у Вардана недавно появилась какая-то Liа, которая декларирует себя, как поклонница Достоевского
думаю, было бы неплохо, если бы она или другие, подобные ей, приняли бы участие в форуме Познай себя
для этого создаётся данная тема, цель которой - подготовить возможный приход тех, кого интересует осмысление творчества Достоевского на глубоком уровне
к обсуждению предлагаются несколько видеоматериалов, связанных с выходом новой книги серьёзной исследовательницы творчества Достоевского Татьяной Касаткиной - «МЫ БУДЕМ — ЛИЦА…» Аналитико-синтетическое чтение произведений Достоевского
https://imli.ru/images/pdf/Касаткина._Мы_будем_лица.pdf
Уже состоялось несколько презентаций, к просмотру и обсуждению которых приглашаются участники данной темы.
Можно начать вот с этого материала:
«Достоевский: глубокое чтение». Встреча с Т.А. Касаткиной
00:01 Введение
•
Видео начинается с приветствия и объявления о том, что автор будет говорить о книге, которая продается в Покровских воротах.
01:06 Главная идея Достоевского
•
Достоевский считал, что главная задача человека - двигаться к своей новой природе, которая описана в Евангелии.
•
Возненавидеть душу свою в мире сем - это условие сохранения ее в жизни вечной.
04:17 Уединение человека и его связь с родом
•
Достоевский считал, что человек все больше и больше изолируется от других людей и от своей семьи.
•
Он говорил о необходимости роста и развития человека на протяжении всей жизни.
09:39 Символы человечества и причастие
•
Достоевский использовал символы винограда и граната для описания единства и множества человечества.
•
Виноград символизирует причастие, а гранат - загробную пищу.
12:28 Человек как единство и множество
•
Достоевский считал, что человек - это не отдельная ягодка в грозди, а все человечество.
•
Человеческое тело - это то, что не позволяет двум людям занимать одну и ту же позицию в пространстве, а душа - это то, что предоставляет друг другу новое пространство.
14:42 О человеческом теле и душе
•
Видео обсуждает идею о том, что если мы переносим акцент с тела на душу, то каждый из нас не борец за тот же самый ресурс, а предоставляет новое пространство для другого.
•
Человеческое тело становится самым дорогим, что можно купить в мире, а пустое пространство - самой дорогой вещью.
17:16 Человеческое единство и желание отдать
•
Достоевский описывает личность на высшей ступени развития как отдающий личностный центр, который вошел в единство с другими людьми.
•
Он говорит о том, что личность на высшей ступени развития хочет отдать все, но не хочет, чтобы ей что-то возвращали.
24:20 Грех и ошибка
•
Грех - это промах мимо своей настоящей природы, а не иллюзорной, где мы видим себя как отдельных и изолированных.
•
Грех возникает, когда мы сосредоточиваемся на своей иллюзорной природе, а не на своей настоящей природе.
27:17 Разговор о Соне Мармеладовой
•
Достоевский переделывал текст, чтобы передать реплики Сони, которые она должна была произносить.
•
Соня говорит, что ее грех в том, что она не отдала, а не в том, что она проститутка.
31:12 Связь с другими произведениями
•
Соня Мармеладова становится христом современного общества, так как она несет на себе чужой грех и жертвует собой ради других.
•
Достоевский показывает, что нужда преодолевается, когда мы начинаем отдавать, и нарастает, когда начинаем требовать.
37:33 Современное общество и Достоевский
•
Достоевский может звучать как утопия для современного общества, но если мы выбираем дело по душе, то не будем ориентироваться на успех и деньги.
•
Важно понимать, что деньги могут исчезнуть в любой момент, и единственное, что исчезает, это человеческая солидарность.
42:57 Утопичность Достоевского
•
Обсуждается мнение о том, что Достоевский был утопичным и неактуальным для современного общества.
•
Упоминается, что рынок и прибыль являются главными приоритетами, а не ответственность мастера за свою продукцию.
46:09 Личность и рынок
•
Достоевский показывает, что личность может быть полезной и приносить пользу обществу, даже если она не приносит прибыль.
•
Он также подчеркивает важность ответственности мастера за свою продукцию и ее передачу из поколения в поколение.
