Иаков молчал (Быт 34:5 )
Аарон молчал. (Лев 10:3 )
Иисус молчал. (Мт 26:63 )
И молчал народ (2Царств 18:36 )
Межрелигиозный форум |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Межрелигиозный форум » Приватный подраздел » Поменьше языком болтайте
Иаков молчал (Быт 34:5 )
Аарон молчал. (Лев 10:3 )
Иисус молчал. (Мт 26:63 )
И молчал народ (2Царств 18:36 )
Молчание как духовная практика существовало с незапамятных времён — в буддизме, христианстве, религиях Индии. В своей крайней, аскетической форме оно, конечно же, всегда было уделом монахов — это и обеты молчания, и уход на долгое время куда-нибудь в горы или в лес, чтобы поститься и молиться в одиночестве. Конечно, в идеале это не просто внешний отказ от речи, а тишина ума — в Индии тех, кто смог это осуществить, называют «муни», то есть «достигшими состояния внутреннего безмолвия», совершенными йогами. Считается, что разговоры, особенно ненужные, отнимают много энергии, которую можно было бы использовать в более высоких целях — например, для саморазвития.
можно сказать, что практика молчания — это средство для достижения состояния истинного внутреннего безмолвия. Контроль речи — значит контроль ума. Практики, устраняющие внутреннюю болтовню, всегда были особо любимы йогами. О пользе молчания говорят на семинарах и ретритах по йоге; практически во всех индийских ашрамах если не полное молчание, то по крайней мере воздержание от лишних слов является одним из условий пребывания на территории.
https://dzen.ru/a/XAJBu9xPcAPdKwF0
О Безмолвном Знании
Просветление Будды – это центральный момент в восточной мифологии, такой же важный, как и распятие Христа в западном мире. Будда под деревом просветления (деревом Бодхи) и Христос на Святом Кресте (древе искупления людских грехов) – это аналогичные фигуры, воплощающие образ Спасителя и мотив Мирового древа, один из древнейших символов с незапамятных времён. В последующих эпизодах мифа можно найти много вариантов событий. Место Покоя и гора Голгофа являются образами Сердцевины Мира, Мировой Оси.
Призыв к Земле стать свидетельницей происходящего в традиционном искусстве буддизма представлен в виде Будды, положившего на правое колено правую руку, с пальцами, слегка касающимися Земли.
Смысл в том, что буддийское учение невозможно передать словами, его можно лишь постичь на пути Просветления. Эта доктрина о непостижимости Истины, которая пребывает вне форм и имён, составляет основу учения великого Востока, а также присутствует в воззрениях Платона и его последователей. В то время как научные истины можно передать другим, поскольку они представляют собой доступные для демонстрации гипотезы, построенные на фактах, ритуал, мифология и метафизика суть проводники, которые ведут к грани откровения, последний шаг, который каждый человек может совершить лишь в сосредоточенном молчании. Поэтому в санскрите одно из слов, обозначающих «мудрый», - это muni («молчаливый»). Шакьямуни – одно из имён Будды Гаутамы – означает «молчаливый мудрец из клана Шакья». Хотя он и является основателем одной из главных в мире религий, главное в ней остаётся скрытым и постигается в молчании.
__________
отрывок из книги Дж. Кэмпбелла «Тысячеликий герой»
молчание Будды
https://www.theravada.su/node/605
Во всех мировых религиях и традициях испокон веков существовал такой вид аскезы как обет молчания. На санскрите эта практика называется мауна-тапасья (аскеза молчанием).
Молчание означает не только не произносить слова вслух, но также это означает прекращение умственного диалога, а за этим стоит и отказ от чтения книг, от просмотра телевизора, от использования любых гаджетов и персонального компьютера.
Мауна способна принести множество полезных результатов. Во-первых, молчание внешнее способствует и молчанию внутреннему, ум становится более спокойным и умиротворённым. Во-вторых, утончается восприятие, практикующий начинает замечать больше деталей и глубже видит природу вещей. В-третьих, такая аскеза позволяет накапливать и экономить большие энергетические ресурсы, так как значительная потеря энергии происходит именно через речь; благодаря этому можно использовать мауну для лечения заболеваний и при хронической усталости. И наконец, в-четвёртых, реализация лично из моего опыта: когда человек длительное время соблюдает обет молчания, постепенно он учится занимать положение наблюдателя, не вмешиваясь в естественный порядок вещей. Это очень важный момент, так как часто мы излишне склонны к стремлению контролировать и управлять внешним миром и тем самым делаем только хуже. На самом деле, большинство проблем и ситуаций способны разрешаться сами собой, но только мы сами из-за своего беспокойного ума и языка мешаем этому произойти.
https://dzen.ru/a/Xg0BnE4FdwCxn2yL
В индуистской философии Мауна (Безмолвие), обладающая собственным голосом, относится к душевному спокойствию, внутренней тишине, Самадхи и Абсолютной Реальности. В индуистских текстах настаивается на правильном понимании безмолвия путем переживания его посредством контроля речи и практики.
