#p361363,Артур Кузнецов написал(а):Ваши интерпретации не соответствует библейскому значению слова μονογενής
вот случаи употребления в НЗ, где ясно видно, что μονογενής = единственный
Это не библейские интерпретации, а человеческие. Приведите мне слова из Библии и я приведу вам свои их интерпретации, коим имя легион
А ненужно никаких интерпретаций, все просто - ЕДИНОГО РОДА - какие еще нужны интерпретации ... род лукавый ищет интерпретаций и интерпретации дадутся ему - если хотите интерпретаций, их получите больше чем желаете:
ЯХИД יְחִידֶֽךָ и ЭХАД אֶחָֽד - Единственный или Единый
В еврейском языке есть два слова ЯХИД и ЭХАД, разные по звучанию и по смыслу.
В Библии говорится, что Бог - Он ЭХАД, а не ЯХИД. Сейчас внесем ясность в этот вопрос.
ЯХИД יְחִידֶֽךָ
Номер Стронга: 3173 יחִיד произношение: yaw-kheed Обозначает - единственный, только, на английском языке переводится как определенный артикль THE
Это монолитное, моноблочное единство, обозначает только один, только единственный.
Вот к Богу это слово не применимо.
В Ветхом Завете нет такой мысли, что Бог Яхид.
Смотрите, как применяется это слово. Когда говорится об единственном сыне Авраама - используется слово ЯХИД - единственный настоящий сын обетования Исаак, именно тот единственный, которого и обещал Бога Аврааму. Хотя у Авраама и был сын Измаил, но он был рожден не по воле Божьей.
"[Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного (ЯХИД - יחִיד) твоего, для Меня...".
Быт.22:12
Зато в Библии есть очень четкая мысль, что Бог - Он ЭХАД
ЭХАД אֶחָֽד
Номер Стронга: 0259 אֶחָד произношение: ekh-awd
Обозначает один, единый, сложное, многосоставное единство.
Давайте посмотрим на примеры использования этого слова
Две части жезла в руке становятся ОДНИМ ИЛИ ЕДИНЫМ - ЭХАД
"И сложи их (два жезла) у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно (Эхад)" [Иез.37:17]
Муж и жена после бракосочетания становятся Одной ЭХАД плотью
"Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна (Эхад) плоть"; [Быт.2:24]
Разные люди соствляют собой ОДИН ЭХАД народ
"и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один (Эхад) народ [Быт.34:16]
Конечно, Эхад также может употребляться в значении единственный, однако Яхид имеет более сильный оттенок, что подтверждает уже приводимый мной отрывок из книги Бытия, в котором мы находим употребление ЭХАД и ЯХИД в одном стихе:
"[Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного (יחִיד ЯХИД) твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной (אֶחָד ЭХАД) из гор, о которой Я скажу тебе". Быт.22:2
Этот стих контрастно оттеняет различие в значениях этих двух слов.
Употребление в Священном Писании по отношению к Богу только слова Эхад, а не Яхид даёт нам возможность видеть здесь указание на множественность Лиц в Едином (Эхад) Боге!
Теперь, зная все это, давайте прочитаем главный символ веры древнего Израиля, со всей ясностью постулирующий Единство Бога, освящённый Самим Иисусом Христом:
"Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть". Втор.6:4
Вот что дословно написано на еврейском языке אֱלהִים Элохим (Боги минимум три) יהוה Иегова (Господь, Сущий) ישְרָאֵל Израиль שמע слушай אֶחָד ЭХАД ЕДИНЫЙ (ОДИН, ЕДИН) יהוה Иегова (Господь, Сущий).
Читаем еще раз более понятно
Слушай Израиль: Боги в количестве минимум три Иегова это ЕДИНЫЙ Иегова.
Что и есть по сути провозглашение ТРОИЦЫ, Триединства Единого Бога.
Еврейская книга «Зогар» дает подробную характеристику в комментарии к Второзаконию главе 6, стих 4 (молитва «Шма Исраэль»), а именно:
«Для чего необходимо упоминать Имя Бога трижды в этом стихе? … Первое – это Отец в небесах. Второе – это род Иессея через Давида. И третье – это путь на земле (со значением— Дух Святой, Который показывает нам путь), и эти три суть одно».
И Талмуд заявляет, что существует три личности, носящие это Имя.
Бог един, но не множество богов.