Одни исследователи наиболее раннее упоминание гидронима Пра относят примерно к 1210 г. (Никоновская летопись), другие отвергают эту гипотезу (река называлась Тепра).
Название реки не фиксируется в документах, вплоть до XVIII в. (имя обозначено на картах), из чего можно сделать вывод, что бассейн реки Пра мало интересовал власть и духовенство (не удалось в документах найти имя реки).
Такое положение могло сложиться лишь в определенных природных условиях, для России это плохие почвы, болота. Песчаная и болотная почва не позволяли населению заниматься земледелием, т.е. существовать на этой территории. Источники также отмечают обилие насекомых: комаров, мошки, что препятствовало и разведению скота.
Однозначно "вырисовывается" образ бассейна реки - малозаселенная, непригодная для проживания территория. Обычно, такие земли называли девственными или дикими (термин примерно XVI в., на карте Боплана 1648 г. показано Dzike Polie), отсутствие хозяйственной деятельности человека на сотню км способствовали развитию дикого животного мира и растений.
Христианство в Рязанском княжестве утвердилось в 50 гг. XIV в., следовательно, иудеохристианская топонимика могла уже появиться в XV в.
Вывод
У нас есть логическое основание связать необъясненный гидроним Пра с сакральным языком иудеохристианства - иврит.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
русск. ПРА = ивр. без гласных П.Р. алеф (0 звука)., с огласовками ПЕРЕ в общем значении: дичать, одичать, дикий (первобытный), в Библии - дикий осел, применяется в переносном смысле - дикий человек, ПЕРЕ АДОМ.
Форма ПИРИ (ПРИ) дикий.
Источник
* См. Лексикон по стронгу и Дворецкому; http://www.obohu.cz/bible/index.php?sty … p;hs=H6501
Hомер Стронга: H6501. Оригинал: ПЭРЭ. Произношение: пэрэ' пэрэ. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H6500 - дикий осёл, зебра.
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 388.
б) Библейский образ
* Бытие 16:12: "он будет между людьми, как дикий осел (ПЕРЕ); руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих".
В этом стихе Библии речь идет об Измаиле, сыне Агари. Сара, жена Авраама, притесняла ее, и Агарь убежала из дому. Во время скитаний ей повстречался Ангел Господень, и предсказал рождение сына "он будет как дикий осел"; дословно "Он будет диким (дикий осел) человеком...".
* Осия 8:9: "Они пошли к Ассуру, как дикий осел (ПЕРЕ), одиноко бродящий; Ефрем приобретал подарками расположение к себе". Речь здесь идет о гонениях на Израиль (за возврат к язычеству, "забыл Израиль Создателя своего и устроил капища...").
* Иов 24:5: "Словно дикие ослы (ПЕРЕ) в степи, бедняки на промысел выходят, рыщут в поисках пищи, и пустыня детей их кормит".
* Исаиа 32:14: "Твердыня покинута будет, опустеет шумный город. Где сейчас город на холме и башня сторожевая, там будет пустошь - навеки, приволье для диких ослов (ПЕРЕ), пастбище для скота".
Таким образом, используя терминологию и образы библейского иврита, мы нашли содержание (смысл) гидронима Пра и связали его со средневековой действительностью (религиозной, природной и общественной). Название реки однозначно указывает на местность не пригодную к жизнедеятельности человека - ДИКУЮ, первобытную. Надо еще отметить, что южная граница Рязанского княжества вплотную примыкала к территории Дикого поля (Золотой Орды).
https://proza.ru/2019/12/11/793