метафизически озабоченным» (как обозначала духовные искания психиатрия советских времен), для кого в силу атеистического воспитания или прискорбного проявления религиозности в современном мире такой исход в сложившуюся религиозную идеологию невозможен, предстоит более тернистый путь.

Но в любом случае, результат уже предрешен. Как бы велики ни были препятствия, как ни очевидна была бы невозможность достижения поставленной сверхчеловеческой цели, они ее достигнут. И дело не в их ограниченных силах. Дело в том, что смысл их существования уже переместился, стал иным.
Евреи напрасно устрашились гигантов, препятствующим вступлению в Землю Обетованную. Она уже их. Не потому, что им по силам ее завоевать. А потому, что Бог (который и есть Смысл) уже сделал ее их предназначением. Иначе говоря, ощутив неведомую Землю Обетованную своим предназначением, они уже в значительной степени обесценили профанные цели человеческой жизни (такие как деньги и докторская степень). я называю это «миллион». я не откажусь от миллиона; но миллион уже не может стать целью моего земного существования.

Так что каждый «ищущий да обрящет». Евреи получили Землю Обетованную не по значительности своих усилий. А потому, что стремление к ней стало, при всех уклонениях, смыслом их жизни, а привычные «мясные горшки Египта» стали восприниматься как рабство. Стучащему да отворят не потому, что он сильно стучит, а оттого, что ему, видно понадобилось нечто за этой дверью: что-то или кто-то.
Или, как со смехом отвечал Рамана Махарши сомневающимся в своих силах искателям:
«Вы уже вложили голову в пасть льва. Не стоит торопить его, что она побыстрей захлопнулась. Наслаждайтесь мгновением.»
Не так уж важно, войдете ли вы в свою Землю Обетованную сейчас или через 40 лет блужданий. Она уже ваша, поскольку туда переместился ваш смысл. И по мере того, как ослабевает ваша заинтересованность в «мясных горшках Египта», слабеют и преграды-великаны, препятствующие вашей цели.

Однако, общаясь с не разделяющими их «метафизическую озабоченность» окружающими такие люди часто вместе с моей знакомой готовы воскликнуть: «Никто не умеет со мной поговорить» (Гете: Единственный настоящий ключ к женщине – это понять, о чем она думает.). Разговоры «не о том», включая профанную религиозность, становятся все менее привлекательными.

=========*******===============
Так о чем все это было?
Проецирую сказанное в одну точку одной строчки:
Ребята, если честно, то не очень интересно говорить о кастрюльках. А так как "кастрюльки" для меня практически все, кроме Главного, то говорить со мной нормальным людям до чрезвычайности тоскливо.

Отредактировано Соня (21.12.19 06:37)

Подпись автора

Не важно, что написано. Важно - как понято.

0

6

#p56821,Dima написал(а):

Нам не дано изменить ключевые события в нашей жизни, мы не выбираем, кого любить и кого ненавидеть

Легко.
Именно нам выбирать любить всех и ненавидеть никого.

+1

7

Интересно, что отец больше благоволил к Исаву, а мать к Якову.

0

8

#p56820,Dima написал(а):

Для меня важным вопросом становится не то, как я могу оправдать поступки нашего патриарха, меня больше мучает вопрос - а мог бы сценарий разворачиваться по-другому?

Сценариев у Бога много, но задача одна. Как говорят раввины объясняя, что такое порядок - это когда части целого служат одной цели. Цель Всевышнего создать для себя народ, который будет светом всему миру. Три великих праотца дали начало всему из чего образовался не только народ  Божий, к которому примкнут все народы имеющие спастись. Начиная от Авраама и Сарры, разных (гвура и хесед) до Исаака с Ривкой и Яакова Господь выводит новую породу человека, который объединит в себе гвуру и хесед и возведёт её в категорию царства и это будет Яаков-Израиль. Процесс воспитания очень не прост и это знают все у кого есть дети, особенно непослушные.

0


Вы здесь » Межрелигиозный форум » Мировые религии » Иудаизм » Яков, третий праотец