Конституционный суд Эквадора легализовал эвтаназию своим решением по иску пациентки, страдающей неизлечимой мучительной болезнью
Своим постановлением от 7 февраля Конституционный суд Эквадора узаконил эвтаназию по результатам рассмотрения иска Паолы Ролдан (Paola Roldán), страдающей неизлечимым дегенеративным заболеванием – боковым амиотрофическим склерозом (БАС). В тот же день свое негодование решением суда высказала в интервью ACI Prensa, испаноязычному новостному партнеру CNA, Марта Сесилия Вильяфуэрте (Martha Cecilia Villafuerte), основатель и национальный директор правозащитной организации «Семья Эквадора» (Familia Ecuador), возглавляющей движение «За жизнь» в стране.
«Конституционный суд поставил себя выше Конституции и ополчился против прав беспомощных граждан – в данном случае всех, кто страдает от неизлечимых тяжких хронических заболеваний в Эквадоре, – сказала правозащитница. – Судьи воспользовались конкретным частным случаем пациентки, страдающей необратимым заболеванием, чтобы открыть всеобщий доступ к эвтаназии. Этим решением судьи нанесли тяжкий удар по человеческому достоинству и конституционным правам эквадорцев. Семеро судей из девяти решили, что проще скинуть с плеч бремя больного человека и взвалить на врача грех человекоубийства, дабы он лишил больного жизни – вместо того, чтобы всемерно крепить, утверждать и защищать конституционное право больного на всестороннее и надлежащее медицинское обслуживание, на оказание всей медицинской помощи, в которой он нуждается».
8 августа 2023 года 42-летняя Паола Ролдан подала в суд иск, в котором требует признать статью 144 Уголовного кодекса неконституционной в части прав неизлечимо больных на личное волеизъявление. Статья предусматривает наказание за причинение смерти человеку при различных обстоятельствах (за исключением тяжкого убийства первой степени) тюремным заключением на срок от 10 до 13 лет. 7 февраля высший суд страны подтвердил конституционность этой статьи в целом, однако ввел в нее исключение для эвтаназии «при определенных условиях».
Решение суда гласит, что статья остается в силе, однако в нее вводится исключение для врачей, оказывающих пациенту помощь в уходе из жизни, если выполняются следующие два условия (критерия): (1) больной должен лично просить об эвтаназии, действуя по своей воле (без принуждения), будучи дееспособным и хорошо информированным; либо должен обратиться с такой просьбой через своего полномочного представителя, если сам не может это сделать; и (2) пациент должен тяжко и нестерпимо страдать от серьезной неизлечимой травмы или неизлечимого заболевания. При соблюдении этих условий, врач освобождается от преследования по данной статье за проведение эвтаназии.
В обосновании своего решения, Конституционный суд заявляет, что «оспариваемая статья (144) в обстоятельствах рассматриваемого дела противоречит праву на свободное волеизъявление личности» и утверждает, что в определенных крайних случаях это право включает право на эвтаназию, для каковой в статье вводится исключение.
«В Эквадоре по сей день не сделано ничего для принятия закона о паллиативной помощи, а вместо этого в данном случае суд прибег к манипуляции конституцией, – заявляет правозащитница Вильяфуэрте. – Решение суда является новой и чрезвычайно опасной манипуляцией, поскольку открывает лазейку в законе на очень скользкий путь: теперь любой гражданин может требовать пересмотра важнейших статей Уголовного кодекса. Суд изменил и попрал единственную статью, которая предусматривает наказания за убийство в Эквадоре. Теперь наша безопасность, обеспечиваемая законом, наша безопасность как граждан, как эквадорцев, получила пробоину, и мы становимся беспомощными пред лицом различных угроз».
В своем решении Конституционный суд также постановил, что Министерство здравоохранения должно в двухмесячный срок разработать положение о процедурах активной эвтаназии. Суд также поручает аппарату Народного омбудсмена в шестимесячный срок подготовить и представить законопроект, закрепляющий правила и процедуры эвтаназии в исполнение постановления суда. Суд не забыл выдать поручение и Национальной ассамблее – ей он установил срок в 12 месяцев на обсуждение и одобрение законопроекта.
«Ввиду этой ситуации, борцам за жизнь нужно готовиться на этот и следующий год к самой активной борьбе за наши права, – предупреждает Вильяфуэрте. – Нужно решительно мобилизовать наши ресурсы и базы на местах и всерьез готовиться к уличным манифестациям. Мы знаем, что в этом году подходит срок частичной ротации в Конституционном суде, и трое из девяти судей подлежат замене. Мы анализируем пути и возможности расширения присутствия наших сил в суде, и будем рекомендовать на эти посты знающих юристов, демонстрирующих высочайший патриотизм и уважение к конституции – и действительно представляющих голоса 18 миллионов эквадорцев».
Согласно статье 432 Конституции Эквадора, члены Конституционного суда занимают свои должности «сроком в девять лет без внеочередного переизбрания, при этом суд обновляется на треть состава раз в три года». Члены Конституционного суда должны удовлетворять ряду требований – в частности иметь гражданство Эквадора «при осуществлении своих политических прав»; «иметь юридическое образование третьей степени, официально признанное в стране»; иметь «минимум 10-летний» опыт профессиональной деятельности; «демонстрировать высокую честность и этические стандарты»; и не входить в совет директоров какой-либо политической партии или политического движения «за последние 10 лет».