Это может оказаться огромным облегчением. Нам не нужно пытаться разложить по полочкам весь мир. Это ведь отчасти то, с чем мы росли - что нам нужно разобраться во всем, все рассортировать. Но на деле, единственное, что можно знать, в чем можем разобраться и навести порядок - это в том, что происходит здесь и сейчас.
Итак, мы держимся прямо, и все остальное вытекает из этого. Это не пассивность, в этом есть место отклику. О знание «таковости». Как я говорю, мы не хватаемся за него личным образом, если можем, если же нет — мы осознаем это. Потому что, мы легко можем быть ошеломлены, если мы полагаем себя кем-то, кто есть что-то, вместо того, чтобы просто осознавать бегущий, переменчивый опыт. Мы можем ухватить момент опыта и извлечь из него личное. Это мучительно. Так что, мы можем, в некотором смысле, позволять личному делать то, что хочется, но при этом поддерживать осознавание происходящего. Без необходимости быть кем-то. Без необходимости конструировать что-то. Просто следовать за изменяющейся структурой опыта.
Да, у нас есть свои взгляды – представления о себе, об учении. Все это так опасно. Потому что это не есть правда, это – абстракции и заблуждения, они есть часть наших отвлечений, они отвлекают нас от того, что в данный момент происходит. Я думаю, это то, от чего мы должны осознанно себя ограждать. Мы не имеем взглядов о «дукха», не имеем взглядов о «анатта», безличности. Эти вещи переживаются непосредственно. Это не рамки, в которые мы загоняем нечто, это то, как мы переживаем это. Это в самом деле другое.
Иметь взгляд — это настолько омертвляет. Если мы принимаем взгляд, то когда мы касаемся чего-либо, мы начинаем считать, что оно непостоянно, вместо того, чтобы ощущать полноту движения. Богатство и ритм. Так что, вся эта часть Дхаммы, учение о том, как есть, действительно нуждается в заботе. Поскольку мы можем наполовину видеть, наполовину знать что-либо в смысле прозрения в учение, и применять это таким образом, что оно на самом деле будет мешать нам. Так что, по-моему, очень важно продолжать возвращаться к здесь и сейчас и пробуждаться к тому, что сейчас происходит. И, как я говорила, это может быть так же просто и красиво, как слова: «Мои крылья не могут летать».