#p63363,Dima написал(а):Да,приболел. И умер.
Все болеют,все умирают.
А Ницше это ГЕНИЙ!!!
ГЕНИЙ!!!
Давно уже хочу разобрать идеи Ницше детально, создав отдельную тему, ибо в последнее время наблюдаю прям-таки нездоровый интерес большинства ко-всей этой демовщине. Время и возможности позволят - так и сделаю. А пока очень коротко разберу самые основные моменты, в ответе Вам.
Пришвин очень хорошо отразил в нескольких словах самую суть человеческого живого естества, сказав однажды:
«Красит человека только любовь, начиная от первой любви к женщине, кончая любовью к миру и человеку, – всё остальное уродует человека, приводит его к гибели, то есть к власти над другим человеком.»
В сущности, этого вполне достаточно тому, кто знаком с идеями Ницше непонаслышке, чтобы понять суть всей последующей моей мысли.
Ницше всегда отличался слабым здоровьем - утверждают источники. Однако читая описания многочисленных его недугов я все более склонялся к мысли, что большинство из них имело чисто соматический характер. Но и не только, а точнее - не просто самовнушение и крайняя психическая восприимчивость имели здесь место. Та же самая восприимчивость привела его к претензии на взаимодействие с тем, что, в подавляющем большинстве случаев, противопоказано для человеческого рассудка. Отсюда странные симптомы и неоднозначные диагнозы.
Такой широкий спектр недугов, длящихся всю жизнь и, проходящих вереницей, меняющихся друг друга мучительных состояний, является косвенным признаком тайной или явной причастности Ницше к каким-то явно демоническим сферам. Но это лично мое мнение, хотя бы я в этом и убежден.
Вот что пишет сам философ:
"…в тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности — я ещё жил, но не видел на расстоянии трёх шагов впереди себя. В то время — это было в 1879 году — я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Санкт-Морице , а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провёл как тень в
Наумбурге . Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в
Генуе , то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю»."
А вот дальше - самое любопытное. Прошу обратить внимание на его оценку своего противоречивого состояния:
"...Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли. Среди пытки трёхдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашёл бы в себе достаточно утончённости и спокойствия, не нашёл бы дерзости скалолаза."
Ясность рассудка, в сочетании с невыносимыми страданиями - классика жанра, как говорится. Вряд-ли у кого-нибудь найдутся еще более весомые конраргументы этим фактам, чтобы показать всю ситуацию в менее мистических тонах.
Конечным итогом тех, кто сует нос "за грань" действительности является тяжелое сумасшествие, часто отягченное апоплексическим ударом. В этих случаях физиологический недуг является лишь следствием потрясения и глубокого слабоумия, однако, за неимением надежных научных доказательств, сумасшествие считают причиной инсульта.
Что мы видим далее:
"...Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Оно произошло после припадка, вызванного избиением лошади на глазах у Ницше. ..."
Снова классика жанра: насилие, как спусковой крючек, явило подсознательные состояния и предчувствия его личности в объективную действительность, достаточно описав то, что запрещало сознание.
"...Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них — лечение описанных выше головной боли и бессонницы хлоралом и вероналом[9] , о пагубном влиянии которых на нервную систему во время жизни философа известно не было; плохая наследственность (психическим расстройством в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание сифилисом , который вызвал
прогрессивный паралич с нарушением психической деятельности [10];
шизофрения [11][10] ; опухоль головного мозга [12][13] . Доктор К. Гильдебрандт отмечал, что не существует убедительных доказательств болезни Ницше сифилисом [10]
. В его истории болезни отсутствуют основные симптомы сифилиса[14] . Ланге-Эйхбаум и Курт писали, что с молодости у Ницше имелось шизоидное расстройство личности с истерическими чертами, которое впоследствии перешло в параноидную шизофрению с исходом в слабоумие[10][15] . ..."
Все правильно. В таких случаях, обыкновенно, концов не найти.
Но оставим личность Ницше в покое, обратившись к его идеям. Что же в них такого страшного?
