из этого следует, что Кришна наслаждается, в том числе, и проявлениями " дел плоти", которые перечисляет апостол Павел в своём послании?
Отличный и очень острый вопрос. Он затрагивает фундаментальное различие между христианским и вайшнавским пониманием природы Бога, творения и греха.
Краткий ответ: нет, из философии Кришны не следует, что Он наслаждается проявлениями "дел плоти" в том смысле, как их понимает апостол Павел.
А теперь разберем, почему.
1. Различие контекстов: что такое "дела плоти" у Павла?
Апостол Павел в Послании к Галатам (5:19-21) перечисляет «дела плоти» как проявления греховной, падшей человеческой природы, противопоставляя их «плоду Духа». Это:
«...прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное».
Ключевые моменты:
· Источник: Эти дела исходят из «плоти» (греч. σάρξ — саркс), то есть из падшей, эгоистичной природы человека, отпавшего от Бога.
· Цель: Они ведут к разобщению с Богом и к духовной смерти («поступающие так Царствия Божия не наследуют»).
· Суть: Это искажение божественного замысла, вызванное грехом.
2. Контекст Кришны: что такое "проявление" и "наслаждение"?
Когда triatma говорит, что Кришна «проявляет пастушек и их мужей», чтобы «насладиться различными отношениями», речь идет о совершенно иной реальности:
· Духовная, а не материальная природа: Эти «проявления» происходят не в материальном мире, подчинённом законам греха и смерти, а в вечном духовном мире (Вриндаване), который является выражением внутренней энергии (сварупа-шакти) Кришны. Это энергия блаженства, знания и вечности.
· Отношения — это суть бытия: В духовном мире отношения (сакха — дружба, ватсалья — родительская любовь, мадхурья — супружеская любовь) являются не «плотскими утехами», а чистой формой преданности и любви (бхакти), которая составляет суть божественного бытия. Это любовь как сущность, а не как следствие биологических инстинктов.
· Понятие "лилы" (игры): Действия Кришны — это лила (божественная игра), которая трансцендентна к материальным понятиям добра и зла, греха и праведности. Они абсолютно духовны и не несут в себе и тени эгоизма, вожделения или страдания, которые являются неотъемлемой частью «дел плоти».
3. Ключевое различие: Эрос vs. Агапе? Нет, Материя vs. Дух.
Ошибочно сводить различие к противопоставлению греческого эрос (чувственная любовь) и агапе (бескорыстная любовь). Различие гораздо глубже.
· В христианстве материя сама по себе блага (ибо создана Богом), но искажена грехом. «Плоть» у Павла — это не тело как таковое, а принцип противления Богу. Спасение — это исцеление и преображение твари.
· В вайшнавизме существует качественное различие между материальной и духовной энергиями. Материальный мир — это мир иллюзии (майи), где душа забывает о своей связи с Богом и погружается в эгоистичные наслаждения («дела плоти»). Духовный мир — это реальность, где душа вспоминает о своей природе слуги Кришны и действует в духе чистой любви.
Таким образом, отношения, которыми наслаждается Кришна в своей духовной обители, по своей природе антитетичны «делам плоти».
· «Дела плоти» (у Павла): Происходят в материальном мире, от эгоизма, ведут к рабству и смерти.
· «Лила Кришны» (в вайшнавизме): Происходит в духовном мире, от избытка любви, является выражением свободы и вечной жизни.
Вывод
Утверждение, что Кришна наслаждается аналогом «дел плоти», является грубой категориальной ошибкой. Оно возникает при проецировании материальных, обусловленных грехом категорий христианской антропологии на совершенно иную онтологическую реальность — духовные, вечные и свободные от малейшей скверны игры Абсолюта.
Triatma говорит о трансцендентных любовных отношениях как о сути божественного бытия. Апостол Павел говорит о греховных проявлениях падшей человеческой природы. Это два разных дискурса, описывающих два разных уровня реальности.