52:00 Целостность и психоанализ
•
Достоевский говорит о том, что человек состоит из двух противоположных сторон, светлой и темной.
•
Обсуждается вопрос о том, как человек может двигаться к новой природе, сохраняя или трансформируя свою темную сторону.
53:28 Психоанализ и Достоевский
•
Видео обсуждает, как Достоевский использует язык психоанализа для описания своих персонажей.
•
Достоевский говорит о высшей и низшей природе человека, а не о тени и фигуре.
54:22 Низшая природа и борьба за индивидуальность
•
Низшая природа стремится переделать все вокруг себя и активно участвует в социальной жизни.
•
Достоевский подчеркивает важность борьбы за индивидуальность и осознание своих границ.
57:35 Христианская педагогика и достоевский
•
Достоевский критикует современную христианскую педагогику, которая сразу требует от человека отдавать и жертвовать.
•
Он говорит о необходимости пройти путь становления и борьбы, чтобы стать личностью на высшей ступени развития.
59:05 Интеграция низшей природы и высшей мудрости
•
Достоевский считает, что все персонажи романа должны быть интегрированы, чтобы стать единой личностью.
•
Он подчеркивает важность понимания и уважения друг друга, а не выталкивания друг друга за пределы.
01:01:00 Оценка личного прогресса
•
Федор Михайлович Достоевский оценивал свой личный прогресс на пути к высшей природе, но считал свои усилия успешными.
•
Он также отмечал, что на этом пути человек видит все свои ошибки и начинает видеть весь кошмар, который раньше казался нормальным.
01:03:49 Пример из жизни Достоевского
•
Достоевский рассказал историю о том, как он заплатил штраф за человека, которого избили из-за несправедливого решения.
•
Этот случай показывает, что Достоевский был готов помочь другим и жертвовать ради справедливости.
01:10:15 Сомнения в пути
•
Достоевский не сомневался в своих представлениях о том, куда нужно двигаться, но сомневался в том, как достичь этого состояния.
•
Он знал, что путь к высшей природе сложен и требует постоянного движения вперед.
01:15:52 Возрождение человечества
•
Татьяна Александровна отмечает, что человечество уже не раз возрождалось, и это объединение и разделение будет продолжаться.
•
Она также подчеркивает важность изучения истории, чтобы лучше понимать, как человечество развивается и меняется.
01:16:55 Время и вечность
•
Видео обсуждает идею о том, что время и вечность не являются взаимоисключающими понятиями, а скорее дополняют друг друга.
•
В контексте последнего суда, каждый человек, независимо от его национальности или культуры, может быть в вавилонском пленении и выйти из него.
01:22:03 Достоевский и современное искусство
•
Достоевский пришел к своей интонации после посещения картин мастеров эпохи Возрождения.
•
Ларс фон Триер использует современный постмодерн, чтобы передать вечные темы в современном контексте.
•
Искусство может быть использовано для того, чтобы заставить нас задуматься о вечных темах и изменить наше восприятие.
01:28:10 Пелевин и его последний роман
•
В последнем романе Пелевина, несмотря на его противный и тягомотный характер, есть несколько важных моментов, ради которых стоит его прочитать.
•
Искусство создается для того, чтобы изменить наше восприятие и помочь нам пройти через определенные этапы жизни.
01:30:40 Утопичность Достоевского
•
Обсуждается вопрос о том, насколько Достоевский был утопичен в своих произведениях.
•
Упоминается, что Достоевский подобрал уникальные портреты и лица для своих персонажей, что является фантастикой.
01:34:12 Самоотдача и самопожертвование
•
Обсуждается проблема самоотдачи и самопожертвования в воспитании детей.
•
Подчеркивается, что важно быть счастливым и следовать глубинным желаниям своего сердца, а не пытаться быть похожим на кого-то другого.
01:41:18 Сравнение утопии и антиутопии
•
Обсуждается разница между утопией и антиутопией, а также необходимость прилагать усилия для достижения желаемого.
•
Подчеркивается, что для того, чтобы не сбылась антиутопия, нужно делать что-то положительное, а не бороться с отрицательными проектами.
Отредактировано Артур Кузнецов (02.12.23 11:21)