"...Книга «Человеческое, слишком человеческое» с подзаголовком «Книга для свободных умов» вышла с посвящением «Памяти Вольтера». В этой книге отброшена любая романтизация бытия. Ф. Ницше объявляет идейную войну тысячелетним ценностям, призывая к их переоценке. Лейтмотивом критики европейской духовной культуры становится пробуждение свободы личности, ее внутренней свободы, которая, по мнению Ницше, состоит прежде всего в мужестве сказать «нет» всему общеобязательному и общепризнанному, а следовательно - не - индивидуальному. ..."
Мужество говорить "нет" должно присутствовать, конечно. Только ничто не самоценно само по себе. И сказать "нет" всеобщему растлению и насилию, бросив вызов искусному обману, поражающего сердца, совсем не то же самое, что отречься от слабого огонька конструктивных надежд, теплящегося в людях. Первое утверждает настоящую сущность живого, это восстание против обнаглевшей лжи, второе - движимо лишь самомнением о собственной исключительности, которое ничем не подкреплено, кроме жара бесполезной страсти.
"...Ф. Ницше провозглашает относительность морали, утверждая, что моральные суждения не являются вневременными и абсолютными. ..."
Являются. Поскольку всякая хорошо переработанная мораль есть отражение нравственности, а нравственность является сущностью предмета самосохранения и, в конце- концов, самого Бытия.
"...Он указывает на практические противоречия морали, ее историческую изменчивость, доказывает, что сочетание бытия и ценностей недопустимо. ..."
У Ницше очень неопределенное представление о Бытии, как таковом. И он грубо путает понятие морали с понятием врЕменных общественных норм и вообще - режима. А это тотально различные вещи.
"...Ф. Ницше ставит в центр своего исследования антиномию: мораль или свобода. ..."
Мораль и есть выражение свободы личности в условиях коллективного сожительства. Мораль - это нравственность общества, ибо сохраняет его и позволяет свободно развиваться его элементам - людям, не подвергая себя страданиям и ошибкам, то есть - безвозмездно, в духовном смысле этого слова. А безвозмездность как раз и предполагает искомую свободу личности.
Однако, не понимая природу живого, Ницше хватается за эмпирику - и та его приводит к примитивному началу основных витальных принципов, когда тело еще не сформировало психическую надструктуру, представляя лишь общность микроорганизмов и клеток, заботящихся о собственной среде обитания. Здесь кроется его ошибка и отсюда происходит весь эгоизм.
"...Выбор Ницше однозначно на стороне свободы: «Мы должны освободиться от морали, чтобы иметь возможность морально жить». В таком парадоксальном виде формулирует он один из главных выводов своей философии во второй период творчества. ..."
Иллюзия свободы всегда дается через саморазрушение, которое не замечается ровно до тех пор, покуда не пройдена точка невозврата.
"... «Что отрицал Христос - спрашивает философ и дает следующий ответ, - все, что сегодня называется христианским». Такое обратное христианство, по его мнению, было основной причиной лицемерия. «Бог умер! Он мертв! И убили его мы!» - провозглашает Ницше...."
Если религия лицемерна - это проблема религии, а не Бога. Так, за фронтом явно справедливого обличения, скрыта подмена итогов: Ницше хочется "убить" бога, но не своими руками. Это люди должны сделать самостоятельно, внутри себя, как сделал он.
Наконец, основные тезисы его философии:
"...Определяющие понятия «морали господ» - это:
Ценность жизни есть безусловная ценность и она совпадает с уровнем «воли к власти»."
Воля к власти отрицает жизнь и любую свободу.
"Существует естественное неравенство людей, обусловленное различием их «жизненных сил» и «воли к власти»."
Все люди равны по силам, но различны по ее проявлениям и пониманием таковой, как и все живое.
"Сильный человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободен и не связывает себя никакими морально - правовыми нормами."
Значит он попадает в тюрьму собственных желаний, личность становится вещью, зависящей от обстоятельств ума.
( материалы с сайтов: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=663308; tsitaty.com; Википедия)