Развивается незаметно и начинается с желания помогать другим людям. Затем сама роль «Спасителя» становится зависимостью, необходимой частью жизни.
Часто с синдромом «Спасителя» параллельно развивается комплекс ученика-трудоголика, который заключается во внутреннем запрете на отдых и расслабление.
В основе любого действия, даже на первый взгляд абсолютно бескорыстного, лежат свои выгоды, которые не всегда очевидны:
— Желание заполнить внутреннюю пустоту, быть приобщенным к кому-то. Само по себе такое желание естественно, если помогает строить конструктивные отношения.
— Повышение самооценки. «Спаситель» является тем самым кирпичиком, без которого у спасаемого ничего не получалось или не получится в будущем.
— Вознаграждение. Чувство благодарности от спасаемого, его нужда в «Спасителе»: «Что бы я без тебя делал. Никто не понимает меня так, как ты. Никто не сможет мне помочь так, как ты».
— Контроль. Активно кому-то помогая, «Спаситель» тем самым контролирует жизнь другого человека, ставит в зависимость от себя, приобретает некоторую власть.
Казалось бы самые благие намерения могут вызывать ряд отрицательных качеств:
— Навязчивость. Вас в отношениях слишком много.
— Спасаемый лишается чувства ответственности, привыкая к тому, что многое делается за него.
— Нерациональная растрата собственных сил ради оправдания чьих-либо ожиданий с последующим одобрением и благодарностью от спасаемого. Либо ради освобождения от чувства виновности — «Ты выполнил все свои обязательства передо мной, ты ни в чем не виноват. Ты отдал долг».
— Безотказного человека легко использовать в личных целях.
Прежде чем спасать других, убедитесь, что вам самому хватает ваших внутренних ресурсов, что вы сами на данный момент не нуждаетесь в помощи. Убедитесь, что ваша личная жизнь под контролем.