подробнее здесь: https://en.wikipedia.org/wiki/Mauna_(silence)
Рамана Махарши говорил о Молчании: Самая большая мощь - в полном Молчании, когда отсутствуют даже мысли... Любая речь всегда имеет меньшую силу, чем молчание... Атман (Высшее Единое Божественное «Я») также известен как Маун (Мауна – Космическое Безмолвие), где нет даже следа эго (ложного, иллюзорного земного "я" )...
Избавьтесь от всех ваших мыслей, - это все, что нужно сделать...
Итак, все, что нужно делать, - это молчать и достичь глубочайшего Безмолвия ума и чувств, т.е. достичь Мауны!..
слыша, как люди срамят тебя, молчи! Это великое достоинство — молчать, когда срамят!
О молчании /штика/ сказал раббан Шимон бен-Гамлиэль: «Я провел всю свою жизнь среди мудрецов и не нашел для себя ничего лучше, чем молчание» (Авот 1; 17).
Больших стараний требует необходимость молчать в синагоге, удерживаться от разговоров, даже об Учении, и, уж конечно, о прочих вещах, — это нужно, чтобы сосредоточиться на молитве. Находясь среди мудрецов, следует молчать и слушать их слово. Ибо когда человек молчит, он слышит то, чего не знал, а когда говорит, знаний у него не прибавляется.
Языку легко говорить, — вот почему нужно сделать его тяжелым, не позволять ему говорить. Многословие, как тяжкая ноша, но груз многословия тяжелее многого молчания. Слышишь, что другой говорит, — молчи, жди, пока он закончит, ибо «отвечающий прежде, чем выслушает, — глупость это его и стыд» (Мишлей 18; 13).
Привыкший к молчанию избегает многих грехов: лести и насмешничества, злословия, лжи, сквернословия и проклятий, ибо если его ругают и проклинают, а он отвечает, то ему добавляют вдвое. И сказал мудрец так: «Я слышу плохое о себе и молчу». Его спросили: «Почему?» Сказал он: «Если я отвечу ругающим меня, то могу услышать новые ругательства, еще хуже этих». И сказал: «Если глупец спорит с мудрецом, а мудрец молчит, то в его молчании содержится важный и главный ответ глупцу. Почему? Потому что из-за молчания мудреца глупец страдает больше, чем если бы тот отвечал ему». И об этом сказано: «Не отвечай глупцу по глупости его» (Мишлей 26; 4).
Болтун - любимец шайтана
подробнее здесь: https://islam.ru/content/obshestvo/41600
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Абу Зарру, да будет доволен им Аллах:
«Вы должны иметь благой нрав и выдерживать длительные периоды молчания (тули ас-самт). Клянусь Тем, в Чьей власти душа Мухаммада, нет качеств, более любимых Аллахом, чем эти два!».
Молчание также помогает нам уберечься от дьявольских уловок и одолеть нашептывания, которые поступают в наше сознание в виде дурных мыслей. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Выдерживай длительные периоды молчания – это отгоняет шайтана от тебя и поможет тебе в твоей религии».
Абу ад-Дарда, да будет им доволен Аллах, сказал:
«Молчание – особый вид мудрости, однако мало, кто его практикует».
Вахб ибн Мухаммад сказал:
«Врачи сошлись на том, что главное лекарство – это диета, а мудрецы сошлись на том, что основа мудрости – молчание».[24]
Такого рода молчание – это наука, которую еще нужно постичь, сказал Абу Заййял:
«Учись быть молчаливым».
молчание имеет непосредственное отношение к мураккаба, поскольку при регулярном соблюдении уединения и молчания развивается «присутствие в происходящем», сознание концентрируется на том, что «здесь» и «сейчас».
Абу Бакра аль-Фариси спросили о внутреннем молчании (самт ас-сирр), и он ответил: «это значит, отказаться от размышлений том, что было, и о том, что будет».
Молчаливые размышления вырабатывают способность «присутствовать», проживать текущий момент без того, чтобы беспокоиться о прошлом, будущем или чем-то ином. Это возможность напитаться присутствием перед Аллахом (аль-хузур), тем же типом присутствия, который требуется от нас в ежедневном поклонении.
Уединение для поклонения – это близкий спутник молчания, они идут рука об руку. Те, кто регулярно практикуют поклонение в уединении, молчании и поминании одного Аллаха, относятся к числу тех, кто больше прочих будет награжден в Вечной жизни.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Уединившиеся (аль-муфарридун) опередили прочих». Его спросили: «О Посланник Аллаха, кто это – уединившиеся?». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это мужчины и женщины, часто поминавшие Аллаха в уединении».
