Ко времени прибытия к месту трагедии поисково-спасательных групп (через 3 недели и позже) ядовитое облако уже рассеялось. Но очевидцы все же заметили, что некоторые молодые ёлки на границе леса имеют обожженный след. Отмечалась также пена во рту и в дыхательных органах погибших. Это признаки химического воздействия диоксида азота.
– Версия об облаке диоксида азота, как причине гибели туристов выглядит убедительной. А могли же, наверное, при взрывах ракет образоваться и другие ядовитые вещества?
Конечно, могли. Давайте рассмотрим другие компоненты ракетных топлив и окислителей.
Кроме керосина в качестве ракетного топлива в России, США, Франции, Японии и Китая широко используется гептил (диметилгидразин), который более эффективен, чем керосин.
Гептил – сильно пахнущая, ядовитая жидкость, относящаяся к первому классу опасности. При вдыхании паров гептила у человека возникает раздражение слизистых оболочек дыхательных путей и легких, в результате чего – кашель, хрипота, учащенное дыхание. Раздражение глаз вызывает слезотечение. Также возникает сильное возбуждение центральной нервной системы и расстройство желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота).
– По-моему, гептил по воздействию на человека похож на диоксид азота?
Согласен, похож. Отличие состоит только в том, что гептил дополнительно вызывает тошноту и рвоту. Этот признак обязательно заметили бы поисковики при осмотре вещей, оставшихся в палатке, и одежды погибших. Но, поскольку никто из спасателей и следователей признаки рвоты у туристов не отмечал, то отравление гептилом надо считать маловероятным.
Но продолжим наши исследования. На ракетах, заправляемых гептилом, как и на «керосиновых» ракетах, используются тот же окислитель – диоксид азота.
Отсюда следует, что ракета, начиненная гептилом и диоксидом азота, как и «керосиновая» ракета, при взрыве могла образовать уже описанное ядовитое облако диоксида азота.