Аль-Мунави объясняет этот хадис таким образом:
«Уединившиеся – это те, кто ищет одиночества, они удаляются от людей для свободного поклонения Аллаху, подобно тому, кто уединяется, посвящая Аллаху всего себя»
Уединение, соблюдаемое надлежащим образом, в конечном счете становится исцелением дурных качеств сердца, как сказал Ибн аль-Кайим:
«У сердца есть недуги, которые нельзя исцелить, кроме как отвечая Аллаху, и есть в нем чувство глубокого одиночества, которое невозможно устранить, кроме как приближением к Нему в уединении (хальуа)»
Аллах в Кудси хадисе сказал: кто мало говорит , у того совершенный ум.
посланник Аллаха (ﷺ) сказал: говори благое, либо молчи.
пророк (ﷺ) был молчаливым, говорил только по необходимости, никого не перебивал, по долго молчал, начинал и заканчивал свою речь именем Аллаха.
Польза от молчания: размышление, спокойствие ума, сердца, души, проявление уважения, рассуждение, поминание Аллаха, а также наличие мудрости, сосредоточивание, сохранение себя от грехов языка.
От многочисленной, пустой, и бесполезной речи , сердце верующего мусульманина черствеет.
Молчание-это признак мудрости, сохранение себя от зла людей, и от наказания Аллаха в Судный День, победа над шайтаном, отдых для ангелов записывающих слова и деяния.
Молчание помогает лучше понимать , и слышать себя, сосредоточиться на чем-то важном.
Много пользы от молчания: размышление, поминание Аллаха, спокойствие разума, сердца, души, понимание себя, сосредоточивание.
Болтовня энергозатратна, она создает суету, нарушает ритм дыхания, пустая трата времени.
Болтливость – болезнь ума.
Молчание-служение Аллаху Всевышнему.
Одиночество, молчание наедине собой, благодатная возможность научиться молча слушать собеседников в любых ситуациях.
На сколько дольше человек проявляет молчания, на столько мудрость в его сердце увеличивается.
У таких людей (болтливых и нудных) слова у них выходят на первый план, а их смысл на второй.
Ведь большинства людей способны говорить без устали, и их языки незнают покоя, но внимательно прислушивавшись к их разговорам, вы обнаружите, что большая часть из того, что говорится нескончаемое пустословие и злословие.
С шумной болтовней исчезает и благоразумие, большинство людей, которые заводят разговоры, и речь которых изливается не устанным потоком, их речь не проистекает из благоразумия, и глубокого мышления, более того слушатель может посчитать, что ум говорящего оторван его беспрерывной речи.
Ислам рекомендует молчание, и считает его полезным действенным средством воспитания культуры в человеке.
Басё и молчание
Над старыми мастерами дзен и суфиями, утверждавшими, что «знающий молчит», частенько посмеивались и посмеиваются до сих пор. Показательной может служить причта о знаменитом японском мистическом поэте Басё, которого однажды спросили: «Вы говорите: "Тот, кто знает, тот молчит!" Но ведь вы не молчите! Как это понять? Басё ответил: - А еще говорят, что я цвету!».
Дело в том, что человека окружают как бы две реальности – реальность механического шума и реальность молчания. Обе эти сферы обладают собственным бытием, наполненным специфическими смыслами, хотя языковой аппарат их обслуживания зачастую может совпадать. Одни и те же слова могут в двух разных случаях нести совершенно разные смыслы. Молчание, о котором говорит Басё, есть сфера, порождающая «тексты молчания», выходящие из нее только для того, чтобы затем ввести избранного одиночку в глубину вселенной молчания. Басё как великий мастер дзен на самом деле молчал в своих стихах, хотя профанам механического мира казалось, что он говорит.
МАЦУО БАСЁ
(1644 - 1694)
Тишина кругом.
Проникает в сердце скал
Легкий звон цикад.
Кто...слышит звуки тишины...
Как раскрывается цветок,
Как небо сотканной ночИ
Порозовело на Восток.
Кто... осязает красоту,
Волокнами вдыхая запах..
Бесстрашно чертит высоту
Крылом орлиного размаха.
Кто...слышит шорох облаков,
Соприкоснувшихся шелками..
И слышит пёрышка полёт..
Тот видит тишину глазами.
Кто...видел, слышал, тот поймёт,
В тисках отпущенного срока,
Сумеет различить хлопок
Одной ладони...одинокой..
отрывок из 18-й главы «Книги Премудрости Соломона»:
«Ибо, когда всё окружало тихое безмолвие и ночь в своём течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин».
мудрец привержен недеянию, осуществляет поучение без слов
Дао дэ Цзин в переводе Ткаченко.
Вы здесь » Межрелигиозный форум » Приватный подраздел » Поменьше языком болтайте